Система Orphus

Назад

Часовни в Павловской Слободе. Анализ данных
С. Носиков 25.05.2013

Как известно из клировой ведомости и страхового дела, к Благовещенской церкви села Павловского Звенигородского уезда незадолго до революции было приписано одиннадцать (!) часовен. Одна находилась в самом селе, а другие в деревнях Павловской волости: Юрьево, Чесноково, Обушково, Захарово, Покровское, Воронино, Падиково, Зеленково, Лобаново и по дороге в эту деревню (на берегу реки Истра). Была и двенадцатая Казанская часовня в соседней деревне Ивановское, но числилась приписанной к Аносину монастырю. По всем этим часовням очень мало сохранившихся данных и очень много вопросов. Не выяснены точные места пяти часовен из этого списка. Но больше всего вопросов без ответа о часовне в самой Павловской Слободе.

Для начала просуммируем все источники, в которых найдены сведения о часовнях в Павловском и ближайших окрестностях. В книге «Павловская Слобода. 500 лет в истории России» говорится о кладбищенской часовне: «В 1848 году в Павловской Слободе была построена часовня на вновь устроенном кладбище. Участок был отведен, так как «существующее кладбище при селе Павловском с давних лет по местности своей сделалось недостаточным для погребения». Инициативу крестьян, о постройке часовни, поддержали тогдашний священник Петр Иванович Благовещенский и чиновник фабрики коллежский регистратор Ковалев. Был заказан проект, и вскоре план и фасад были отправлены на утверждение с пояснением, что «часовня строится не в ознаменования чего-либо, а для постановки там усопших». Здание было деревянное, длиной и шириной 8 аршин».

В «Истринской земле» упоминается другая часовня: «В 1896 году в Павловском находились: каменная церковь, каменная часовня». А протоиерей Олег Пэнэжко в своей книге «Храмы Истринского района» писал о том, что «в Павловской слободе в советское время была разрушена построенная в 1885 году часовня в память императора Александра II». Все это недавние издания, дореволюционных публикаций о часовнях Павловского не обнаружено, возможно их (книг и журналов) на эту тему и не было. Из найденных источников получается, что речь идет, скорее всего, о двух разных часовнях, построенных в 1848 и 1885 годах. Возникло желание определить первоисточники приведенных выше сведений.

В архивном деле (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 429. Д. 6) «О постройке часовни на вновь отведенном кладбище в Павловском. 1848 год» имеется прошение от конторы Павловской суконной фабрики и от крестьян об отводе нового кладбища и желании там устроить «часовню для постановления в оной мертвых тел», «деревянную в ширину и длину по 8 аршин» (около 5,5 метров). Епархиальное начальство на сию просьбу ответило, что по существующему порядку построение «часовен вновь может быть допускаемо не иначе, как по самым достойным уважения причинам и только с разрешения Святейшего Синода». И разрешение на постройку часовни Московская Духовная Консистория не дала (лишь в 1853 году в России стало немного проще получать разрешение на строительство часовен). Вместо этого Консистория разрешила устроить на кладбище молитвенный дом «для поставления там умерших и для обычных над ними молитвословий».

В другом архивном деле (ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 142. Д. 4) «О постройке каменной часовни в селе Павловском. 1885 год» имеются два небольших документа. В первом прошение от Московской Духовной Консистории в Строительное Отделение, где речь идет про «планы на постройку каменной часовни в память в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича». Во втором документе от Министерства Внутренних дел говорится, «что план Павловской слободы не подлежит разсмотрению в Комитете», то есть обращение как бы не адресу. Эти два дела говорят о планах на постройку часовен, но в них не содержится никакой информации, были ли проекты реализованы.

В следующем архивном деле (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1738) «Страхование от пожара церквей Звенигородского уезда. 1910 год» по Благовещенской церкви в Павловском среди прочего говорится о «страховой оценке, произведенной 28 июля 1910 года. 1. Церковь каменная, оценочная сумма 20000 рублей. 2. Часовня около церкви каменная, оценочная сумма 2000 рублей». Запомним слова «около церкви». В Клировой ведомости той же церкви (ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 19) за 1916 год говорится: «Приписанных к сей церкви часовен одиннадцать: в селе Павловском, в деревне Юрьеве, в деревне Чесноковой, в деревне Абушковой, в деревне Захаровой, в деревне Покровской, в деревне Ворониной, в деревне Падикове, в деревне Лобановой, в деревне Зеленьковой, на дороге в деревню Лобаново».

Есть еще архивное дело более раннего периода (Архив музея «Новый Иерусалим». Ф. 4. Оп. 7. Д. 4) «О сломе часовни в селе Павловском. 1816 год». В деле имеется указ, где говорится о разбитой кружке для пожертвований в часовне при селе Павловском в полуверсте в лесу на берегу реки Истры, что «кружечного доходу в годовое время собирается не более двух рублей». А раз «никакой надобности не предвидится», то решили часовню «сломать и материалы отдать в церковь».

Ну и последняя информация, которую удалось отыскать в архивах – это план межевания Павловской волости 1767 года, обновленный в 1850 году (РГАДА. Ф. 1354. Оп. 252, часть 2. Д. П-42к). На довольно подробной карте помимо кварталов села отмечены Благовещенская церковь и два кладбища. Одно вблизи храма (на северо-запад от него) старое, а другое на северо-западной окраине села на берегу реки Истра. Видимо, это то самое новое кладбище, о котором шла речь в деле 1848 года. Самое примечательное тут то, что в северо-восточном углу этого кладбища (почти на берегу реки) имеется отметка – крест (по типу того, каким отмечен сам храм). То есть явно обозначена церковная постройка.

Вот и все, что найдено на данный момент о часовнях в Павловской Слободе. Ни чертежей самих часовен, ни планов местности (кроме плана из РГАДА) пока обнаружить не удалось, хотя они и упоминаются в делах о строительстве часовен. Местные старожилы тоже пока не подтвердили факта существования часовен в самом селе Павловская Слобода.

Анализируя собранные данные, следует сразу исключить дело 1816 года, так как из описания местности следует, что речь идет совсем о другой часовне, что находилась по дороге в деревню Лобаново (на берегу реки Истра) – ныне это Казанская часовня на источнике в деревне Лешково, это за границами села Павловское. Далее из сравнения вышеприведенных цитат видно, что материалы книги «Павловская Слобода...» основаны на архивном деле 1848 года, а книга Пэнэжко – на деле 1885 года. Только почему-то в обоих случаях авторы книг говорят о часовнях как о существующих постройках, тогда как в материалах архивных дел имеются лишь разрешения и нет никаких сведений об их реализации. Какие основания были у авторов так писать – не известно.

Получается, что речь идет о двух разных часовнях – на кладбище и вблизи церкви. Разные не только по материалу (деревянная и каменная), а потому, что кладбище на берегу реки (новое) никак не назовешь «около церкви» (расстояние между ними более километра). Да и даты построек сильно различаются. Однако смущает то, что пока не найдено ни одного документа, где бы говорилось сразу о двух часовнях в Павловском. Может, по времени они не пересекались? Как увязать все эти противоречивые данные?

Первой была построена деревянная часовня на кладбище. В пользу этого больше свидетельствует даже не книга, а отметка на старой карте. Правда, была ли это часовня (как сказано в книге) – вызывает сомнение, скорее всего, молитвенный дом (о котором говорится в деле). С другой стороны – а какая между этими двумя видами церковных построек имеется разница? Пока это достоверно выяснить не удалось, одни догадки. Примерно 35 лет спустя поблизости от Благовещенской церкви была построена каменная часовня в память царя Александра II. В пользу того, что она была, говорит страховое дело 1910 года.

О датах строительства можно говорить довольно уверенно: первая (кладбищенская), скорее всего, была возведена в 1849 году, а вторая (у церкви) в 1885 году или вскоре после этого. А вот даты разрушения назвать сложнее. О молитвенном доме ничего не известно – был ли он закрыт до революции или же разрушен позже. Можно, однако, предположить, что к 1916 году его уже не было, так как в клировой ведомости подробно перечислены одиннадцать других часовен – почему бы тогда и об этом не сказать, если он действовал. Вероятнее всего, он был ликвидирован еще до революции, а скорее всего даже до 1910 года, так так как нет его и в списке часовен в страховом деле.

Если это действительно так, то согласно принятым на сайте правилам, мы не вносим в наш основной список кладбищенскую часовню (молитвенный дом). Ну а так как документальных подтверждений даты закрытия этой часовни нет, то все же было принято решение добавить ее в список «Сомнения». Следует подчеркнуть, что сомнения касаются только времени ее закрытия (до или после 1917 года), и, стало быть имеет, ли она формальные основания быть на нашем сайте.

Об уничтожении второй часовни можно говорить более определенно: У Пэнэжко сказано «в советское время», однако первоисточник этих данных тоже пока не найден. Вероятно это было в 1920-х годах, с часовней в память царя долго врядли бы церемонились. Еще следует сказать, что в книге «Павловская Слобода» говорится про памятник, который был тоже уничтожен: «В 1925 г в прессе прозвучали призывы снести памятник Александру II, который «до сих пор красуется» в Павловской Слободе. После сноса постамент памятника был использован в качестве надгробия врачу А. Л. Михайлову». Тут возникает вопрос: действительно ли в одном селе были и часовня, и памятник в честь одного царя? Нет ли тут путаницы и, может речь, идет об одном и том же? Пока это не известно. Непонятно и где стояли памятник и (или) часовня кроме общих слов «около церкви».

В завершение следует сказать, что в наше время на том самом кладбище (на берегу реки) в Павловской Слободе возведен храм Воскресения Словущего. Однако он расположен на южной окраине кладбища, то есть в другом месте, чем указана отметка на старом плане.


© 2010, С. Носиков

Спустя два года появилось продолжение: статья «Часовни в Павловской Слободе. Новые данные».

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика