Система Orphus

Назад

О датировке Успенской церкви в селе Онуфриево Рузского уезда
С. Носиков 27.09.2014

В селе Онуфриево исстари стояла каменная церковь Успения Божией Матери, которая во время Великой Отечественной войны была взорвана. В рамках проекта «Утраченный Божий Дом» собирается вся информация о храмах, которые были на территории Истринского района Подмосковья, в том числе и по Онуфриевской церкви [1]. Сохранилось несколько изображений этого храма, три дореволюционные фотографии обнаружены в архивном деле ЦИАМ [2]. Отметим, что на одной из них на переднем плане виднеется пруд (этот факт пригодится в дальнейшем при уточнении места, где стояла церковь).

Когда же была построена Успенская церковь? Прямых и достоверных сведений об этом пока не найдено. В клировых ведомостях Онуфриевской церкви местные священники на протяжении XIX-XX веков постоянно писали: «Построена когда и чьим тщанием по древности не известно» [3][4][5]. Известный московский краевед-историк Петр Николаевич Миллер в своих довоенных записях отметил так это село: «Онуфриево, архитектурный памятник XVII-го века» [6]. Очевидно речь шла о храме, т. к. других памятников в селе не было. Какими источниками информации при этом пользовался уважаемый исследователь, не указано. Однако внешний вид храма в Онуфриево, судя по сохранившимся фотографиям, не позволяет так уверенно говорить о его древности. Архитектурный стиль Успенской церкви – оформление и размеры фасада и апсиды, трапезной и колокольни, количество окон и их вид, наружное покрытие стен и т. п. – мало отвечает особенностям построек XVII века. Это наводит на мысль, что если и сохранилась основа старого храма, то вероятно позже она подвергалась существенным архитектурным переделкам. И недаром же Миллер указал век постройки – наверно, какие-то основания у него на это были, да и сама церковь в то время еще существовала, и он мог лично ее осматривать.

Определить дату постройки утраченного здания довольно сложно. Но попытаться можно, благо сохранились некоторые исторические документы, хотя и не так уж много (в современных публикациях никаких новых фактов про историю храма в Онуфриево не сообщается). Найденные материалы свидетельствуют, что в древности на этом месте был монастырь – Онуфриева пустынь. Есть ли связь между Успенской церковью и монастырем? И что вообще известно про историю села Онуфриево (иногда писали Ануфриево, Анофриево), а точнее про церковные постройки в нем? Сначала просто приведем некоторые цитаты, обнаруженные в разных источниках.

1. Церковный исследователь В.В. Зверинский в XIX веке писал следующее [7]: «2191. Успенский-Онуфриевский или Онуфриева пустынь на Тростенском озере, мужской, ныне село Онуфриево, Московской губернии, Рузскаго уезда, в 27 верстах к северо-востоку от Рузы, при озере. Несомненно существовал в XV столетии, что видно из межевой грамоты Великого князя Иоанна Васильевича 1504 года, когда монастырь владел несколькими деревнями и его земли граничили с землями Саввино-Сторожевскаго монастыря. В грамоте 1649 года на просьбу Мгарских монахов переселиться в Московское государство был предложен между прочим “в Рузском уезде Онофриев монастырь от Москвы 60 верст, стоит на озере, а в том монастыре церковь, и трапеза, и колокольня, и поварня, и хлебня, и покои каменные, и земли, и угодей не мало, и рыбная ловля в том озере есть, да подмонастырская слободка 20 дворов”. В 1679 году под именем “Успения Пресвятыя Богородицы Анофриева пустынь” значился приписным к Саввино-Сторожевскому монастырю».

2. В широко известных трудах братьев В. и Г. Холмогоровых [8] про монастырь, церковь и село в разные исторические периоды говорится следующее. Сначала так: «В XVI столетии в Звенигородском уезде, Тростенскаго стана, при озере Тростенском существовала Онуфриева пустынь, которая с принадлежавшими к ней вотчинами была причислена, по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича 7166 (1658) года, к Звенигородскому Саввы Сторожевскому монастырю». Затем далее: «В Онуфриевой пустыни существовала каменная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, которая с уничтожением обители сделалась приходской и Ануфриева пустынь стала называться село Ануфриево» (к сожалению, дата в книге не указана). И еще: «…запись в приходной окладной книге Патриаршаго Казеннаго Приказа за 7186 (1678) год: “По книгам из Дмитрова Борисоглебскаго монастыря архимандрита Питерима в прошлом во 185 (1677) году прибыла вновь и обложена данью церковь Успения Божией Матери каменная в монастыре Онуфриевой пустыни, дани 14 алтын”». И наконец: «В записной книге о выданных антиминсах под 1703 годом значится: “Ноября 11 дня, по подписной челобитной, выдан антиминс в Звенигородский уезд, в Ануфриеву пустынь, в предел чудотворца Ануфрия; той же церкви поп Максим Иванов, взял антиминс и росписался”. В 1705 году Онуфриева пустынь названа селом, в котором числилось 40 дворов крестьян. В 1729 году при Успенской церкви находился священник Максим Иванов».

3. В книге Смирнова, посвященной истории Саввино-Сторожевского монастыря [9], говорится следующее: «15. Онуфриева пустынь, в Звенигородском уезде Московской губернии. Упоминается в межевой грамоте Великаго Князя Иоанна III, писанной 1504 года, по случаю раздела сыновьям его уделов. По указу Царя Алексия Михайловича при¬писана в 1658 году к Саввину монастырю дьяком Власом Нероновым (при этом приводится ссылка на первоисточник: Переп. кн. мон. прип. к Савв. в библ. Погод. № 5. стр. 46). В составленной по сему случаю описи сказано, что в Онуфриевой пустыни тогда были: каменная церковь во имя Успения Пресв. Богородицы, с приделом во имя Онуфрия Великаго, с каменною колокольнею».

4. В архиве РГАДА сохранился план Тростенского озера и его окрестностей [10], датированный 1658 годом, на котором изображен Анофриев монастырь с двумя церквями – надвратной и еще одной с двумя куполами, видимо, главной в обители.

Были ли на последней действительно два шатра, как показано на плане, сказать трудно, вполне вероятно просто обозначено, что она была двупридельной (такая практика существовала на планах XVII века – числом шатров отмечать количество престолов в храме). О том, что в монастыре был каменный храм с 2 приделами (Успения и Онуфрия), – говорится в книге Смирнова. Видимо, это и есть та самая церковь. В пользу такого предположения говорит и одинаковая датировка обоих документов – 1658 год.
Перейдем к детальному анализу собранных сведений, постараемся определить, как соотносятся приведенные выше исторические сведения с приходским Успенским храмом, существовавшим в селе Онуфриево в XIX-XX веках? Главный вопрос: была ли это старая сохранившаяся церковь монастырских времен или же ее разобрали и позже на том месте (или рядом) было построено новое здание? А может старый храм со временем был перестроен, расширен?

Для начала уточним месторасположение Успенской церкви. Где именно в селе Онуфриево перед войной располагался каменный храм, хорошо известно – вблизи пересечения старой дороги на село Петрово и современного шоссе на Рузу. Об этом знают и помнят местные жители, церковь условным значком показана на нескольких дореволюционных и довоенных картах, в том числе на довольно подробных «пятисотметровках» (правда, пруда перед храмом почему-то нигде не видно, может быть из-за его малых размеров).

Сейчас территория на том месте расчищена, огорожена и в 2004 году там поставлен крест в память разрушенной Успенской церкви (его координаты 55.85380, 36.50935), озвучены были планы построить часовню (но до сих пор это не осуществлено). Примечательно то, что современные сведения о местоположении церкви хорошо согласуются с историческими материалами, а именно с приведенным выше планом 1658 года (Изо. 2), на котором показана огороженная монастырская территории с двумя храмами, а за ней озеро (Тростенское), и со старой архивной фотографией церкви, где виден пруд на переднем плане (Изо. 1). Этот пруд расположен как раз вблизи пересечения отмеченных выше дорог на Рузу и Петрово, что хорошо видно на снимке из космоса.

Все это позволяет говорить, что разрушенная во время войны церковь стояла на том самом месте, где в XVII веке располагался главный монастырский храм. Но была ли она именно тем самым историческим зданием, которое упоминается в процитированных выше документах, пока не ясно.

Продолжим анализ имеющейся информации. Первое упоминание о монастыре встречается в 1504 году. А первые письменные сведения о каменных постройках в нем датируются 1658–1659 годами. В первом случае говорится: «…а в том монастыре церковь, и трапеза, и колокольня, и поварня, и хлебня, и покои каменные». Правда, эта фраза построена так, что слово «каменные» можно отнести только к покоям, а можно и ко всем монастырским постройкам, включая церковь. Но все сомнения снимает цитата из другого документа: «…в Онуфриевой пустыни тогда были: каменная церковь во имя Успения Пресв. Богородицы, с приделом во имя Онуфрия Великаго, с каменною колокольнею».

Когда была закрыта Онуфриева пустынь на Тростенском озере, точно пока не известно. Вероятно, это случилось около трех веков назад. Братья Холмогоровы написали так: «В 1705 году Онуфриева пустынь названа селом, в котором числилось 40 дворов крестьян». Это позволило авторам книги «Истринская земля» [11] утверждать, что «в 1705 году монастырь уже не значится». Вдобавок к этому можно предположить, что отмеченная выше выдача антиминса в «предел чудотворца Ануфрия» двумя годами ранее как-то связана с «преобразованием» монастыря под приходские нужды. То, что при этом случилось обращение главного храма обители в приходской – сомнений нет. Об этом говорится в той же книге, в материале про Онуфриево, со ссылкой на документ РГАДА [12]: «В 1715 году Саввино-Сторожевскому монастырю принадлежало село, бывшая подмонастырская слободка, еще не получившее определенного имени. В селе была церковь и при ней: “во дворе поп Максим Иванов 32 лет… Во дворе дьячек Софоной да Емельян по 50 по 7 Абросимовы… Двор монастырской, а в нем скотник Изот Иванов 42 лет…» (Отметим противоречие насчет наименования села: утверждение “не получившее определенного имени” не стыкуется с документом, приведенным выше, что в 1705 году, т.е. десятью годами ранее, образовалось село Онуфриево).

Итак, мы установили, что на рубеже веков главный каменный храм бывшего Ануфриева монастыря был преобразован в приходскую церковь. О дальнейшей судьбе Успенской церкви на протяжении всего XVIII века почти ничего не известно – документов, где упоминается Успенская церковь для этого периода, пока не обнаружено. Это довольно странно, т.к. указанное столетие не назовешь таким уж древним, в различных архивах сохранилось немало документов по другим храмам этого периода. А может, все объясняется просто? Может, нет сведений потому, что ничего значительного с храмом в селе Онуфриево не происходило, никаких его перестроек, а тем более сноса и постройки нового каменного здания не было? То есть не было ничего такого, что могло быть удостоено внимания церковных властей и потому нашло бы отражение в документах Духовного Правления или Консистории. Но это лишь предположения. Однако основания для этого имеются, как представляется, весомые.

По каким возможным причинам могла бы возникнуть необходимость в перестройке храма или его сносе и постройке нового? Первая – внешние факторы, напр. стихийное бедствие (пожар, землетрясение) или военные действия. Ни о чем подобном в обнаруженных исторических материалах XVIII века про село Онуфриево не говорится. Далее – могло произойти существенное расширение приходской общины так, что старый храм в какой-то момент стал тесным. Однако это не относится к селу Онуфриево, где число прихожан на протяжении XVIII века было не таким уж большим, и храм, судя по имеющимся сведениям, оставался одноприходным. Информации по размеру приходской общины в начальный «постмонастырский» период пока не обнаружено, только в книге «Истринская земля» сообщается о числе дворов в селе в 1705 году – 40. А в клировой ведомости Успенской церкви за 1785 год приводятся следующие данные о всем приходе, включая деревни [13]: «приходских дворов: 150. …Прихожане …мужеска пола 520, женска пола 522». То есть общее число душ едва превышало тысячу. Сколько из них проживало в самом селе – неизвестно.

Следующая возможная причина – старение здания церкви, его обветшание по прошествии долгого времени. Но если каменный храм был построен в 1658 году или около того, то еще несколько десятилетий он должен был оставаться в приличном состоянии (ведь тогда строили добросовестно). Так что до середины XVIII века, а может и до конца столетия никакой потребности в крупных ремонтах, перестройках по идее и не должно было возникнуть. Ну а если бы за столетие все-таки храм сильно обветшал, и возникла необходимость в его существенном ремонте или перестройке, то случилось бы это тогда, когда уже начали писать первые клировые ведомости (их ввели в конце XVIII века), и тогда наверняка об этих работах было бы сказано в указанных документах. Но ничего подобного там нет. Ну а если предположить, что сначала каменные постройки монастыря разобрали, а потом спустя какое-то время снова восстановили, то встают вопросы: а зачем это делали? И на чьи средства потом строили? Строительство каменных храмов дело дорогостоящее. Само село Онуфриево, как уже отмечалось, было не таким уж большим. И кто бы мог дать необходимые средства? Саввино-Сторожевский монастырь, в чьи вотчины село входило?

Весной 2014 года мы с археологом Звенигородского музея А.В. Алексеевым выезжали в село Онуфриево и осматривали местность, где прежде стояла Успенская церковь. Это оказалась относительно небольшая (на глаз метров 20 на 30) выровненная площадка, ныне огороженная, на которой после войны, как нам сказала одна местная жительница, некоторое время находилась конюшня. На ее северной стороне, к озеру, имеется крутой обрыв – это следы песчаного карьера, который тут разрабатывался в конце XX века и потом был заброшен. Возникает вопрос – а может, песчаный грунт и был той причиной, по которой первый каменный монастырский храм подвергся разрушениям и от того возникла необходимость в его укреплении и перестройке? К сожалению, обнаружить на площадке следов фундамента церкви, по кладке которого специалист мог бы определить примерную дату постройки, не удалось (все это, как надо полагать, скрыто под слоем грунта). Зато на поверхности попадались небольшие осколки старинной керамики (вероятно, от посуды) и фрагменты кирпичей разного размера – как обычных, так и большемерных.

Глядя на эти осколки, А.В. Алексеев уверенно сказал, что все они старинные. А те кирпичные фрагменты, которые торцом крупнее, судя по размеру, – скорее всего XVII века. Возможно, что найденные обломки – те самые, из которых был сложен Успенский храм, но возможно и нет.
За дополнительной консультацией я обратился к Александру Бокареву, одному из авторов и ведущему специалисту проекта «Храмы России» по церковным постройкам Московской области. Он, опираясь на собранные нами архивные материалы и главным образом на два «строительных» дела ЦИАМ и , где приведены чертежи Успенской церкви, составленные в 1880-х годах, написал следующее:

«Основной объем Успенской церкви – это четверик 6?6 сажен, т.е. примерно 13?13 м. Габариты 13?13 – довольно большие, в начале XVIII века так строить побаивались, брали поменьше. В Лужках, в Холме – 10?10 м. Можно заметить – ставить что-то тяжелое на свод с таким размахом в Онуфриево побоялись, поставили чисто декоративную главку. Габариты 13?13 часто встречаются среди памятников XVI века. Такие размеры имели, в частности, монастырские храмы в Черленково и Левкиевой Пустыни. Успенский собор в Клину чуть поменьше, собор в Пешношском м-ре чуть побольше.

Я бы предположил, что просуществовавший до 1941 храм поставили на фундаментах старого монастырского – оттого и такие странные для здания XVIII века размеры, обусловившие нелепое завершение, и отсутствие трапезной, для XVII-XVIII веков характерной. Старый собор, видимо, долго стоял без должного ухода, своды текли, начали падать, и прихожане их – и стены – до какой-то высоты разобрали, убрав заодно и четыре столба. Потом как-то свели новый сомкнутый свод, пристроили алтарь, сохранив в нем два престола – так и получился известный нам по чертежам храм. До какой высоты стены оставались старые – теперь, вероятно, уже не ответить.

Вопрос – когда именно это произошло – открытый. Возможно, именно в связи с этой переделкой выдавался антиминс в Онуфриевский придел в 1703 году (см. Холмогоровых). Фасадный декор относится к началу 1820-х (см. дело в ЦИАМ), когда прихожане вместо старых окон пробили новые, более широкие, а оттого по декору ничего о датировке не сказать.

В общем, мое резюме такое. Габариты основного объема характерны для 4-столпных соборов XVI века и не характерны для каких-то еще памятников. Скорее всего, капитальная переделка здания, при которой от монастырского собора уцелела, в лучшем случае, нижняя часть коробки стен, состоялась в начале XVIII века. Колокольня – рубежа XVIII-XIX веков. Прочие перестройки отлично датируются документально. Но для однозначного ответа, конечно, надо копать. Причем понимать, что в 1906 году, когда рыли подвал для камеры с духовой печью, часть старых фундаментов, остававшихся внутри коробки стен, наверняка поломали, в частности, могли убрать фундаменты от западной пары подкупольных столбов».

Таким образом, окончательный ответ на вопрос о возрасте Онуфриевского храма могли бы дать детальные архитектурно-археологические исследования остатков фундаментов, которые провели бы на месте специалисты. Надеемся, со временем это удастся сделать, т. к. есть вероятность, что основа церкви осталась цела и скрыта ныне под слоем земли. И тогда мы сможем более уверенно говорить о том, когда же в селе была построена разрушенная в годы войны Успенская церковь, подвергалась ли она серьезным перестройкам. Возможно, также в архивах будут обнаружены новые документы, проливающие свет на эту загадку.

Ну а пока, за неимением достоверных сведений, опираясь на предпосылки, высказанные А. Бокаревым, можно предположить, что монастырская каменная Успенская церковь была построена не позже 1658 года. Скорее всего, через несколько десятилетий она была существенно перестроена или же снесена до основания и отстроена заново в камне. О возможных причинах этого говорилось выше, и наиболее вероятной, как представляется, мог быть «слабый» песчаный грунт и недостаточно прочное основание первого храма. Перестройка церкви вероятно производилась не позднее рубежа веков (XVII и XVIII). Почему в это время? Как мы знаем из документов, именно тогда монастырский храм стал приходским. И более того – в один из приделов был выдан антиминс (заметим, что придел Онуфрия существовал и ранее, а повторная выдача антиминса как раз могла быть вызвана перестройкой церкви). Такие дорогостоящие капитальные работы, как практически новая отстройка храма, вряд ли были по силам приходской общине, и потому можно предположить, что это произошло еще в «монастырский» период, когда Онуфриевская пустынь была приписана к более крупному и богатому Саввино-Сторожевскому монастырю. И наконец, следует отметить, что в эти годы еще не велось подробное документирование строительных работ, которое стало постепенно внедряться в практику «делопроизводства» к середине XVIII века в связи с реформой церковного управления и преобразованием границ епархий. Все это объясняет, почему такая капитальная перестройка могла остаться «не замеченной».

Документ в формате pdf

Список используемых источников:
1. Утраченный Божий Дом. Учетная карточка Успенской церкви села Онуфриево. http://www.istra-ltc.ru/temple/onufrievo.htm
2. ЦИАМ Ф. 454. Оп. 3. Д. 82. Московское Императорское Археологическое общество: материалы по охране памятников Рузского уезда, 1887-1908 годы. Л. 136.
3. ЦИАМ. Ф. 607. Оп. 1. Д. 454. Клировые ведомости церквей Рузского уезда за 1823 год. Л. 23.
4. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2362. Клировые ведомости церквей Рузского уезда за 1850 год. Л. 150.
5. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 108. Клировые ведомости церквей Рузского уезда за 1916 год. Л. 199.
6. ОПИ ГИМ. Ф. 134. Д. 220. Материалы Миллера. Экскурсии по Подмосковью. 1930-е годы. Л. 36.
7. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. СПб., 1897. Т. 3. С. 202.
8. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVIII столетий. М., 1882. Вып. 2. С. 107-108.
9. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. / Сост. С. Смирновым. М., 1846. С. 113.
10.РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 484. Ч. 3. № 69. План окрестностей Анофриева монастыря. 1658 год.
11. Истринская земля. М., 2004. С. 650.
12. Там же. С. 650.
13. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1519. Клировые ведомости церквей Воскресенской округи. 1785 год. Л. 15об.
14. Храмы России. Московская область. http://www.temples.ru/tree.php?ID=42
15. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 140. Д. 2. Об отступлении от проекта расширения Успенской церкви. 1883 год. Л. 25-25об.
16. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 142. Д. 4. О надстройке колокольни Успенской церкви. 1885 год. Л. 161, 180, 187.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика