В стороне от шумного Волоколамского шоссе севернее города Дедовск, находится ныне деревня Надовражино. В центре селения построен необычный кирпичный храм, подражающий стилю Спасской церкви в Абрамцеве. Лишь старожилы окрестных деревень помнят, что на этом же месте стояла ранее церковь в честь Рождества Богородицы, закрытая и разрушенная в годы советской власти.
В мае 1729 года, когда Надовражином владела Фекла Афанасьевна Протасьева, было подано прошение о постройке деревянной церкви во имя Николая Чудотворца. С постройкой церкви село получило второе название – Никольское. В августе следующего года помещица подала еще одно прошение, в котором писала, что «оная церковь построена», но «для служения Божественной службы в зимнее время» необходимо сделать теплый придел в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В марте 1731 года церковь (без придельного храма) освятили.
В сентябре 1756 году новая владелица села вдова Пелагея Павловна Дурново подала в Московскую Духовную Консисторию прошение, в котором объясняла, что придел во имя святых мучениц «и поныне не освящен, а ныне она, Пелагея, обещание имеет тот престол переименовать на имя Казанской Богородицы». Синодальная Контора благословила неосвященный еще придел переименовать.
Спустя десять лет, в ноябре 1766 года той же помещице было выдано разрешение «построить вместо сгоревшей деревянной церкви во имя Николая Чудотворца с Казанским приделом вновь деревянную же с двумя приделами: настоящую во имя Казанской иконы Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Димитрия, митрополита Ростовскаго». К 1776 строительство было завершено, но уже в 1778 году построенный храм сгорел по неосторожности священника Иоанна Васильева, которого как предполагаемого виновника перевели «на праздное место» в другой приход.
В октябре 1778 года Синодальной Конторой было «дано дозволение на построение каменной церкви Рождества Богородицы с двумя приделами: Николая Чудотворца и Димитрия Ростовскаго». Достраивал храм уже новый владелец села, бригадир Иван Петрович Архаров. 28 октября 1786 года Контора дозволила каменную Рождественскую церковь в Надовражине освятить. Следует отметить, что в некоторых источниках указана другая дата постройки каменного храма – 1767 год, однако ссылок на первоисточники в этих изданиях нет. Сохранилось архивное дело 1840 года, в котором священник просил Епархиальное начальство заменить в церкви ветхий антиминс, выданный в 1768 году. Возможно, этот антиминс выдали еще для деревянного храма, а после постройки перенесли в каменный. Местный же священник, позднее заполнявший клировую ведомость, посчитал дату постройки каменного храма по антиминсу, выданному для деревянной церкви.
С августа 1798 года к надовражинской церкви была приписана деревянная Знаменская церковь в селе Хованское (статья о ней опубликована в газете «Духовная Нива» №5 за 2012 год). Этот храм был разрушен в годы советской власти, в 2013 году на его месте установили памятный крест. Кроме того с 1802 года в приходе Надовражина значилась домовая церковь в честь Воздвижения Креста Господня в сельце Петровское: «Церковь деревянная, смежная, но отдельно стоящая от помещичьих покоев. На 9 аршинах длины и на 9 аршинах ширины с олтарем, тверда и благолепна с печью. Покрыта тесом, на ней крест» (в архивах сохранились даже чертежи этой церкви). В ноябре 1820 года, когда сельцом владела Ольга Семеновна Беклемишева, по указу Епархиального начальства эту церковь упразднили.
В августе 1884 года в Консисторию были поданы документы на постройку каменной колокольни при церкви села Надовражино по проекту архитектора Добрынина. Однако, по данным Большой биографической энциклопедии, колокольня и трапезная в Надовражине были выстроены по проекту архитектора Вячеслава Францевича Жигардловича. Через семь лет в «Московских церковных ведомостях» писали: «С 1885 по 1890 год старанием и заботами отца Георгия Раевскаго при помощи благотворительных лиц, сооружены каменная колокольня до 40 аршин вышины (28,5 метров) и довольна обширная каменная паперть».
В январе 1887 года для Императорской Академии Художеств священником Богородицерождественской церкви Георгием Раевским была составлена метрика, в которой подробно описаны архитектурные особенности церкви в Надовражине: «Квадратная, односторонняя. Кирпич старинный тяжеловесный, обожженный. Кровля шатровая на четыре ската, из листового железа, выкрашена зеленою краскою. Глава одна в виде маковицы, покрыта листовым железом, окрашена. Крест железный, осмиконечный, позлащенный без цепей. Колокольня строится из кирпича по плану, утвержденному Губернским правлением. А до сего времени колокола висят на деревянных стояках». Там же приводится внутреннее описание храма: «Настоящий храм так же от притвора отделяется стеною, в коей вход в самый храм. Пол из лещадей во всем храме. Иконостас сделан из дерева, резьбы нет никакой. В настоящем на белом поле, а в приделах на пурпуровом. Ярусов в настоящем пять, а в приделах четыре. Стены внутри храма штукатурныя без расписания и без всяких украшений».
В документах Московской Духовной Консистории сохранились некоторые сведения о ремонтных работах, проводимых в церкви села Надовражино. К примеру, в октябре 1906 года в церкви устроили новый иконостас «с оставлением всех икон настоящаго», прежний перенесли в Димитриевский придел, а иконостас из последнего «в виду сильной ветхости уничтожили», иконы же того и другого иконостаса отреставрировали на жертвуемые суммы московским купцом Т. Стуловым.
В начале XX века в Надовражине часто бывал живший в соседнем имении Дедово Сергей Михайлович Соловьев (1885-1942), русский поэт и религиозный философ. Он вспоминал: «Когда выйдешь из густого елового парка, открывается желтенькая церковь с синей главой, усыпанной золотыми звездами; стоит она на берегу пруда. Храм был сырой и темный: легкие голубые арки терялись во мгле. Правый алтарь выходил на юг, в нем было светло, там совершались свадьбы и служились Богородичные молебны перед иконой «Всех скорбящих радости». Так как правый придел был теплее других, в нем служили зимой, весь Великий пост и только на Пасху переходили в главный храм. Но левый придел святого Дмитрия Ростовского, выходивший на север, был мрачен и угрюм. В углу стоял черный панихидный столик с иконой усеченной главы Иоанна Крестителя; в этом приделе всегда ставились гроба и служились панихиды». В этом же храме в сентябре 1912 года С. М. Соловьев обвенчался с Т. А. Тургеневой.
В 1905 году в Консисторию были поданы документы с чертежами на устройство в Богородицкой церкви села Надовражино духового отопления. В прошении говорилось: «Так как в зимнее время в храме очень холодно вследствие того, что нет настоящих печей, а согревается храм одной небольшой железной печью с такими же трубами, от которой кроме угара и сырости, причиняющей порчу церковной утвари, никакого тепла нет». Чертеж из этого архивного дела – единственное найденное изображение прежней церкви в Надовражине. В известных источниках не сохранилось ни одной фотографии храма.
Согласно страховой карточке, составленной в 1910 году, каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Надовражино оценивали в 11 000 рублей. Из клировой ведомости храма за 1916 год известно, что церковь была «зданием каменная, колокольня каменная, в 1904 году сооружена каменная ограда с железною решеткою». Перед революцией село Надовражино входило в состав Еремеевской волости Звенигородского уезда. В приход, помимо самого села, входили сельца Ладушкино, Юдино и деревни Дедово, Петровское, Селиваниха, Турово, Шеметково. Всего в приходе числилось: 160 дворов, 386 мужчин и 415 женщин. По штату при церкви состояли священник Михаил Петрович Казанский и псаломщик Александр Николаевич Грузинов. Должность дьячка в 1873 году была упразднена.
В 1897 году в селе Надовражино в семье крестьянина Алексея Фомичева родилась дочь Татьяна. В 1916 году она поступила послушницей в Борисоглебский монастырь в Аносине, а после закрытия обители в 1928 году вернулась к родителям в Надовражино. В 1931 году послушницу Татьяну Фомичеву первый раз арестовали и приговорили к пяти годам лишения свободы. Через три года ее выпустили, она стала помогать протоиерею Владимиру Медведюку при Троицком храме в селе Язвище Волоколамского района. В ноябре 1937 года их обоих арестовали. Отца Владимира расстреляли на Бутовском полигоне, а Татьяна погибла в лагере. В 2000 году Архиерейским Собором РПЦ мученица Татиана Фомичева была причислена к лику святых.
Судьба Богородицкого храма в селе Надовражино после революции до конца не выяснена. Видимо, по соглашению с волостным совдепом храм сначала передали общине верующих. В мае 1922 года из него изъяли ценную утварь: «Один потир серебряный, одна звездица, одна лжица, один дискос, две тарелочки малые, два креста накладных на дерево. Изъяты для музея две дарохранительницы серебряные, две ризы серебряные с маленькой иконы, обложка с одного Евангелия, состоящая из четырех углов и одной середины с изображением серебряная».
В августе 1934 года президиум Мособлисполкома постановил: «Принимая во внимание, что церковь в Недавражино (так указано в тексте) не функционирует три года и здание ее, находясь в безнадзорном состоянии, приходит в ветхость, на расстоянии двух километров имеется другая действующая церковь (село Козино), разрешить Истринскому РИКу церковь в Недовражине закрыть, а здание использовать для культурно-просветительских целей». Подо что приспособили бывшее церковное здание, доподлинно не известно. По сведениям исследователя подмосковных храмов Александра Бокарева, перед войной в церковном здании размещался сельский магазин, а разобрали церковь вскоре после войны для восстановления разрушенных деревенских домов. В одной из публикаций в 1990 году так описали Надовражино: «В предзакатном вечернем свете ярко зеленеет огромная пустая поляна посреди деревни. Это силосная яма. Здесь некогда стояла церковь».
В 1994 году супруги Александр Николаевич и Ирина Владимировна Крутовы купили в селе Надовражино участок и захотели построить рядом церковь. По словам Александра Николаевича, семья была давно дружна с наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым), вместе с которым и было выбрано место для храма. Необходимый участок земли выкупили, оформили под церковь, затем получили благословение у патриарха Алексия II и начали строительство. И каковы были удивление и радость, когда при закладке фундамента под алтарную часть случайно наткнулись на фундамент старого храма! Несколько кирпичей от бывшего фундамента вделали в стену строящейся церкви (видны слева от входа).
Проектированием и строительством каменного храма в Надовражине в 2000 году занималась организация «Товарищество реставраторов» во главе с заслуженным архитектором России Андреем Альбертовичем Анисимовым. Архитектурно новая церковь не похожа на прежнюю. Но освящена она в честь утраченного храма Рождества Богородицы, с приделом Николая Чудотворца, в престольный праздник, 21 сентября 2001 года. Храм является подворьем московского Сретенского монастыря.
© 2013, С. Носиков |
Статья в газете
«Духовная Нива»
Скачать |
|