Система Orphus

Назад

Иконы на железнодорожных станциях Манихино и Истра
С. Носиков 17.06.2013

В архиве ЦИАМ было обнаружено два схожих и необычных дела – прошения об установке в Звенигородском уезде Московской губернии икон на станциях Московско-Виндавской железной дороги (ныне это Рижское направление Московской железной дороги). Оба дела к сожалению очень кратки – всего лишь выдержки из протоколов Московской Духовной Консистории, куда подавались все прошения церковного характера.

Первое дело (Ф. 203. Оп. 744. Д. 395) датировано летом 1908 года и в нем записано: «Прошение потомственного почетного директора Ивановской Суконной фабрики Сергея Максимовича Попова о разрешении ему поставить в помещении станции «Манихино» Виндавской железной дороги икону Спасителя в дубовом киоте за стеклом. Из донесения местнаго благочиннаго видно, что место для постановки иконы в правом углу при входе в зал 3 класса вполне приличное и удобное. Следует только внушить жертвователю, чтобы он сделал железную решетку или барьер для охранения иконы от прикосновения посторонними посетителями и на некотором разстоянии, дабы мог поместиться подсвечник или лампада, на каковое дело жертвователь по его мнению будет согласен». На это последовала положительная резолюция.

Второе прошение (Ф. 203. Оп. 744. Д. 400) было подано в Консисторию шестью годами позже, перед началом войны, и в нем записано: «Прошение жителей заштатнаго города Воскресенска о разрешении соорудить в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых икону в складнях и киоте в здании станции Истра». И далее резолюция: «Принимая во внимание, что по отзыву благочиннаго место для постановки иконы очень удобно и прилично, Консистория определяет: разрешить жителям города Воскресенска на средства, собранные добровольно между означенными жителями в здании станции Истра Московско-Виндавской-Рыбинской железной дороги поставить киот и в ней иконы: Святого Пророка Илии, Святителя Николая и Архистратига Михаила с тем, чтобы киот был огражден решеткой и чтобы иконы содержались в чистоте и опрятности, и чтобы наблюдение было поручено смотрителю означенной станции Губанову и приходскому причту. И чтобы по окончании работ таковые были осмотрены благочинным, причтом приходской церкви и соорудителями сего киота составлен был акт за подписью всех наблюдавших, каковой и представлен был в Консисторию».

К сожалению, нам не известно, были ли установлены иконы (можно надеяться, что да), как они выглядели и что с ними в последствии стало. Удалось лишь найти старые фотографии станций: Манихино – в книге «Спутник по Московско-Виндавской железной дороге» (1909 год), Истра – на старинной карточке, опубликованной в альбоме «Новый Иерусалим и город Воскресенск» (2006 год).

Пассажирское здание на разъезде Манихино и станция Истра в начале XX века:


Из книги
«Спутник по Виндавской...»

Из книги
«Новый Иерусалим...»

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика