Система Orphus

Назад

Протоколы заседаний Московской Духовной Консистории. 1915 год
Новость ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 522

Архивный документ приводится не полностью, отобраны только сведения по исследуемой теме

Об отказе в открытии третьей священнической вакансии в селе Павловское

Л. 22: №5289. 18 ноября 1915 года. Утверждается. 1915 года ноября 10 дня. По указу Его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: Прошение прихожан села Павловскаго Звенигородскаго уезда и прошение церковнаго старосты об открытии 3-го штатнаго священническаго места. Из прошения прихожан, донесения благочиннаго, прошения и донесения причта, прошения церковнаго старосты усматривается следующее: Вопрос об открытии третьей штатной должности священника в селе Павловском было возбуждено священником Холиным в 1913 году и тогда было постановлено: «Дело об открытии третьей священнической вакансии отложить до времени нибольшаго и безпристрастнаго уяснения действительной необходимости в открытии для нужд прихожан». Настоящее прошение подписано только 30 прихожанами двух небольших деревень, а ни одной подписи из остальных 14 больших деревень нет. Прихожане на выборах старосты об этом только в первый раз услышали. Эти прихожане, как и староста, говорят, что у них в приходе свыше 7000 душ обоего пола, 1300 домов. А на деле судя по клировой ведомости за 1914 год их только 5288 и домов только 1058, а не 1300. Да сверх сего войска до 8 тысяч по словам старосты, а прихожане насчитывают

Л. 22об: до 3 тысяч. У войск свой священник, а когда-то прикомандированы к войскам священники Аносина монастыря, которые совершают для них службу. Количество треб за последнее трехлетие было: крестин от 323 до 335 в год, браков от 28 до 40, и погребений от 198 до 208. Средства на содержание как мне известно, пишет церковный староста, будут вполне достаточны. Средства следующия: в 1914 году на долю священника получено 1200 рублей, на долю диакона 820 руб и псаломщика 410 рублей. Земли 69 десятин, из них 33 десятинами нарезано на содержание причта, фактически владеют крестьяне и ведут в Судебной Палате дело и ничего не платят. Всех доходов причт получает около 4100 рублей. Если открыть еще должность штатнаго священника и при нем псаломщика, то священник будет получать менее 900 рублей, диакон менее 600 рублей, а псаломщик менее 300 рублей. При настоящей дороговизне жизни низшим членам причта, не имеющим церковных квартир, жить будет очень трудно – говорят благочинный и причт. Крестьяне и староста говорят о замедлительности в исправлении треб, фактов не указывают. А причт называет это ложью, высказываемой каждый раз и ни разу не подтверждающейся, и ссылаются на отсутствие дел об их неисправности в Консистории. Дома у причта свои, для просимаго члена причта должно быть построено жилое помещение на наши (причта) средства – пишут прихожане. Этого мы сделать не можем так как жизнь стала невозможно дорога, что каждый с трудом оправдывает самыя неотложныя нужды. Но среди построек есть дом бывшаго диакона Холина, который согласен перейти к ним, какового они и просят перевести к ним. На тот же дом указывает и староста. А Холин идет далее – в своем письме на имя старосты он даже предлагает прихожанам пожертвовать 200 рублей на дом будущаго псаломщика. Благочинный относительно дома Холина пишет, что он едва ли принадлежит одному священнику Холину, а всем наследникам. И прихожане хорошо бы сделали, если б приобрели его для третьего священника, обязались его ремонтировать и страховать дом. И обязались приготовить помещение для третьего псаломщика. Но прихожане охраняют себя от расходов в виду дороговизны жизни. Они говорят на собрании при выборе старосты в количестве 74 человек: «Если Епархиальное начальство

Л. 23: благоволит открыть у нас 3 священника, то пусть оно открывает без всяких побуждений лишних издержек с нас прихожан на содержание его. И при том третьяго священника если хочет прислать, то никак не священника Холина, который будучи еще диаконом у нас надоел своими дрязгами». Причт пишет, что это место 30 человек желают открыть для о.Холина, который будучи священником в Богородском уезде, часто проживает у нас, волнует приход, собирает подписки, развращает приход и возбуждает к подаче всевозможных прошений Епархиальному Начальству. Приказали: Имея в виду: 1) что прошение подано незначительным количеством прихожан; 2) что прихожане нарезав в 1868 году 33 десятины на продовольствие причта владеют ею, не платя ничего причту, о чем идет судебное дело; 3) не желают обезпечить будущий причт квартирами; 4) не доказанность фактами неисправности причта при требоисправлении; 5) дороговизну жизни и обеднение причта с открытием 3-й вакансии, то просьбу на данное время оставить без удовлетворения до более благоприятнаго времени, когда будет решен вопрос о земле в пользу причта и когда прихожане приготовят помещение для новаго причта.

 

Об отказе в отводе священника Александра Лебедева села Павловского

Л. 24: №762. 1915 года 14 ноября. Утверждается. 1915 года ноября 12 дня. По указу Его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: Дело по прошению церковнаго старосты Благовещенской села Павловскаго церкви Звенигородскаго уезда Александра Логинова об отводе из прихода сего села священника Александра Лебедева за то, что последний мешает прихожанам исполнять долг молитвы в тяжкую годину отчества и за непринятие на торжественное служение Синодальнаго миссионера протоиерея Ивана Восторгова 30 августа сего года и дрянное к нему отношение. Приказали: из обстоятельств дела сего усматривается следующее: церковный староста села Павловскаго церкви Звенигородскаго уезда Александр

Л. 24об: Логинов с согласия Настоятеля церкви сего села священника Попова пригласил к общественному молению, совершаемому каждогодно 30 августа у поставленнаго пред Волостным правлением памятника Императору Александру II синодальнаго миссионера Ивана Восторгова. Приглашенный протоиерей Восторгов сообщил о своем согласии совершать богослужение чрез соседняго священника села Рождествено о. Любимова. А последний сообщил о сем поздно как раз в то время, когда к храму приехал сам протоиерей Восторгов. Причт встретить протоиерея с подобающею ему честью не успел. И в тоже время когда протоиерей Восторгов был в ограде у храма священник Лебедев поспешил наговорить ему, что у них икон нет, нет благословенных хлебов, нет хлебов, нет певчих, нет народа (под воскресенье). Священник Лебедев как надо полагать и еще кое что говорил по адресу старосты Логинова, как это видно из письма протоиерея Восторгова: «Несомненно то, что о. Александру Лебедеву не следовало горячиться и вводить меня в какие-то

Л. 25: местные счеты». Все это неприятно подействовало на о. протоиерея Восторгова и он отслужив один 29 августа всенощное бдение, несмотря на просьбы старшего священника села Павловскаго о. Попова и старосты Логинова, покинул село. Принимая во внимание, что произведенным духовным следователем священником Василием Страховым следствием по прошению старосты Логинова вполне подтвердились обвинение священника Лебедева в его нетактичной отношении к присланному для служения протоиерею Восторгову, каковое обвинение усугубляется тем, что в храме все нашлось, что о. Лебедев отрицал (и иконы, и хлеба, и певчие, и народ). Консистория полагала бы: сделать священнику Лебедеву выговор и предписать в подобнаго рода случаях не поступать самовольно и руководствоваться указаниями старшего священника о. Попова. Тем более, что вышеописанный случай произошел когда началась служебная неделя о. Попова, и значит о. Лебедев не имел права вмешиваться в чужие дела. Что же касается старосты Логинова и перевода священника

Л. 25об: Лебедева из села Павловскаго в другой приход за несочувственное отношение его к приглашению высоких духовных лиц к служению как в данном случае, так и в других подобных ему, то имея ввиду, что с одной стороны следствием не подтверждено, что о. Лебедев допускал таковые, кроме изложеннаго, и с другой стороны, что запрошенные по этому поводу многолюдные восемь деревень Павловскаго прихода дали о священнике Лебедеве похвальные отзывы, а старосту Логинова просят уволить за то, что он порочит честную службу Лебедева – просьбу Логинова по сему предмету оставить без последствий, предложить ему жить в мире и согласии во священником Лебедевым.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика