Система Orphus

Назад

Ильинская церковь погоста Ильинское на Городище
С. Мамаев, С. Носиков Духовная Нива. – 2013, №2. С. 6-7

В двух километрах южнее железнодорожной станции Истра на крутом правом берегу одноименной реки между деревнями Котерево, Глинки и Вельяминово находилось обширное древнее городище, вся территория которого уже с давних времен была занята кладбищем. Впервые это городище было раскопано в 1924 году сотрудником музея «Новый Иерусалим», археологом Константином Яковлевичем Виноградовым. На месте работ удалось обнаружить предметы, свойственные археологической культуре раннего железного века.

Известный историк архимандрит Леонид (Кавелин) в своих трудах предположил, что это городище было центром Сурожского стана, или Сурожика, который, по одной из версий, был заселен выходцами из города Сурожа (ныне Судак) в начале XIII века. Данное предположение встречает возражения среди историков, но не опровергнуто до сих пор.

Издавна рядом с городищем существовал погост с церковью пророка Илии, первое упоминание о которой относится к 1584 году: «древяна клецки, а в ней образы и свечи и на колокольнице колокола все было мирское строенье». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 год записано: «Церковь Пророка Илии на Городище, дани три алтыни 3 деньги генваря в 30 день на нынешний год взято». Причт составляли тогда два священника, пономарь и просвирница, дома которых располагались рядом с храмом, поэтому погост в документах порой называли селом Ильинское на Городище.

В 1811 году деревянная Ильинская церковь сгорела, но сразу же началось строительство новой, каменной. К 1813 году возвели трапезную, в которой освятили придел пророка Илии, чуть позже была построена колокольня, а в 1820 году прихожане подали в Консисторию прошение о дальнейшем строительстве настоящей церкви, которую планировалось освятить в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же церковному старосте Харитону Ларионову, который в 1817 году «со вступлением его в должность строительную выстроил колокольню, и придел привел в надлежащий порядок», была выдана книга для сбора доброхотных подаяний. Стоит заметить, что разрешение Консистории на выдачу такой книги скорее исключение, потому как множество подобных прошений в то время отклонялось.

Но настоящую церковь в итоге так и не построили. В трапезной в 1822 году установили основательный каменный алтарь, и почти полвека храм на Ильинском погосте оставался однопрестольным. В 1838 году в Звенигородском уезде проводили осмотр церквей, в ходе которого было выявлено, что в Ильинской церкви «деревянный потолок над трапезною опустился и надавил с одной стороны часть иконостаса». В итоге решили «внушить прихожанам, дабы благовременно озаботились исправлением».

В 1859 году на средства благотворителя Павла Григорьевича Цурикова (статья о нем опубликована в предыдущем и настоящем номере данной газеты) была построена главная часть храма, которую освятили в честь пророка Илии, а в 1863 году им же была перестроена теплая трапезная с каменной колокольней и оградой с деревянными решетками. В трапезной левый придел освятили в честь святителя Николая, а правый – в честь Преподобного Сергия. На тот момент в приходе церкви числилось 727 прихожан и 746 прихожанок. В 1895 году при храме была открыта церковно-приходская школа, первым законоучителем которой был настоятель Ильинского храма священник Димитрий Гиляров. В 1916 году в школе обучались 29 мальчиков и 21 девочка. Согласно страховой карточке, составленной в 1910 году, деревянную школу оценивали в 1200 рублей, а каменную Ильинскую церковь – в 11 000 рублей.

На рубеже XIX и XX веков в «церкви Илии на Городище» неоднократно проводились небольшие ремонтные работы, о чем говорится в журналах Московской Духовной Консистории. В 1887, 1890 и 1891 годах подавались прошения о ремонте (без перечисления конкретных дел), но были ли они разрешены и выполнены, не известно. В 1895 году стены внутри Ильинской церкви окрасили и расписали «на средства купца Зиновьева». Спустя шесть лет, летом 1901 года, в трапезной промыли иконостасы и живопись на стенах и поставили новые оконные рамы, на что было истрачено 400 рублей из церковных сумм. Летом 1904 года на собранные пожертвования в храме «украсили своды и стены живописью», в 1915 году – за 250 рублей из церковных сумм окрасили крышу.

В ночь на 24 июля 1910 года церковь на Ильинском погосте обворовали, о чем докладывал в Консисторию местный благочинный: «Злоумышленники, проникнув в церковь и сделав похищение вещами и деньгами – всего на сумму около 80 рублей – в тоже время надругались над Святым Престолом, так: взяли с Престола два серебряных легких креста, бронзовую позлащенную Дарохранительницу, без Священных Даров, и затем на лицевой стороне Престола оборвали пуговицы на облачении, разорвали срачицу и лазили под Престолом, но самый Престол с места не тронут и оказался крепок. Таковое оскорбление Святыни конечно требует освящения, но не бывалый случай в практике ставит отца благочинного в недоумение – каким чином следует это сделать, а посему просит указания по сему делу». Рассмотрев дело, члены Консистории поручили благочинному совершить освящение малым чином.

Согласно клировой ведомости, перед революцией по штату в Ильинской церкви служили священник и псаломщик. Должность священника с 1911 года занимал отец Иоанн Орлов (в годы гонений осужден, в 1938 году умер в исправительно-трудовом лагере, ныне причислен к лику святых и включен в собор истринских новомучеников), получавший за это в год жалование 300 рублей и 150 рублей за преподавание Закона Божия в двух школах (церковно-приходской при храме и земской в деревне Давыдовское). Всего в приходе, состоявшем из девяти окрестных деревень (Буньково, Вельяминово, Глинки, Давыдовское, Котерево, Котово, Крючково, Лукино и Трусово) насчитывалось 203 двора, 823 мужчины и 828 женщин.

В первые годы советской власти была произведена полная опись имущества, принадлежавшего храму святого пророка Илии в Ильинском на Городище, а затем и составлен договор, согласно которому группа верующих принимала в «безсрочное и безплатное пользование богослужебное здание». Вместе со зданием передавались церковные иконы и вся утварь по составленной описи на семи страницах. Из нее известно, что центральный иконостас состоял из четырех ярусов, в нижнем ярусе были иконы Спасителя, Богоматери, Святого Пророка Илии, Святителя Николая – все в медновызолоченных ризах, а на колокольне находились шесть колоколов: большой праздничный (154 пуда), полиелейный (69 пудов), будничный (20 пудов) и три малых. В 1922 году новые власти изъяли из церкви пророка Илии оклад от Евангелия, напрестольный серебряный крест и ковш общим весом 1 фунт 3 золотника (чуть более 400 граммов). Куда делась вся остальная утварь и иконы неизвестно.

В ноябре 1934 года постановлением президиума Мособлисполкома Ильинская церковь была закрыта. В качестве оснований приводилось, что «здание церкви так называемого Ильи находится на участке, который передан строительству дома отдыха областного союза печатников, и культовое здание необходимо использовать под Дом отдыха». Перед закрытием представители райисполкома провели осмотр церкви и заключили, что внутри здания обнаружено «сильное выпучивание пола», подоконники и окна требуют замены, на чердаке был пожар, лестница на колокольню требует ремонта, а на колокольне треснула балка, на которой висит самый большой колокол. По одним планам новые власти хотели переоборудовать здание храма под детский санаторий, по другим – построить вокруг него П-образный корпус Дома отдыха, однако ни один из этих проектов так и не был реализован.

По сведениям книги «Истринская земля» со ссылкой на краеведа Луизу Григорьевну Васильеву, храм на Ильинском погосте был взорван в 1938 году, после чего приступили к строительству дома отдыха газеты «Правда». Однако местный старожил Константин Федорович Алексеев из деревни Глинки, указавший точное месторасположение бывшего храма, рассказал, что церковь начали «потихоньку разбирать» сразу после ее закрытия. Ни та, ни другая версия пока не нашла документального подтверждения, да и подробности уничтожения Ильинской церкви пока остаются в тайне. Мирно ли закрывалась церковь, и мирно ли изымались из нее иконы, или это сопровождалось насилием над верующими и священнослужителями доподлинно не известно.

Сейчас на месте утраченного храма находится поляна, а на ней разрушенный памятник Максиму Горькому, а рядом – два заброшенных двухэтажных корпуса бывшего пансионата «Березка». Неподалеку сохранился и двухэтажный дом, который в народе прозвали «поповским». Судя по всему, до революции это был дом настоятеля Ильинского храма, позже приспособленный под нужды Дома отдыха.

 

Часовни в деревнях Давыдовское и Лукино

В клировой ведомости церкви пророка Илии в Ильинском на Городище за 1916 год указано: «Приписанных к сей церкви часовен две, в деревнях Давыдовской и Лукине, обе деревянные». К сожалению, ни в этом архивном документе, ни в каких других источниках не отображено посвящение этих двух часовен. А ведь известно, что безымянных часовен быть не могло.

О часовне в деревне Давыдовское, кроме этих данных, ничего не сохранилось, но в самой деревне удалось найти старожила Марию Федоровну Макарову, 1920 года рождения, которая с 1934 по 1950 год жила в Лукине, а затем в Давыдовском. Часовню в Давыдовском она не застала, но слышала о ней. Вспомнила, что когда в детстве она с подружками бегала в школу, в одном месте (между нынешними домами №22 и №24) земля «стучала», как по пустому месту. Тогда местные бабушки Аграфена Голубушкина и Евгения Цыганова сказала ей, что на этом месте стояла деревянная часовня. Из ее рассказа следует, что часовню разрушили до 1934 года. До сих пор не удалось найти ни плана, ни фотографии данной часовни, даже неизвестно когда она была построена, а ведь и Ильинский храм и приписанные к нему часовни находились на очень популярной среди паломников дороге из Воскресенска в Звенигород, из Новоиерусалимского монастыря в Саввино-Сторожевский. Сейчас эта дорога сохранилась лишь частично.

Нынешние жители соседних с местом часовни домов о часовне ничего не знают. Один мужчина сказал, что на месте около его дома, где, по мнению бабушки, стояла часовня, не так давно копали траншею под газ, но никаких следов фундамента не находили. Никто из ныне живущих жителей деревни часовню не застал, но еще несколько человек указали примерно на то же место, о котором вспомнила Мария Федоровна.

О второй приписной к Ильинской церкви часовне сведений сохранилось чуть больше. Деревянная, квадратная в плане, часовня размером примерно 4 на 4 метра в деревне Лукино была построена в 1905 году взамен ветхой. В архивном деле сохранился чертеж постройки, но, к сожалению, фамилия архитектора на нем не указана. По непонятным причинам отметка данной часовни была нанесена на немецкую карту 1940 года, хотя обычно подобные церковные строения на карты не наносились. Но именно это позволило определить изначально примерное месторасположение часовни в Лукине.

Во время поездки в деревню удалось поговорить с местным жителем Борисом Ивановичем Ковырковым, который родился и вырос в Лукине. Сам он часовню не застал, как она выглядела, не знает. О ней ему лишь рассказывали родители. Часовня была деревянная, небольшая. Сожгли ее в 1920-е годы или даже сразу после революции (по архивным данным часовню уничтожили позже). Стояла она на небольшой поляне перед домом №13. Еще старожил сообщил, что примерно на месте дома №15 (то есть рядом с часовней) раньше было кладбище. Слова Бориса Ивановича о месторасположении часовни подтвердила и другой старожил этих мест Надежда Степановна Васильева, 1927 года рождения. Ей о часовне рассказывала ее мама, Мария Семеновна.

Летом 1933 года колхозники деревни Лукино собрались на общее собрание и решили часовню разобрать, объясняя это тем, что она находится «в безобразном антисанитарном состоянии» и «в течение шести лет не используется». Решение колхозников одобрили и в райисполкоме: «Учитывая острую нужду населения в расширении здания для культурно-просветительных целей, просить президиум Мособлисполкома разрешить ликвидацию означенной часовни». Со стороны вышестоящего органа возражений также не возникло. Вскоре после этого часовню окончательно разобрали. Фотографии часовни в Лукине пока найти не удалось, имеется только ее чертеж из архивного дела.


Из фондов музея
«Новый Иерусалим»

Из фондов музея
архитектуры Щусева
© 1935, А.Т. Лебедев

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 159. Д. 22

Дата 1905 год

Статья в газете
«Духовная Нива»
Дата Скачать

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика