Система Orphus

Назад

Цуриковы в исповедных росписях церкви в Рубцове 1800-1820 годов
С. Носиков, Р. Чикин 28.04.2015

В деле ЦИАМ (Ф. 608. Оп. 2. Д. 1981. Исповедные росписи Покровской церкви села Покровское-Рубцово. 1800-1820 годы) имеются четыре документа за 1800, 1804, 1811 и 1819 годы, в которых упоминаются дворовые люди помещика Голохвастова. Среди них родственники и члены семьи Павла Григорьевича Цурикова (все указанные ниже лица исповедовались и причащались Великим постом в приходской церкви). «Временной срез» почти в два десятилетия позволяет проследить изменение состава семей и сделать некоторые выводы и предположения (годы рождения указанных лиц взяты из других документов):

Семья дедушки и бабушки Павла Григорьевича – Михаила Иванова и Пелагеи Родионовой. Пелагея Родионова (родилась в 1756 году) упоминается во всех четырех документах. Причем уже в первой росписи она записана вдовой, что говорит о том, что ее муж Михаил Иванов умер до 1800 года. А так как младший из детей, указанный пятым в данном пункте, Иван, родился по данным росписи в 1795 году, то становится понятно, что Михаил Иванов умер в течение этих пяти лет.

Дети Пелагеи Родионовой и Михаила Иванова (дяди и тети Павла Григорьевича): 1. Иван Михайлов (родился в 1774 году), «старший». Упоминается в первых трех росписях (1800-1811), в последней его нет. Как мы знаем из ревизской сказки 1816 года (ЦИАМ. Ф. 51. Оп. 8. Д. 90) – он не вернулся из ополчения 1812 года. 2. Григорий Михайлов (родился в 1782 году) – отец Павла Григорьевича Цурикова. Упоминается во всех четырех росписях. 3. Михаил Михайлов (родился в 1784 году). Упоминается во всех четырех росписях. 4. Параскева Михайлова (родилась в 1787 году). Упоминается в первых двух росписях. В виду того, что ее нет в третьей росписи, видимо, в промежутке между 1804-1811 годов она вышла замуж и переехала на жительство в другое место. Но никак не умерла в это время, потому что в 1812 году она была «восприемницей» при рождении Павла Григорьевича (из метрических книг мы знаем, что она была также крестной матерью детей своего брата Григория – своих племянников Анны, Александры и Ксении). 5. Иван Михайлов (родился в 1795 году), «младший» – еще один дядя с именем Иван. Видимо, он умер в детстве, в период с 1800 по 1804 год, так как в первой росписи он упоминается, а в последующих его уже нет.

2. Семья старшего дяди Павла Григорьевича – Ивана Михайлова. Его жена (потом вдова) Афимья Дмитриева (родилась в 1775 году) упоминается в первых трех росписях, в последней ее нет. У них были записаны дети Иван (родился в 1798 году), Мавра (родилась в 1802 году) – это двоюродные брат и сестра Павла Григорьевича. То, что тетки Афимьи Дмитриевой и ее детей нет в росписи 1819 года могло бы означать, что, например, она повторно вышла замуж (после того как ее муж Иван не вернулся в 1812 году) и переехала с детьми на жительство в другой приход. Теоретически возможна и гибель всей семьи (например, по причине пожара).

3. Семья дяди Павла Григорьевича – Михаила Михайлова. Его вторая жена Авдотья Пименова (родилась в 1789 году) и их дочь Мария (родилась в 1810 году) – двоюродная сестра Павла Григорьевича – показаны в третьей и четвертой росписях. Авдотья Пименовна была похоронена в Лужках, памятник ее сохранился. Из метрической книги 1831 года (ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1983) известно: Михаил Михайлов умер в 1831 году и вскоре после этого Авдотья Пименовна стала жить в семье брата мужа Григория, причем довольно долго, вплоть до своей смерти – об этом имеются записи в ревизских сказках 1834, 1850 и 1858 годов.

4. Собственная семья Павла Григорьевича – Григория Михайлова и Матроны Анисимовой. Григорий (отец Павла) записан во всех четырех росписях, а его жена Матрона Анисимова (родилась в 1785 году) упоминается начиная со второй росписи (1804 год), что соответствует известной дате их венчания в 1802 году. Сестры Павла: Александра (родилась в 1804 году), Анна (родилась в 1807 году), Ксения (родилась в 1809 году). Все три сестры отсутствуют в первой и второй росписях, и упоминаются в третьей (1811 год), что вполне соответствует датам их рождения. А вот в последней росписи в 1819 году упомянута только Александра, ибо, как мы знаем из метрических книг, Ксения в 1814 году «умре», а вот когда умерла Анна, пока неизвестно. Сам Павел Григорьевич Цуриков показан только в последней исповедной росписи (1819 год), что также согласуется с его датой рождения (1812 год).

Отдельно следует сказать про некоторые нестыковки по цифрам, которые легко обнаруживают из сравнения возраста одних и тех же людей в разных исповедных росписей (к счастью, в процентном отношении таких ошибок не так много). Между второй и третьей росписями прошло 7 лет (1804 и 1811 годы), тогда как для Григория Михайлова указан возраст 23 и 33 года соответственно (то есть 10 лет разницы). Между третьей и четвертой росписями было 8 лет (1811 и 1819 годы), а для Авдотьи Пименовой указан возраст 29 и 30 лет, то есть разница в 1 год! Если первую нестыковку еще можно отнести на счет того, что люди в старину могли не совсем точно знать свой возраст и дату рождения, то вторую явную ошибку видимо допустил человек, который заполнял исповедную роспись. Ну а вывод из этого такой: к сведениям о возрасте людей, указанные в исповедных росписях следует относиться с осторожностью, и лучше перепроверять их по другим документам.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика