Система Orphus

Назад

Проблемы и трудности краеведческой работы
(на примере сбора информации о церквях и часовнях Истринского района)
С. Носиков Круглый стол «Город Истра и окрестности» 22.02.2014

Работа по сбору информации об утраченных церквях и часовнях Истринского района началась два года назад. Сначала нас было двое – я и Сергей Мамаев, потом к нам присоединился Павел Малкин.
Мы краеведы-самоучки, если так можно выразиться. Опыта по настоящему серьезной краеведческой работы у нас не было. Ну разве что только немного у Сергея Мамаева, который написал книгу о своем родном селе Рождествено. Но в архивах до этого никто из нас не работал. Не оказалось и опытного наставника, который бы нас наставил на правильный путь, подсказал, что, как и в какой последовательности делать. Все мы делали и узнавали сами, искали, у кого можно спросить. Ошибок в работе было допущено немало. Вот и хочется рассказать о них, о трудностях, которые встречались на нашем пути. Возможно наш опыт кому-то окажется интересным и полезным.

Сперва мы проштудировали все известные публикации о храмах нашего района. Главных источника оказалось три: книга-энциклопедия «Истринская земля», две книги протоирея Олега Пэнэжко о храмах нашего района и публикации Александра Бокарева – современного краеведа, одного из авторов проекта «Храмы России». Были также просмотрены (в основном в РГБ) все известные книги, публикации в журналах по нашей теме. Был составлен список всех храмов на территории Истринского района, в том числе тех, которые не сохранились. Аналогично и для часовен, причем с ними оказалось намного сложнее, так как сведений оказалось намного меньше. В итоге на учет было поставлено 12 церквей и 31 часовня, на каждую составлена особая карточка учета и все эти сведения занесены на специально созданный сайт.

Состоялась наша встреча с благочинным церквей Истринского округа отцом Димитрием и мы получили благословение на свою работу. Перед нами была поставлена задача – сбор информации об утраченных храмах и определение точных мест, где они находились с тем, чтобы потом увековечить их память установкой крестов. В первый год был установлен один крест в память храма в Савельеве, а год спустя еще два – в Хованском и Назарове. По завершению второго года работы число объектов, учитываемых на нашем сайте увеличилось до 14 церквей и 46 часовен. Причем все «новые» часовни (их 15), не были до этого известны (ну кроме местных старожилов, да и то не везде). Определено точное местоположение всех утраченных церквей и подавляющего числа часовен.

С самого начала мы определили для себя несколько основополагающих принципов нашей работы: 1) находить и самим проверять первоисточники всех исторических сведений, приводимых в литературе (это позволило позже найти несколько ошибок даже у самых признанных авторитетов); 2) открывать все найденные данные, то есть публиковать их на сайте проекта. Начинали поиск информации в архивах со списков литературы, которых приводились в конце книг. Потом расширили поиск, стали искать по описям в фондах, в которых в принципе могли быть сведения о храмах. Начали с архива музея «Новый Иерусалим». Но это было в самом начале нашей работы, когда практически никакого опыта еще не было и наверняка не все интересные документы по нашей теме в этом музее были просмотрены. Затем работа проводилась в архивах Москвы: ЦИАМ, ЦАГМ, ЦГАМО, а также по нашей просьбе нам прислали копии нескольких документов из питерских архивов (РГИА и ИИМК). Во второй год проводилась работа в ЦИАМ, а также в ГАРФ, РГАДА и начата работа с письменными источниками в ОПИ ГИМ и НИОР РГБ. Хочется поделиться опытом работы в московских архивах.

Лично меня по началу пугало – насколько я смогу читать дореволюционные документы с «Ять», да еще как правило они написаны от руки. Как оказалось, это не так трудно, если подчерк четкий и документ сохранился хорошо. Хотя определенный навык все же требуется – несколько иная грамматика, стилистика фраз, написание отдельных букв. Но это для документов второй половины XIX века. Но вот документы начала XIX века, а тем более XVIII столетия, где многие буквы написаны иначе, оборот фраз непривычный, почти отсутствуют знаки препинания – вот это действительно оказалось сложно. Поэтому так далеко в глубь веков мы не лезем, благо хватает более свежих документов.

На самом деле в ЦИАМ хранится огромное количество документов, причем многие из них (до 80% и даже более) никем и никогда «не поднимались». Усложняет работу – отсутствие толковых описаний (описей), они не оцифрованы (их можно смотреть только на месте). И главное: жесткий лимит на заказ дел – только три бумажных дела за одно посещение. Это очень мало, в других архивах лимит выше. Такие ограничения вызваны наплывом желающих изучать свою родословную. А руководство ЦИАМ всех ставит на одну полку, никакие аргументы на то, что мы занимаемся общественно-значимой работой не действуют. Более того, в последнее время добавилось еще одна проблема – из-за наплыва людей в читальных залах ЦИАМ, особенно в зале микрофильмов, иногда мест за просмотровыми аппаратами не хватает. Вот и приходится нередко ждать, пока кто-то закончит свою работу.

Многие дореволюционные документы не сохранились. А некоторые другие не выдают на руки, ссылаясь на их плохую сохранность – мол, они требуют реставрации. Причем и электронных копий их тоже не существует. Копирование информации в архивах – не простое, долгое и затратное дело. Нас никто не спонсирует, все траты из личных средств. А цены на копирование только растут (особенно это касается ЦИАМ).

О проблемах работы в родном Истринском районе. У нас в районе оказывается храниться довольно мало исторических документов. Про фонды музея «Новый Иерусалим» я пока не говорю, он сейчас закрыт для доступа. И что там есть – можно только догадываться, ибо в интернете никаких сведений о содержании фондов нет. Один день работы с фондом №4 – это конечно крайне мало, и полезная информация по нашей теме там наверняка еще есть.

Увы, но в нашей районной библиотеке почти не оказалось редких книг, например, даже две известные довоенные книги Радченко там отсутствуют. Поэтому много приходилось ездить в РГБ. Но это не страшно. Хуже то, что местная газета «Ленинский путь» («Истринская стройка») хранится только с 1957 года, за просмотром более ранних выпусков надо ехать в отдел газет РГБ в Химки. Ну а более редкие газеты типа «Голос Дедовки» у нас и не хранятся.

Работники местного районного архива, заявили, что ничего «исторического» по нашей теме у них нет. Так ли это на самом деле – проверить не возможно. Крайне интересны были бы старые (например, довоенные) местные карты крупного масштаба. С их помощью можно было установить более точное местоположение церквей и часовен. Но где искать такие карты – совершенно не понятно. Предварительное зондирование в Геодезической районной службе пока ни к чему не привело. Местные школьные музеи. Пока тут работа (кроме истринской школы имени Чехова) еще не начиналась. Надежд не так много. Но все может быть. В планах остается.

Работа с местным населением, старожилами. Пока что, называется, мы действовали сами без всяких наводок, просто приезжали в селения и пытались на месте найти уцелевших старожилов. Иногда это удавалось, иногда нет. К сожалению, поздно за это дело мы взялись. Лет бы 20, даже 10 назад – результат был бы намного лучше. А пока мы опросили более сотни людей. С их помощью удалось узнать некоторые подробности о судьбе церквей и часовен, установить места, где они находились. Практически никто не смог предоставить ни одного старого снимка с храмами. Люди ссылаются на то, что тогда не было фотоаппаратов. Но ведь это не так, у кого-то они были. Возможно это результат того, что мы были с улицы, был эффект недоверия к чужакам. Хотя следует сказать, что большинство людей на местах относились к нам с расположением, охотно делились воспоминаниями.

О работе со священниками. Тут однозначно не скажешь. На словах все «за» краеведческую работу. Но на деле. Некоторые местные батюшки охотно шли нам навстречу, даже помогали финансово в компенсации некоторых затрат на копирование документов по их храмам. Но были и такие, кто несмотря на неоднократные просьбы и напоминания не поделились своими материалами, которые, по нашим сведениям, у них имеются. Увы.

 

Участие в работе круглого стола об истории истринского края
Круглый стол «Капля в море российской истории» в музее «Новый Иерусалим» 22.02.2014

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика