Система Orphus

Назад

Смена наименований церквей Истринского района в XVIII веке
С. Носиков 29.07.2015

Как известно, на протяжении своей истории отдельные храмы меняли свое посвящение. По какой причине и когда именно это происходило – довольно часто остается не выясненным. В этом плане дело ЦИАМ (Ф. 203. Оп. 748. Д. 2) «Списки церквей (по духовным округам) Московскаго уезда. 1737-1787 годы» является довольно интересным. В нем в табличной форме приведены списки церквей, сгруппированные, с одной стороны, по годам, а с другой, как написано в оглавлении, «по духовным округам» (видимо, что-то типа благочиний). И так на протяжении нескольких десятков лет XVIII века.

Для каждого храма помимо указания его наименования (посвящения) и названия села, приводится еще числовые значения, которые, судя по оглавлению колонок, обозначают «число листов: писаны и не писаны». Это позволяет предположить, что имеющиеся в деле списки храмов по годам, являются судя по всему ничем иным, как оглавлением какого-то обширного архива, возможно, что-то типа клировых ведомостей (в самом деле никаких указаний на сей счет нет). Неизвестно, сохранились ли сами эти документы. Видимо, нет, иначе думается, о них было бы известно, так как информации об истории храмов Московского региона XVIII века очень мало (кроме статей братьев Холмогоровых по различным десятинам, других, сравнимых с ним фундаментальных трудов не известно).

Но даже в таком кратком виде, как просто списки храмов, информация из указанного дела представляется интересной. Дело в том, сравнивая из года в год наименования храмов, можно проследить, как они со временем изменялись. И это позволяет установить примерные временные рамки, когда происходило переименование. К сожалению, по неизвестной причине, «погодовые» списки храмов по своему составу значительно варьируются – в ряде случаях они объемные (включают много храмов), в других – довольно краткие, а для некоторых годов списков и вовсе нет. Разумеется, отсутствие какого-либо храма в списке за конкретный год еще не означает, что он, например, был закрыт (ибо уж очень много пропусков по годам). Но там, где храмы присутствует, сравнение списков позволяется сделать интересные наблюдения (следует сделать оговорку, что ввиду обширности дела – а в нем около 300 листов – не проводился полный анализ дел, года отбирались выборочно):

1. Село Воздвиженское-Дарна: с 1739 года по 1774 храм именовался в списках сначала Воздвиженским, потом Крестовоздвиженским (что в принципе одно и тоже). А с 1776 года уже Петропавловский. Следует отметить, что в 1848 году храм почему-то назван Воскресенским, но это возможно просто ошибка составителя.

2. Село Лужки (иногда писалось Лушки): с 1739 года по 1756 храм именовался Николаевским, а с 1764 года – Петропавловским (такое у него посвящение и сейчас).

3. Село Никольское-Надовражное: с 1739 года по 1774 храм именовался Николаевским, а с 1776 года – Рождественским (как известно, в последние годы главный придел в храме был в честь Рождества Богородицы).

4. Село Еремеево: трижды (в 1739, 1785 и в 1765-1774 годах) храм именовался Николаевским; а дважды (в периоды с 1741 по 1756 и с 1775 по 1784 год) церковь уже Вознесенская, каковой остается и по сей день. Пока трудно сказать, чем вызвана такая частая смена названия. Холмогоровы пишут, что первоначально храм в Еремееве был Николаевским, а в 1699 году в селе была построена «церковь во имя Вознесения Господня с приделом Николая Чудотворца».

Помимо отмеченного выше необъяснимого однократного наименования храма в Дарне (когда он почему-то назван Воскресенским), подобные единичные случаи «непонятных» наименований встречаются и для других храмов. Например, церковь в Ламишине в 1775 году названа Рождественской, тогда как годом ранее и годом позже она именовалась Казанской (как и сейчас). Церковь в Куртасове на протяжении 1756-1776 годов именовалась Воскресенской и один раз Обновленской, что в общем то не противоречит друг другу учитывая, что официальное ее посвящение было «Во имя Обновления Храма Воскресения Христова». Но более интересным является то, что в списке 1785 года указано село Никольское-Куртасово с Казанской церковью! Это видимо не ошибка, объяснение может быть такое: учитывая ветхость и скудость храма в Куртасове, возможно, речь шла о его приписке к соседней Казанской церкви в селе Никольское-Малинки.

Помимо замеченных в деле смены наименований храмов, обращает внимание изменение названий некоторых сел. Чаще всего это связано с «одинарным» или двойным написанием: Дарна и Воздвиженское-Дарна, Городище и Ильинское на Городищах; Куртасово и Воскресенское-Куртасово, Ламишино и Богородское-Ламишино, Надовражное (Надовражино) и Никольское-Надовражное, Огниково и Покровское-Огниково, Размыслово и Никольское-Размыслово, Ивановское и Ивановское-Сатки (ныне Садки), Холм и Знаменское-Холм. Более интересно наблюдение, что город Воскресенск впервые в списке встречается в 1783 году, а с 1741 по 1776 года это было село Вознесенское с Вознесенской церковью, что хорошо согласуется с известными историческими фактами.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика