Система Orphus

Назад

Освящение Знаменской церкви в селе Козмодемьянское (Хованское). 1780-1781 годы
Новость ЦИАМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 703

Архивный документ приводится не полностью, отобраны только сведения по исследуемой теме

Л. 1а-1об: №1442. Подано 16 декабря 1780 года. В Крутицкую Духовную Консисторию. Полковника Алексея Данилова сына Дурнова Прошение. В прошлом 1758 году по прошению генерал аншефа лейб гвардии порутчика камергера и разных орденов кавалера графа Александр Ивановича Шувалова и генерал адьютанта Петра Варфоломеева сына Нечаева, а по резолюции покойнаго Преосвященнаго Тимофея Митрополита Московскаго велено в вотчине Московскаго уезда Загородской десятины в селе Козмодемянском вместо ветхой деревянной во имя Знамения Пресвятыя Б-цы церкви построить вновь деревяннаго здания и в тоже именование. О чем и указ из Московской духовной консистории того 758 (1758) года мая 12 дня послан, по которому та церковь означенными вотчинниками тогда ж и построена. Тогда церковная утварь нужными вещами знабжена не была, почему и по осмотре села не готова. А ныне в 776 (1776) году оное село по службе досталось мне именованному (не разборчиво) я по усердию своему оную церковь как всею церковною утварью, так праздничными вещами снабдил и по осмотре в оной приготовлено к сему. Того ради Крутицкую Духовную Консисторию покорнейше прошу означенную новопостроенную церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы и по осмотре в оной состоящую приуготовленную кому надлежит дозволить по чину положить освятить, потом дать указ. Декабря 1780 года.

Л. 6: Опись церкви Знамения Богоматери. Церковь деревянного здания на каменном фундаменте во всяком благосостоянии обшита тесом и выкрашена (не разборчиво) краскою снаружи, а внутри обита холстом и расписана страстей Господа нашего Иисуса Христа. В церкви по правой стороне царских врат образ Всемилостивого Спаса, пред ним лампада медная. Второй Святителя Чудотворца Николая, пред ним лампада медная. (Не разборчиво) Демитря митрополита Ростовскаго Чудотворца, пред ним лампада медная. По левую сторону царских врат образ Знамения Богородицы, пред ним лампада медная. Образ Святого Пророка Илии, пред ним лампада медная. Во втором ярусе Апостолов. В третьем ярусе (не разборчиво) клейма дванадесять празники. Вверху перед Распятием лампада медная. В средине церкви паникадило медное. Л. 6об: Во святом алтаре престол начетверо столбцах в вышину аршин шесть вершков, в длину аршин восемь вершков, в ширину аршин четыре вершка. На оном престоле жертвенник, срачица белая полатняная. Одежда на престоле и жертвенника атласное поласатое, на ней кресты гасу серебренова. Сосуды сребраныя вызолоченыя, дискос, звездица, два блюдца, лжица сребрения и вызолоченый ковчег оловянной. Дароносица оловянная. Кадило медное высеребрено. Два ковша. На царские двери завес тавтяной зеленой. Пелена на престол и на жертвенник бумажныя травчатыя. Ризы. Белыя порчевыя, оплечья голубыя серебреной (не разборчиво) опущены золотым позументом. Подризник той же материи.

Л. 7: Вторыя ризы белыя шитыя с травами, оплечья серебреной голубой (не разборчиво) облачены золотым позументом. Подризник тоя материи с теми же приборами. Ризы по белому гарнитуру шиты разными (не разборчиво), оплечья малиновыя бархатныя опущены позументом золотым. Стихарь той же материи. Ризы выбойчатыя, опущены сеткою серебреною. Подризник тоя же материи. Ризы набойчатыя красныя опущены шелковой зеленою тесьмою. Подризник голубой тавтяной. Епитрахили. Зеленое тавтяное шитое серебром. Епитрахиль красной тафты опущена шелковою зеленою тесьмою. Четыре пары поручей шелковые разных материй. Воздухи. Голубыя парчевыя опущены белым атласом с позументом золотым. Л. 7об: Воздухи белыя серебряныя шоровыя атлас опущены белыми (не разборчиво) с позументом золотым. Третьи алые атласные кресты золотова позумента опущены гасу серебренного. Два пояса. Три подсвешника жестяных. Два малых выносных жестяных. Чаша водосвятная. Укропница. Кропило. Для подавания теплоты блюдца и ковшички оловянные. Жаровня мех и щипцы. Книги. Евангелие напрестольное вполу (не разборчиво) бумага, обито малиновым (не разборчиво). Евангелисты и застежки медныя высеребрены. Апостол, следованная псалтырь. Служебник. Требник малый и болшой. Общая минея. Триоть цветная и посная. Два октоиха. На разныя поучения части. Толковое воскресное Евангелие. Устав церковный. Книшка благодарная. Книшка на день Восшествия на (не разборчиво) престол. Пред оною церковью на дву столбах три колокола.

Л. 10об: В журнал Крутицкой Духовной Консистории июня 9 дня 1781 под №190 записано. По свидетельству, учиненному в Консистории описи новопостроенной в вотчине полковника Алексея Данилова сына Дурнова примосковской Загородской десятины в селе Космодемьянском деревянной церкви Знамения Богородицы и в ней имеющейся утвари, по коему оказалось, ко освящению оной церкви недостает Святаго антиминса, в числе круга церковнаго книг: ирмология, каноника правильнаго, прологов года, катихизиса, молебнаго пения, о бездождии и ведре, реестра панихиднаго, табели высокоторжественным дням. При той церкви колокола имеются, а повешены колокола на дву столбах. Приходских дворов и на содержание будущих священноцерковнослужителей ни земли, ни руги не показано. Приказали имеещему по сему делу хождение объявить, чтоб прописанныя недостающия в реченную церковь книги искуплены и представлены были для освидетельствования в здешнюю консисторию. А при том и колокольня построена была по приличию той церкви неотменно. На какое же будущее при ней причт церковный содержание находится имеет, о том бы за подписанием означеннаго полковника Дурнова подано было в Консисторию особое прошение, по сему тогда и о освящении объявленной церкви имеет быть учинено особое разсмотрение.

Л. 18: №1208. 16 сентября 1781 года. В Крутицкую Духовную Консисторию. Загородской десятины от благочиннаго села Николскаго священника Николая Петрова. Репорт по присланному указу с исполнением. Сего сентября 4 дня присланным из реченной Консистории ко мне указом велено учинить достоверную справку: состоящия в приходе оной же Загородной десятины села Ивановскаго деревни подполковницы Марьи Полтевой Петровская, да ведомства коллегии экономии Селиваниха были в приходе села Козмодемьянскаго при церкви Знамения Богородицы, и по каким причинам приписаны в помянутое село Ивановское. И в том селе Ивановском церковь каменная или деревянная, и в каком от оных деревень и села Козмодемьянскаго, также и те деревни от села Козмодемьянскаго разстоянии. И нет ли по близости оных деревень и села Козмодемьянскаго других церквей, сколь великоприходны, каменныя или деревянныя, и в каком от оных деревень и села разстоянии, и по учинении той справки репортовать в Консисторию. По которому указу мною о вышеписанном следованно и оказалось, что упоминаемые деревни Петровская и Селиваниха по объявлению тех деревень Л. 18об: и других прикосновенных к ним селений старожилы подлинно находились в приходе Козмодемьянскаго при церкви Знамения Богородицы, а из того Козмодемьянскаго назад тому лет дватцать (20) и более приписаны в приход села Ивановскаго Садки тож потому, что вышеописанная Знаменская церковь за ветхостью была запечатана. В объявленном селе Ивановском церковь каменнаго здания, при ней приходу шездесять один (61) двор в разстоянии от оных деревень Петровской в шести, а от Селиванихи в пяти, от Козмодьянскаго в шести верстах. И оныя деревни разстоянием от села Козмодемьянскаго Петровская в двух, а Селиваниха в одной версте. По близости тех деревень и села Козмодемьянскаго состоит село Еремеево, в котором церковь деревяннаго здания приходит в ветхость, при ней приходских сто тритцать (130) дворов, в разстоянии от села Козмодемьянскаго в шести, а от деревень Петровской в семи, а Селиванихи в шести верстах. А других по близости к оным селу Козмодемьянскому и деревням сел не имеется. О чем Крутицкой Духовной Консистории сим благопочтенно на разсмотрение репортую.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика