Белов И. Путевые заметки и впечатления по Московской и Тверской губерниям. – М., 1852. С. 99:
Новый Иерусалим расположен на довольно крутом берегу реки Иордана, окружающей его с трех сторон; на востоке этаго монастыря, почти в версте от него разстоянием, лежит не большая пологая высота, на которой возносится коническая, довольно высокая, часовня, эта гора именуется Элеонскою.
Снегирев Н. М. Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества. – М., 1852. С. 106-111:
Посреди этой моленной поставлен камень, обложенный с боков мраморными плитами. В нем водружен осмиконечный каменный Крест вышиною 3 аршина 12 вершков, толщиною 4 вершка. Средина этого креста обложена листовым серебром с золочеными ободками. Над изображением распятаго Христа виден Господь Саваоф и Святый Дух и дщица с надписью: Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum, то есть Иисус Назарянин, Царь Иудейский. На другой стороне Креста высечена следующая летопись: «Водрузися Святый Божественный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе благословением Великаго Господина и Государя Никона, Святейшаго Архиепископа Царствующего великаго града Москвы и всея великия и малыя и белыя России Патриарха, того ради, понеже тишайший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея великия и малыя и белыя России Самодержец, будучи зачатии Лавры сея на освящении храма Святаго Живоноснаго Христова Воскресения древянаго и по освящении церкви, походя окрест монастырскаго основания и дошед сего места, возшед на него, посмотря сюду и сюду на широту пространства полнаго, и возлюби е и нарече имя монастырю Новый Иерусалим и честныя своея руки писанием изобрази, его же Патриарх в ковчежец сребрен вложи, в вечное благословение в Лавре Святаго Воскресения положи. Лета 7166 года, а от еже по плоти Рождества Бога Слова 1657 года, октября в 18 день»...
Полный текст
Путеводитель по железной дороге от Москвы до станции Крюковской... – М., 1853. С. 86-89:
Елеоном назвал патриарх Никон гору, против врат монастырских, на которой воздвиг он часовню. С этого места обозревали царь Алексей Михайлович и патриарх местность, избранную для обители. Об этом свидетельствует надпись на кресте внутри часовни: «Водрузися Святый Божественный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе благословением Великаго Господина и Государя Никона, Святейшаго Архиепископа Царствующего великаго града Москвы и всея великия и малыя и белыя России Патриарха, того ради, понеже тишайший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея великия и малыя и белыя России Самодержец, будучи зачатии Лавры сея на освящении храма Святаго Живоноснаго Христова Воскресения древянаго и по освящении церкви, походя окрест монастырскаго основания и дошед сего места, возшед на него, посмотря сюду и сюду на широту пространства полнаго, и возлюби е и нарече имя монастырю Новый Иерусалим и честныя своея руки писанием изобрази, его же Патриарх в ковчежец сребрен вложи, в вечное благословение в Лавре Святаго Воскресения положи. Лета 7166 года, а от еже по плоти Рождества Бога Слова 1657 года, октября в
18 день». Здесь нет «вековых маслин», но мы сядем под тень берез окружающих
часовню, на ступенях ведущих к кресту, и начнем обозрение. ...Еще недавно вела отсюда к монастырю березовая аллея, которая
напоминала несколько тот Гефсиманский сад. Но теперь все пространство
совершенно обнажено.
Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. 6. Ч. 1. Московская губерния. – СПб., 1855. С. 177:
Дорога из заштатнаго города Воскресенска (к Воскресенскому монастырю) идет мимо часовни с распятием Спасителя; часовня соединяется с монастырем широкою березовую дорогою.
Муравьев А. Путешествие по святым местам русским. Ч. 1. – СПб., 1863. С. 69-70:
С. 69: Не доезжая Воскресенска, пошел я пешком к обители, прямо чрез поле, чтобы более себе напомнить уединенное странствие по пустыням Палестинским; но я потерял настоящее направление ко храму, который был заслонен рощею, и только издали увидев часовню Элеонскую, мог опять выдти на дорогу. Патриарх Никон дал имя Элеона сей часовни и воздвиг ее на том месте, отколе обозревал он с Царем Алексием, во дни их духовной приязни, избранное ими поприще для обители, и здесь Царь назвал ее Новым Иерусалимом, как о том свидетельствует надпись на крест внутри часовни: «Благоволением благочестиваго Царя Алексия Михайловича и святейшаго С. 70: Никона Патриарха, в знамение их общей любви и совета, к начинанию святыя обители и наименованию, еже есть Новый Иерусалим». – И чрез тридцать лет, тот же Никон, в течении сего времени низведенный с Патриаршаго престола, заточенный 15 лет на Белом озере, наконец скончавшийся на возвратном пути из своей темницы, был принесен уже мертвым для погребения в созданную им обитель. Близь сего же креста поставил тело его кроткий Царь Феодор, как бы для примирения обоих великих усопших: державнаго отца и Святителя, памятно их любви взаимной, которую некогда засвидетельствовали у подножия Элеонскаго креста.
Московские епархиальные ведомости. – 1869, №44. С. 12:
«Посещение Воскресенскаго, Новый Иерусалим именуемаго
монастыря высокопреосвященным Михаилом, Митрополитом Сербским». В дворцовых покоях митрополит с
любопытством рассматривал большую картину, изображающую процессию, бывшую
при перенесении тела Святейшано Патриарха Никона в 1681 году с Елеонской
часовни в соборный храм обители. 19 октября 1869 года.
Архимандрит Леонид (Кавелин). Месяцеслов Воскресенскаго, Новый Иерусалим... – М., 1870. С. 19-21, 35, 42, 45:
С. 19: Крестные ходы. 7) Преподобнаго Иосифа. К Елеонской горе. Установлен сей ход в 1866 году по указу Святейшаго Правительствующего Синода в воспоминание о дне великой Божией милости, явленной Церкви и Державе Российской спасением драгоценной жизни Его Величества Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича от преступнаго покушения злодея.
С. 20: 12) В Вознесение Господне. В часовню, что на Елеонской горе против святых врат монастыря, где водружен святой Крест в память основания сей обители и наименования оной «Новым Иерусалимом» от Царя Алексея Михайловича 18 октября 1658 года. 13) В неделю всех святых. К Елеонской горе, где бывает освящение воды, установлен сей ход по усердию Московскаго С. 21: мещанскаго общества в воспоминание совершившагося в 1852 году 25-ти летия царствования в Бозе почившаго Императора Николая Павловича. С. 35: Наконец в так зазываемых дворцовых покоях заслуживает внимания: большая картина, изображающая перенесение тела Святейшаго патриарха Никона от Елеонской часовни в монастырь в предшествии духовенства, царя и синклита (26 августа 1681 года). С. 42: Одиноко стоящий на берегу потока старый развесистый дуб – (наименован) дубом Мамврийским; кладезь, что под горою против северо-западной башни – купелью Самарянки. С. 45: Его Величество (Алексей Михайлович), согласуясь с расположением патриарших мыслей, нарек монастырь «Новым Иерусалимом» ... в сходственность с сим гора, с коей Государь место для монастыря назначил, наименовал Елеоном, где потом вместо памятника водружен крест каменный, и на нем высечена надпись, изъясняющая вышеуказанные обстоятельства.
Шушерин И. Известие о рождении и воспитании и о житии святейшаго Никона... – М., 1871. С. 106:
В утрий же день рано придоша с телом Блаженнаго Троицкий Архимандрит
Викентий и поставиша гроб прямо монастыря у честнаго креста...
Московские епархиальные ведомости. – 1876, №39. С. 330-331:
«Внутренний отдел. Из Воскресенска Звенигородскаго уезда». После падения шатра над ротондою в 1723 году, в день Вознесения Господня, (когда после литургии, все служащие и народ вышли из храма, направляясь крестным ходом к часовне на так называемой Елеонской горе, в которой водружен каменный крест в память основания обители и посещения оной царем Алексеем Михайловичем в 1657 году, и где потом в 1681 году стояло тело святейшаго патриарха Никсона до перенесения его в соборный храм к месту его вечнаго успокоения, и самим предъизбраннаго), реставрирование храма, хотя и началось вскоре, но скудныя средства, полученныя в ничтожных размерах и с разными проволочками от тогдашней коллегии экономии, но подвиглось медленно и стихии грозили уже конечным разорением знаменитаго здания...
Полный текст
Месяцеслов Воскресенского, именумаго Новый Иерусалим, монастяря. – М., 1880. С. 31:
Наконец в так называемых дворцовых покоях заслуживает внимание большая
картина, изображающая перенесение тела святейшаго патриарха Никона от Елеонской
часовни в монастырь в предшествии духовенства, царя и синклита (26 августа
1681 года).
Русская старина. Т. 43. – 1884, №8. С. 266:
Навроцкий А. А. «Новый Иерусалим (из путевых заметок)». За главным храмом находится соборный, теплый, двухэтажный храм во имя Рождества Христова, в котором совершается служба в зимнее время... Рядом с этим храмом находится двухэтажный дворец для приема особ царствующего дома и высшего духовенства. В нем несколько портретов и картин, в числе которых замечательна картина, изображающая перенесение тела патриарха Никона в монастырь в предшествии бояр, духовенства и царя.
Горчакова Е. С. Поездка в Новый Иерусалим, Саввин монастырь и город Дмитров. – М., 1886. С. 6, 25:
С. 6: Гору же, с которой Государь (Алексей Михайлович) обозревал место, избранное для монастыря, он назвал Елеонской. С. 25: Во дворцовых покоях заслуживает внимания: большая картина, изображающая перенесение тела Святейшаго патриарха Никона от Елеонской часовни в монастырь.
Сборник для любителей духовного просвящения. Архимандрит Григорий. Ч. 2. – М., 1890. С. 49:
Высочайше разрешен (13 декабря 1852 года) ежегодный крестный ход в неделю всех Святых из монастыря Новый Иерусалим на Елеонскую году с Иверской иконой Богоматери (на горе Елеонской издавна существует каменная часовня, возобновленная в 1857 году усердием Московскаго мещанскаго общества).
Архимандрит Леонид (Кавелин). Историческое описание ставропигиального Воскресенского... – М., 1894. С. 6, 20, 64:
С. 6: После освящения благочестивый государь (Алексей Михайлович), походя
вокруг монастыря и взойдя на взгорье, находящееся к востоку от монастыря
(называемое ныне Елеон), и посмотря отсюда на новосозданный монастырь и
его живописныя окрестности, в душевном восторге воскликнул: «Воистину
благоволит Бог устройству на этом месте монастыря: оно прекрасно, подобно
Иерусалиму» – и сперва словесно велел монастырь называть Новым Иерусалимом,
а потом, по выезде отсюда, и письменно подтвердил это наименование в
письме к Никону от 20 октября из Звенигорода. Патриарх же, желая окружить
Новый Иерусалим названиями священных мест настоящаго Иерусалима, назвал
Палестинскими именами многия окрестности, как-то: реку Истру Иорданом,
изрытый нарочно вблизи скита поток – Кедроном, соседния высоты – Фавором,
Ермоном, а на том холме близ монастыря, где царь соизволил на мысль его
назвать обитель Новым-Иерусалимом, построил часовню, носящую имя
Елеонской. С. 20: Обвал (купола собора) произошел мая 23 дня (1723 года) в день Вознесения Господня: в то самое время, когда из церкви служащие и
весь народ вышли с крестным ходом к горе Елеону, упал и обвалился купол,
обрушивши и часовню Гроба Господня. С. 64: Крестные ходы, совершаемые в Воскресенском монастыре: ...11) В Вознесение Господне. В часовню, что на Елеонской горе против
святых врат монастыря, где водружен святой Крест, в память основателя сей обители и
наименования оной «Новым Иерусалимом» от царя Алексея Михайловича 18
октября 1658 года.
Спутник по Московско-Виндавской железной дороге. – М., 1909. С. 119:
Благочестивый Царь, обойдя вокруг монастыря и взойдя на взгорье, находящееся к востоку от монастыря, называемое ныне Елеоном, в созерцании новосозданнаго монастыря и его живописных окрестностей, в душевном восторге воскликнул: «Во истину, благоволи Бог исперва место сие предуготовати на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму».
В настоящее время, на горе Елеонской находится каменная восьмигранная часовня, с водруженным в ней в
1658 году большим каменным крестом.
Воскресенские известия. – 1923, №30. С. 3:
К числу зданий музейного характера естественно относится и Елеонская
часовня, и по мысли строителей связанная с монастырем, внутри нее каменный
крест семнадцатого века с летописью на нем. Часовня построена в семнадцатом
веке, быть может повторяет в миниатюре церковь на Елеонской горе в
Иерусалиме, подвергалась переделке в восемнадцатом веке. Позднейшие
штукатурные работы закрыли наружные керамические украшения, ограды вокруг
часовни не существовала еще в первой половине девятнадцатого века.
П. Никольский.
Голос деревни. – 1924. №31. С. 3:
«Поп брешет, а дураки верят». И в качестве примера привел поп смерть одного коммуниста в Воскресенске. Служил де этот коммунист начальником в исполкоме и дали ему подписать бумажку о сломе «Елеонской часовни». Только было хотел руку поднять, ан, глядь, рука-то отнялась. Свезли коммуниста в больницу, а он там и умер. Вот, мол, как господь наказывает большевиков-антихристов. Нечего, конечно, и говорить, что вся эта брехня выдумана попом для одурачивания своего «стада». Не посовестился батя даже умершего вспомянуть, лишь бы доходишко получить.
Государственный художественно-исторический краевой музей в городе Воскресенске. – М., 1925. С. 19:
На восток от монастырской усадьбы на искусственном возвышении (Елеонская гора), на расстоянии в 1/4 версты, стоит Елеонская часовня: восьмигранное здание с шатровым верхом, колонки из белого камня, валики по впадинам и низу колонн, керамика по карнизу; внутри каменный крест. Часовня сооружена в 1657 году; в 1924 году Музеем произведена реставрация: снят поздний досчатый потолок, раскрыты окна, заложенные кирпичем.
Некрасов А. И. Города Московской губернии. – М., 1928. С. 109:
Обратимся к другим древнейшим зданиям. Как раз в том месте, где смыкается город с территорией монастыря, стоит так называемая Елеонская часовня (1657 год). Восьмерик, покрытый шатром, украшен колонками по ребрам и имеет обработку граней, вероятно, после реставраций XVIII века. Нетронутый старый шатер несет столь маленькую главку, что она кажется какой-то пуговкой. Шатер, достаточно объемный, отражает традицию еще XVI века.
Радченко Е., Евтюхов Н. По Истринскому краю. – М., 1934. С. 9:
Дальше по Первомайской улице выходим на площадь, ее «Елеонская
часовня» – интересный памятник шатровых сооружений XVII века, выстроенный
одновременно с монастырским собором.
Некрасов А. И. Архитектура Истры в общем развитии русского зодчества. – М., 1937. С. 15:
Прежде всего, в 1657 году Никон строит Елеонскую часовню, в которой восстанавливает образ шатрового храма XVI века с его вертикальной координатой и монументализмом, уподобляющегося феодального мемориального памятника прошлого.

Памятники архитектуры Московской области. Под ред. Подъяпольской Е. Н. Вып. 2. – М., 1999. С. 180:
Монастырь Воскресенский Новоиерусалимский основан в 1656 году патриархом Никоном как его подмосковная резиденция... Монастырь как художественный организм сложился за два строительных периода. Первый их них ограничивается 1656–1666 годами, когда работы велись под руководством самого патриарха мастерами патриаршего дома и специалистами-декораторами, выписанными из русских западных провинций. За это время были выстроены возле монастыря Отходная пустынь, или «скит» Никона и Елеонская часовня.
Ставрографический сборник. Книга первая. – М., 2001. С. 271:
Авдеев А. Г. «Елеонский крест Патриарха Никона». В предлагаемой статье речь пойдет об одном памятнике русской эпиграфики конца 50-х годов XVII века – так называемом Елеонском кресте, изготовленном в 1657 году в память об основании Ново-Иерусалимского монастыря. Первоначально он был установлен перед Святыми вратами обители, а в конце XVII века над ним была сооружена часовня, повторяющая черты архитектурного стиля XVI столетия. В начале XX века из обители к ней дважды в год совершались крестные ходы с водосвятием и благодарственными молебнами – на Пасху и в неделю Всех Святых. До наших дней крест не дошел, но надпись на нем известна благодаря монастырской описи, проведенной дьяком Борисом Остолоповым в мае 1685 года.
Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. – М., 2002. С. 13:
К востоку от Сиона возвышается холм, именуемый Елеон. На нем был воздвигнут в 1658 году каменный Крест с резной надписью, содержавшей палестинские наименования: «Водрузися Святый Божественный Крест Господа нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе. Эта надпись позволяет судить об основном принципе расположения святых мест Нового Иерусалима по отношению к Воскресенскому монастырю – принципе их топографического соответствия христианским святыням Палестины, центром которых почитается Святой град Иерусалим на горе Сион. Палестинская гора Елеон находится к востоку от Иерусалима. У подножия этой горы, в Гефсиманском саду, молился Христос, с вершины Елеона Он вознесся на небеса через 40 дней после Воскресения...
Полный текст
Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». – М, 2002. С. 263:
Зеленская Г. М. «Музей Святейшего Патриарха Никона в ставропигиальном Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре». О так называемой Елизаветинской зале (южная трапезная палата) отец Леонид сообщает, что она «украшена портретами Святейших Патриархов Московских и всея России и нескольких митрополитов; здесь же поставлен старый шестигранный фонарь, дар царевны Татьяны Михайловны, обращающий внимание посетителей своим размером и замысловатым устройством». Упоминая о дворцовых покоях, отец настоятель отмечает, что в них «заслуживают внимания: большая картина, изображающая перенесение тела Святейшего Патриарха Никона от Елеонской часовни в монастырь в предшествии духовенства, царя и синклита (26 августа 1681 года – Г. З.).
Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». – М, 2002. С. 285-286, 295-296, 313-314, 319-320, 324:
Крючкова М. А. «Словарь мастеров Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря XVIII – начала XX веков». С. 285-286: Генкин Василий Апполинариевич. «Выдано Воскресенскому мещанину Василию Генкену за окрашение снаружи стен на Елеонской часовни масляною краскою под мрамор из его материала 10 рублей серебром»... 3 и 7 сентября 1851 года. Д. 1653. Л. 56. С. 295: Строев Степан Иванович. 2 июля. «Выдано Воскресенскому мещанину Стефану Иванову Строеву за возобновление и поправку живописи на Елеонской часовне снаружи и внутри оной, за исправление живописи в Гефсиманской часовне и написание картины к святым вратам – 100 рублей». 1870 год. Д. 1837. Л. 36, 42, 81, 146. С. 296: Строев Михаил Степанович. Счета. От... сентября 1902 года: «За возобновление живописи Елеонской часовни: 7 наружных картин, 2 картины на дверях с изображением архангелов. Поправлены картины с изображением патриарха Никона, царя Алексея Михийловича и Елеонской горы. Внутри часовни – исправления икон. Всего на 175 рублей». От 23 мая 1909 года: «За выполнение живописных картин «Патриарх Никон» и «Царь Алексей Михайлович» для Елеонской часовни». Д. 2060. Л. 1. Д. 2079. Л. 2-3. Д. 2106. Л. 4. Д. 2163. Док. №234. С. 313-314: Иванов Егор. Приходно-расходная книга. «Выдано крестьянину государственных имуществ села Никулина Егору Иванову за сделание им теми пряслов с столбами при Елеонской часовне, поломанных бурею – 3 рубля серебром. За устройство мостов к пустыне святаго патриарха Никона и чрез пруд, равно и за сделание вновь одной решетчатой половины ворот, что под переходом на ограду... 7 рублей серебром». Май 1853 года. Д. 1665. Л. 13. С. 319-320: Шемякин Михаил. «Отпущено оконничнику Михаилу Шемякину стекол зеленых ко исправлению в церковных окнах после пожара вновь оконниц и к починке вместо перетрескавшихся и повредившихся в разных оконницах стекол ящик, из него нарезано... на починку тумбовых фонарей... на Елеонскую гору в часовне двери и оконницы на починку». Январь 1760 года. Д. 304. Л. 9, 27об. С. 324: Ермилов Ефим. Приходно-расходная книга. «Выдано подрядчику крестьянину Владимирской губернии, Михайловской волости, деревни Катраихи Ефиму Ермилову... за сделание бута под ограду вокруг Елеонской часовни (и иное)... 286 рублей 5 копеек». 30 июля 1889 года. Д. 2012. Л. 122.
Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Путеводитель. – М., 2003. С. 87-89:
Несколько минут ходьбы – и мы стоим на вершине Елеонского холма, в сквере, где похоронены воины, павшие в боях за Истру в 1941 году. Здесь Патриархом Никоном был воздвигнут в 1657 году каменный Крест с высеченной на нем надписью, известной нам в редакции 1685 года. Каменный Крест на вершине Елеонского холма не только напоминал о Вознесении Господнем и отмечал место, где царь Алексей Михайлович «нарече имя монастырю Новый Иерусалим». Крест имел значение Поклонного Креста, который устанавливался обычно в Древней Руси на высокой точке при подъезде к городу. Патриарх Никон целенаправленно и разными средствами созидал Воскресенскую обитель как образ православного града и вместе с тем – как «святое ограждение»...
Полный текст

Истринская земля. – М., 2004. С. 35, 40, 76:
По освящении царь, обходя монастырь, поднялся на возвышенность к востоку от монастыря, впоследствии нареченную Патриархом Никоном Елеоном, и здесь воскликнул: «Воистину сам Бог уготовал место сие на создание монастыря – оно прекрасно, подобно Иерусалиму». В память об этом событии на Елеонской горе был поставлен Крест с памятной надписью, а в 1658 году над ним возведена каменная, украшенная изразцами часовня по образу палестинской на месте Вознесения Господня. В 1723 году обрушился оказавшийся слишком тяжелым каменный шатер над ротондой Святого Гроба, но никто не пострадал, поскольку все находившиеся в храме вышли крестным ходом к Елеонской часовне. План Воскресенска 1798 года: «На главной площади, которая имела овальную, точнее, восьмиугольную форму, размещались: в центре – часовня, присутственные места, дома городничего, казначея и уездного землемера, полиция, почта». В городе велась борьба с Церковью. В этой связи характерен слух, прошедший в 1924 году по городу и окрестностям: служил один коммунист начальником в исполкоме Воскресенска, и дали ему подписать «бумажку» о сломе Елеонской часовни. Только хотел он руку поднять, а рука-то и отнялась. Отвезли коммуниста в больницу, а он там и умер. Газета «Воскресенские известия» (№31, 1924 год) решительно заявила: это неправда, коммунист жив. Но и часовню тогда не снесли: в 1934 году она еще стояла.
Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». – М., 2005. С. 154:
Зеленская Г. М. «Почитание памяти Святейшего Патриарха Никона в конце XX – начале XXI века». Возрождение Русской Палестины. Завершается изготовление белокаменного Поклонного Креста (2005 год), который будет установлен близ того места к востоку от Воскресенского монастыря на холме Елеон, где царь Алексей Михайлович дал обители наименование Новый Иерусалим и где Святейший Никон воздвиг в 1657 году бело-каменный Поклонный Крест. Новый Крест, высотой около 3-х метров, воспроизводит размеры и надпись исторического Креста XVII века. Таким образом, территория в окрестностях Воскресенского монастыря вновь обретает символическое значение Святой Земли, знаменуя возрождение не только святых мест Нового Иерусалима, но и нашей исторической памяти.
Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». – М., 2005. С. 233:
Зеленская Г. М. «Елеонская часовня в Новом Иерусалиме». Елеонская часовня – утраченная в 1930-х годах и потому мало изученная святыня Нового Иерусалима, находившаяся к востоку от Воскресенского монастыря на расстоянии «в четверть версты». В ХVIII-ХIХ веках Елеонская часовня считалась сооружением Патриарха Никона. Это было обусловлено только одним обстоятельством – надписью на каменном Кресте внутри часовни. В советский период профессор М. А. Ильин высказал гипотезу о том, что Елеонская часовня наряду с Богоявленской пустынью (скитом) Патриарха Никона была первой каменной постройкой Нового Иерусалима. Данное мнение основывалось, преимущественно, на типологическом сходстве часовни с ее палестинским первообразом...
Полный текст
Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». – М., 2005. С. 247, 251:
Игумен Тихон (Затекин). «Крестовоздвиженская часовня-крест Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря». С. 247: В 1666 году архимандрит Филарет посещал по царскому указу и благословению Восточных Патриархов Новый Иерусалим и сам мог лицезреть все постройки, возведённые Святейшим Никоном. Мог молиться он и возле Креста, поставленного Патриархом на Елеонской горе, с которой открывалась панорама строящейся Воскресенской обители. Почти одновременно как в Воскресенском монастыре, так и в Печерском, началось строительство часовен. Поскольку часовня в Новом Иерусалиме именовалась Елеонской и в плане повторяла палестинский первообраз VI века, который отмечает место Вознесения Господня, а Печерская обитель также основана в честь этого праздника, то Крестовоздвиженскую часовню-крест решено было возвести на вершине горы, дабы с неё открывалась вся панорама ансамбля Печерского монастыря, по аналогии с Подмосковной Палестиной. Разница заключалась в том лишь, что на Елеонской горе в Новом Иерусалиме сначала был установлен Крест и потом возведена над ним часовня, а в Печерском монастыре первоначально возвели часовню и затем установили в ней Крест. С. 251: К 1910 году Крестовоздвиженская церковь, согласно страховой оценочной ведомости, имела несколько иной облик: «Крестовозвиженская церковь на горе — каменная. Крыта железом. Длиной 2 саженя; шириной 1,5 саженя. Иконостас весьма небольшой. Построена часовней в 1687 году. Обращена в храм в 1862 году.
Духовная нива. – 2005, №3. С. 2:
«Поклонный крест Патриарха Никона». В настоящее время ведется воссоздание восьмиконечного белокаменного Поклонного креста, который до 30-х годов XX века стоял в никоновские времена на вершине Елеонского холма (недалеко от нынешнего месторасположения школы Чехова). Московским профессиональным резчикам по камню удалось воспроизвести уникальные резные надписи, выполненные шрифтом XVII века. Новый Крест повторяет Елеонский Крест...
Полный текст
Новый Иерусалим и город Воскресенск. Альбом. – М., 2006. С. 56:
К востоку от ворот уже на территории Воскресенска (Истры) на Елеонской горе в прошлом стояла над устроенным патриархом Никоном крестом каменная часовня. Холм перед монастырем лишь в самой малой мере напоминает большую высокую Елеонскую гору в Палестине, но, как место памятное, был отмечен замечательной каменной часовней. Именно отсуда царь Алексей Михайлович в 1657 году любовался панорамой строящегося монастыря и здесь сравнил место его расположения с Иерусалимом. Вскоре же на этом месте был поставлен резной почти трехметровый каменный крест. Каменная восьмигранная с высоким граненым шатром часовня над крестом, судя по архитектурным формам, была возведена в 90-е годы XVII столетия. Углы граней украшали белокаменные колонны, подчеркнутой стройностью отличался шатер, завершавшийся главой с крестом. Во время ремонтов часовни в 1808 и 1857 годах ниши граней были расписаны живописью, отображавшей события, происходившие на Елеонской горе близ Иерусалима. Крест дал в XIX веке название главной улице города Воскресенска – Крестовская.


Духовная нива. – 2006, №1. С. 4:
«Никонов крест на Елеонской горе». Исторически крест был воздвигнут патриархом в 1657 году. Примерно через 30 лет над крестом была построена шатровая часовня, получившая название Елеонской. Часовня с крестом просуществовала до 40-х годов XX века и была разрушена перед Великой Отечественной войной. По другим данным, часовня была разрушена во время боев за Истру и впоследствии разобрана. 15 декабря 2005 года в Истре па пересечении улиц Первомайской и Советской был усыновлен Поклонный крест патриарха Никона. Решение об его установлении было принято в ходе подготовки и проведения празднования 400-летнего юбилея патриарха...
Полный текст
Новый Иерусалим. Образы дольнего и горнего. – М., 2008. С. 131-132, 136:
Церковно-исторические темы Креста и Вознесения Господня, отраженные в посвящении церквей в Алексине (Еремееве) и Дарне, соединялись в иконографии Елеонской часовни, возведенной около 1686 года к востоку от Воскресенского монастыря. Первообразом этой часовни была «Стопочка» – древняя часовня на месте Вознесения Господня к востоку от Иерусалима, где хранится камень с отпечатком стопы Спасителя. Однако, в отличие от прототипа, Елеонская часовня Нового Иерусалима имела шатровое завершение и служила своего рода сенью для каменного поклонного креста, находившегося внутри нее. Истринская земля вновь обретает значение Святой Земли. 2/15 декабря 2005 года на вершине Елеонского холма был водружен каменный поклонный крест. Знаменательно, что совершилось это вечером того дня, когда Святая Церковь начинает праздновать память преподобного Саввы Сторожевского. Поклонный крест восстановлен по образу креста XVII века, находившегося в Елеонской часовне. Его размеры близки историческим. Основание повторяет план часовни, которая, надо надеяться, тоже будет восстановлена. На лицевой стороне высечено изображение голгофского креста, а на оборотной воспроизведена «летопись», которая была вырезана на кресте XVII века.


Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2009, №2. Спецвыпуск. С. 128:
Дорошенко С. М. «Настоятели Воскресенского монастыря Нового Иерусалима: живая история обители». Игумен Стефан (1656-1658; с 1657 года архимандрит). Первый настоятель Воскресенского монастыря игумен Стефан до назначения состоял в клире Патриарха и был одним из приближенных к нему лиц. ... В сан архимандрита игумен Стефан был возведен 18 октября 1657 года, в день закладки каменного Воскресенского собора и установки памятного креста на холме, названном Елеон...
Полный текст
Протоиерей О. Пэнэжко. Храмы Истринского района. Часть 1. – Владимир, 2009. С. 40, 184:
На восток от монастыря на холме, названном Елеонским, в 1657 году была возведена каменная Елеонская часовня. 13 октября 1657 года здесь был поставлен патриархом Никоном крест – в честь наименования царем Алексеем Михайловичем Воскресенского монастыря «Новым Иерусалимом», в том же году была построена часовня, в которой находился крест. В июле 1910 года епископом Тихоном было получено разрешение на поновление стенной росписи в Елеонской часовне. Часовня уничтожена в советское время, находилась в границах города Истры. На ее месте в наше время установлен поклонный крест.

Духовная нива. – 2009, №2. С. 5:
«Летопись возрождения». В 1657 году Святейший Патриарх Никон отметил подмосковную гору Елеон водружением Поклонного Креста, над которым впоследствии была построена Елеонская часовня по аналогии с местом вознесения Христа Спасителя в Палестине древней. По одним источникам, часовня была разобрана в 1930-е годы, по другим сведениям – разрушена во время войны. Возрождение исторического поклонного креста
состоялось три года назад. 15 декабря 2005 года на пересечении улиц Первомайской и Советской
в Истре был установлен белокаменный крест, воспроизводящий надпись с никоновского креста: «Водрузися Святый Божествен ный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе…». По благословению правящего архиерея поклонный крест был освящен архиепископом Можайским
Григорием, викарием Московской епархии, 29 января 2006 года.
Государство, Религия, Церковь в России и за рубежом. – 2009, Спецвыпуск к №2. С. 8, 233:
С. 8: Шмидт В. В. «Предисловие: монастырь Нового Иерусалима как проблема гражданского попечения». В 1657 году построена деревянная Воскресенская
церковь (разобрана в 1696 году), начато строительство
Елеонской часовни на горе Елеон, а в 1658 году установлен памятный каменный
резной крест. С. 233: Шмидт В. В. «Палестина Святой Руси». Елеонская часовня расположена к востоку от монастыря на горе Елеон; на внешних сторонах восьмигранника часовни
изображены: направо от входа – пророки Иеремия, Давид
и Иоиль в первой арке, во второй – проповедь Спасителя ученикам и народу на горе, в третьей – пророки Малахия, Амос, Софония, в четвертой – Спаситель, научающий учеников молитве «Отче наш»,
в пятой – пророк Даниил, царь Соломон, архидиакон
Стефан, в шестой – Притча Спасителя об иссохшей
смоковнице; внутри, на каменном помосте, – большой каменный крест с Распятием и текстом на
оборотной стороне в память о посещении монастыря Царем и наименовании новым Иерусалимом. Во внутренних арках – медные иконы: Ведение
Спасителя к Пилату, Лобзание Иуды, Ангел, укрепляющий Спасителя перед страданием, Моление
о чаше, Предвещение Архангелом Божьей Матери
о ее успении, святые апостолы, скрывающиеся от
страха во время осуждения Христа, Спаситель,
предсказывающий разрушение Иерусалима; в дверях на правой стороне изображен Царь Алексей
Михайлович с молитвой: «О, всечестнейший Кресте! Ты божественная победа, Ты соделование нашего спасения, Ты верным одоление; и божественных
жертва, поющия Тя, сохрани», на левой – Патриарх
Никон в схиме с молитвой: «Яко одушевленному
Тебе припадаю и взываю, Кресте мой Пресвятый,
Ты ми просвети ум, слух, устне, язык, дыхание, очи
к путям в Царствие Христово».
У стен Нового Иерусалима. История города Воскресенска-Истры. – М., 2010. С. 26-27:
С. 26: Поскольку празднику Воскресения был посвящен сам С. 27: монастырь, то ближайшее подмонастырское село (бывшая деревня Котельниково) стало называться Вознесенским. Здесь была воздвигнута каменная Елеонская часовня – один из самых ярких архитектурных памятников Нового Иерусалима (не сохранилась). С XVII века традиционно два раза в год совершался крестный ход в Вознесенскую церковь – на праздник Вознесения и в день пророка Илии. Процессия шла к Елеонской часовне, оттуда поворачивая в село, где стояла деревянная церковь Вознесения...
Полный текст


Колотий Н. Русская Палестина – ландшафтная икона Святой земли. – М., 2011. С. 181:
Уже после кончины патриарха Никона над крестом была воздвигнута Елеонская часовня по аналогии с местом вознесения Христа Спасителя в Палестине древней. Часовня была разобрана в 1930-е годы. По другим сведениям – разрушена во время войны. есть воспоминания, что на ее фундаменте был установлен памятник Сталину. По другим данным – рядом большая братская могила. Сегодня под возобновленным крестом залито залито основание часовни.
