Система Orphus

Назад

Протоколы заседаний Московской Духовной Консистории. 1903 год
Новость ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 423

Архивный документ приводится не полностью, отобраны только сведения по исследуемой теме

О несостоявшемся переводе деревни Лечищево в приход села Пятницкого-Берендеево

Л. 51: №331. 1903 года января 20 дня. По указу Его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: Прошение крестьян деревни Личищевой Звенигородскаго уезда о перечислении их из прихода села Бужарово в приход села Пятницкаго-Берендеева, в коем объяснили, что так как деревня отстоит от села Бужарова в 8 верстах, то с экстренными требами им по большой части приходится обращаться в село Пятницкое-Берендеево тож Звенигородскаго уезда, где имеются два священника, отстоящее от их деревни в 4-х верстах, а равно в воскресные

Л. 51об: и праздничные дни в храме приходится бывать не в Бужаровском, а в Пятницком. В виду большаго удобства при исполнении всех треб просят причислить деревню Личищево, состоящую из 44 домов, 110 душ мужскаго пола к приходу села Пятницкаго-Берендеева. По собранным сведениям оказалось следующее: по заявлению крестьян званной деревни прошение им писал села Пятницкаго диакон Богословский, куда они ходили хотя не всем миром, но все они были согласны на перечисление в другой приход. Причиной перехода в село Пятницы есть по их показаниям дальнее разстояние их от села Бужарова и неудобство сообщения в весеннее и осеннее время. Между тем как село Пятницкое находится от деревни Личищевой в 4-х верстах и сообщение с ним благодаря существующему мосту чрез реку Истру всегда удобное. Два священника села Пятницкаго согласны на прием к себе крестьян деревни Личищевой. Священники села Пятницкаго показали следующее: напрасно крестьяне Личищевой Бужаровскаго прихода показывают, что священники села

Л. 52: Пятницкаго согласились на принятие их в свой приход. Этого согласия со своей стороны никогда им не заявляли и особенной нужды в присоединении их к своему приходу не имеют, потому что обременены исправлением треб в своем приходе и занятиями в школе. А если угодно будет Епархиальному Начальству перечислить их в их приход, то они со своей стороны согласны на принятие их и тогда в праздничные дни для служения молебнов будут ходить после всех своих прихожан и чтобы они всегда высылали им подводу. Диакон Богословский показал, что действительно по просьбе крестьян деревни Личищевой писал прошение со слов их в своем доме, и на лицо хотя не все были, но все-таки бывшими заявлено было, что все действительно согласны. Священник села Бужарова Виктор Воздвиженский объяснил следующее: 1. В приходе села Бужарова хотя и значится 836 душ мужескаго пола, но в числе их находится 211 душ мужескаго пола приписной Казанской в Полевшине

Л. 52об: церкви, которые на содержание Преображенской церкви ничего не жертвуют, и которые в настоящее время также хлопочут о возстановлении самостоятельнаго причта, и тогда уже останется при Преображенской церкви 625 душ. Если же отойдет от них деревня Личищево, в которой находится не 110 душ мужескаго пола, а 130 душ, тогда останется только 495 душ мужескаго пола. И содержание тогда трехчленному причту, состоящему из священника, штатнаго диакона и псаломщика не будет никакой возможности. 2. В прошении крестьян деревни Личищевой хотя и значится, что они будто ходят к Николаевской в Берендееве церкви, то это напрасно, они бывают в храме села Бужарова, берут святые иконы для молебствия и в исполнении треб со стороны Бужаровскаго причта отказа не бывает и не было. Хотя к Пятницкому приходу и ближе, но их разделяет река Истра, так что чрез нее в весеннее и осеннее время сообщения не бывает иначе как в объезд, который не ближе Бужарова. 3. Чтобы это было общее желание, то сомнительно и видно, что

Л. 53: они подговорены к этому кем-нибудь со стороны. Приезжавшие для исправления молебствия в их деревне Личищевой сообщали, что в писании прошения принимал немалое участие села Берендеева диакон при участии крестьянина деревни Личищевой Ивана Горюнова чуть не безграмотнаго. Справка. Причт села Бужарова состоит и по штату определен из священника, диакона и псаломщика. Дворов в приходе 270, душ мужескаго пола 836, женскаго 839, в том числе в деревне Личищевой мужескаго пола 130, женскаго 126. Разстояние деревни Личищевой от приходскаго храма 8 верст. Причт села Пятницкаго-Берендеева по штату положен и на лицо состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Дворов в приходе 426, душ мужескаго пола 1401, женскаго 1446. Приказали: Так как по дознанию, произведенному местным благочинным, оказывается, что: 1. Священники села Берендеева, к которому желают быть причислены крестьяне

Л. 53об: деревни Личищевой прихода села Бужарова по дальности разстояния от своего храма заявляют, что они со своей стороны не изъявляли согласия на означенный перевод, что они обременены исправлением треб в своем приходе и занятиями в школе. 2. Причт же села Бужарова показывает, что с отчислением деревни Личищевой, в которой 130 душ, содержание причта сократиться, и трехчленному причту трудно будет содержаться. Между тем, хотя разстояние от этой деревни до Пятницкой церкви менее, но при невозможности переезда чрез реку Истра во время весеннего и осеннего разлива крестьянам деревни Личищевой придется делать большой объезд и наконец. 3. Причт села Бужарова свидетельствует,

Л. 54: что они для исправления всех треб никакой задержки не допускали, да на это и не жалуются крестьяне деревни Личищевой, к которым причт села Бужарова ездит в потребное время на своих подводах, то на основании вышеизложеннаго Консистория полагает прошение крестьян деревни Личищевой оставить без удовлетворения.

 

О дозволении в селе Троицком вместо ветхого деревянного построить каменный храм

Л. 271: №1950. 1903 года мая 7 дня. По указу Его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: Прошение причта, старосты и прихожан Троицкой, села Троицкаго при реке Истре, церкви Звенигородскаго уезда, в коем объяснили, что 1903 года 2 марта разсуждали о современном состоянии их приходскаго храма. Имея в виду, что храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы, основанный в 1652 году боярином Романом Боборыкиным, деревянным в последствии хотя и поставлен был на каменном фундаменте, покрыт железом и весь выкрашен, но от давнего своего существования естественно и постепенно пришел в ветхость, стал довольно холодным и требует часто

Л. 271об: дорогаго ремонта, тяжело падающего на средства церкви и прихода. Кроме сего храм и очень мал по размерам своим (он имеет только 12 аршин длины и 9 аршин ширины) едва вмещает в себя 150 человек, или 1/6 часть из всех прихожан, которых значится 864 человека обоего пола, следовательно большинство из них лишено всякой возможности присутствовать на богослужениях и слушать слово Божия. Они единодушно постановили озаботиться неотложно вместо ветхаго храма по мере сил своих и возможности соорудить новый каменный. Источники: 1) кружечный церковный капитал в 4000 рублей, 2) пожертвованные для храма 100 тысяч кирпичей на сумму 1500 рублей, 3) имеющийся у прихожан бутовый камень до 40 кубических саженей на 1500 рублей, 4) подвозка всего потребнаго для храма строительнаго материала принимается приходом обязательно на свой счет и 5) недостающая сумма на построение храма по милости Божией, как они глубоко убеждены, будет восполняться пожертвованиями добродетелей. Для наблюдения за правильностью постройки храма и такого расходования

Л. 272: сумм на него избрана ими Строительная комиссия, состоящая из лиц: приходскаго священника Василия Лебедева, церковнаго старосты, двух представителей от прихода и села Дорны священника Лазаря Гниловскаго, как опытнаго в сем деле человека. Посему просят разрешить в их приходе устройство новаго каменнаго храма вместо деревяннаго. Под сим прошением местный благочинный засвидетельствовал, что деревянный храм действительно ветх и весьма тесен, указанные в прошении местныя средства имеются на лицо. На прошении резолюция Его Преосвященства: «В Консисторию на разсмотрение». Донесение местнаго благочиннаго священника Константина Пономарева о том, что новый каменный храм в селе Троицком будет построен на новом месте недалеко от деревяннаго храма. Деревянный же храм будет разобран, если только потребуется не ранее, как по окончании постройки новаго. Отношение Строительнаго Отделения от 1 апреля 1903 года за №1370 при

Л. 272об: коем препроводило в Консисторию для зависящего распоряжения утвержденный проект на 7 форматах на постройку вместо ветхаго деревяннаго новаго каменнаго храма в селе Троицком при реке Истре Звенигородскаго уезда. Справка. По клировой ведомости за 1902 год о Живоначальныя Троицы Звенигородскаго уезда в селе Троицком при реке Истре значится: построена во 2-й половине 17-го столетия боярином Р. Бобарыкиным. Была куплена у него царем Феодором Алексеевичем, который и подарил ее Патриарху Никону. Зданием деревянная с таковою же колокольнею на каменном фундаменте, крыта железом, выкрашенным медянкою, снаружи обита тесом и выкрашена белилами, а внутри оштукатурена и теплая. Престолов один во имя Живоначальныя Троицы. Приказали: Так как по удостоверению благочиннаго существующий в настоящее время в селе Троицком при реке Истре деревянный храм действительно ветх и весьма

Л. 273: тесен; проект на испрашиваемое сооружение новаго каменнаго храма Строительным Отделением в техническом отношении утвержден, то Консистория полагает: на основании 45 и 47 статей Устава Духовной Консистории разрешить местным причту, старосте церковному и прихожанам согласно прошению на кружечный церковный капитал в 4000 рублей с употреблением пожертвованнаго для храма 100 тысяч кирпича и имеющагося у прихода своего бутового камня до 40 кубических саженей и на могущия поступить пожертвования от доброхотодателей, построить в их селе на новом месте новый каменный храм с тем, чтобы построение сие было произведено во всем согласно с утвержденным проектом, с соблюдением надлежащих правил под надзором техника, получившаго право

Л. 273об: на производство строительных работ. Существующую ветхую деревянную церковь оставить на время построения новаго каменнаго храма для совершения в ней богослужений и суждения о ней в настоящее время не иметь. На основании же 142 статьи Устава Духовной Консистории учредить по сему сооружению новаго храма комиссию, в которую назначить благочиннаго, приходскаго священника, старосту церковнаго, двух представителей от прихода и села Дорны священника Лазаря Гниловскаго как опытнаго в сем деле. Причем предписать местному священнику при прошении представить нумерованную книгу в Консисторию для надлежащей скрепы на предмет записи прихода и расхода церковных сумм по сей постройке. О чем и слать указ благочинному.

 

О дозволении в Успенской при Ивановской суконной фабрики церкви возобновить иконостасы

Л. 298: №1995 от 12 мая 1903 года. По указу его императорскаго величества Московская Духовная Консистория слушали: Прошение причта и старосты Успенской при Ивановской суконной фабрики церкви Звенигородскаго уезда, в коем объяснили, что за время 35-летнего существования их церкви в теплом храме вследствие бывшей сырости золото на иконостасе двух приделов Святителя Николая Чудотворца и Преподобнаго Павла Фивейскаго потрескалось и во многих местах осыпалось и для благолепия храма является необходимым перезолотить их вновь. Живопись на стенах и иконах также попортилась и местами облупилась и тоже

Л. 298об: требует ремонта. По сметам мастеров показанных работ на возобновление всего попорченнаго потребуется не менее шести тысяч рублей (сметы в деле нет). За минувшее же время от внесеннаго на нужды храма покойным создателем его Павлом Григорьевичем Цуриковым неприкосновеннаго капитала в 16 тысяч рублей за вычетом расхода накопилось процентов с прибавлением других взносов 19 тысяч рублей. Изъясняя все это, просят разрешить им произвести показанный ремонт. А во-вторых, дозволить употребить на это из показанных скоплений шесть тысяч рублей. Необходимость испрашиваемаго ремонта засвидетельствована местным благочинным. На прошении резолюция его Преосвященства: «В Консисторию на разсмотрение». Справка. По клировой ведомости за 1902 год о церкви Успения Божия Матери Звенигородскаго уезда, что при Ивановской суконной фабрике значится: построена 1868 года. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней три: в настоящем холодном во имя Успения Божия Матери, в

Л. 299: теплых приделах на правой стороне во имя Святителя Николая Мирликийскаго, на левой во имя Преподобнаго Павла Фивейскаго. Утварью достаточна. Приказали: Так как по удостоверению благочиннаго испрашиваемый причтом и старостою Успенской при Ивановской суконной фабрики церкви ремонт необходим, то Консистория полагает на основании 52 статьи Устава Духовсной Констистории разрешить просителям (ремонт) согласно прошению на церковную в размере 6000 рублей сумму в приделах теплаго их храма во имя Святителя Николая Мирликийскаго и Преподобнаго Павла Фивейскаго: потрескавшееся и во многих местах осыпавшееся от сырости золото на двух иконостасах перезолотить вновь и попортившуюся и местами облупившуюся живопись на стенах

Л. 299об: и иконах возобновить. С тем чтобы работы были произведены под руководством опытнаго мастера, и чтобы священныя изображения были воспроизведены соответственно значению храма и согласно Евангелию и историческим событиям и в возобновляемых иконостасах не было неискусно писанных икон или написанных противно учению Святой Православной церкви. Причем предписать приходскому священнику принять надлежащия меры предосторожности к охране святых престолов во время производства работ от прикосновений мирян. На основании же 142 статьи Устава Духовной Консистории учредить по сим исправления и возобновлениям комиссию, в которую назначить местных: благочиннаго, священника, старосту церковнаго и троих

Л. 300: из почетных прихожан по их избранию и согласию. Причем предписать местному священнику при особом прошении представить нумерованную книгу в Консисторию для надлежащей скрепы на предмет записи прихода и расхода церковных сумм по предполагаемым исправлениям. О чем и послать указ благочинному.

 

О дозволении в деревне Мансуровой прихода села Петрово построить каменную часовню

Л. 361: №2972. 1903 года мая 29 дня. По указу Его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: прошение крестьянина деревни Мансуровой Рузскаго уезда Николая Димитриева, в коем объяснил, что с малых лет у него явилось желание украсить свою деревню Мансурово каменною часовней. В настоящее время, имея в распоряжении собственные денежные средства 500 рублей, он намерен приступить к постройке ея. Поэтому просит разрешение на постройку этой часовни. Со стороны приходских причта и старосты препятствий к построению часовни нет. Прошение засвидетельствовано и местным благочинным. На прошении резолюция Его Преосвященства:

Л. 361об: «В Консисторию на разсмотрение». Прилагаемый к прошению приговор крестьян селения Мансурово от 27 июля 1902 года о том, что они крестьяне Мансуровскаго сельскаго общества в количестве 17 человек из общего числа 19 домохозяев быв сего числа на сельском сходе в присутствии сельскаго старосты Гурьянова обсуждали словесное заявление односельчанина крестьянина Николая Дмитриева о желании его построить на свои средства в их селении на общественной земле каменную часовню, под каковую постройку Дмитриев и просит отвести ему участок земли. Посоветовавшись между собой они крестьяне, находя благую мысль Дмитриева достойной сочувствия и уважения, единогласно постановили под постройку крестьянином Николаем Дмитриевым часовни отвести участок земли в селении на перекрестке дорог против дома крестьянина Петра Васильева Сучкова чрез улицу пространством до 10 квадратных саженей. Земля эта общественная и к плановым усадебным участкам не принадлежит. При этом присовокупляют, что они не имеют препятствий

Л. 362: к отчуждению этой земли из их надела, если это потребуется. Уплату же выкупных платежей за нее обязуются производить обществом в установленном порядке. Спрошенный по содержанию вышеизложеннаго прошения местный благочинный донес, что проситель разрешения построить часовню каменную в деревне Мансурове прихода села Петрова крестьянин деревни Мансурова Николай Дмитриев православнаго вероисповедания, человек состоятельный. Желает построить часовню на собственные деньги 500 рублей, специально им на этот предмет сбереженныя на память об упраздненном храме, когда-то существовавшем в Мансурове, в котором прадеды Дмитриева были церковными старостами, и чтобы по себе оставить у своих односельчан добрую память. Предложение крестьянина Николая Дмитриева построить часовню в деревне Мансурове крестьяне этой деревни приняли с радостью и благодарностью, для часовни уступили участок земли в 10 квадратных саженей, за который обязались, если потребуется внести выкуп

Л. 362об: обществом, о чем составили июля 27 дня 1902 года приговор, подписанный всеми домохозяевами и заявленный Николаевскому Волостному правлению земскому начальнику 3 участка Рузскаго уезда господину Муракову. Со стороны причта и старосты Николаевской села Петрова церкви Рузскаго уезда, в приходе которой состоит деревня Мансурова, к построению часовни препятствий не имеется. Отношение Строительнаго Отделения от 28 апреля 1903 года за №1614 при коем препроводило в Консисторию для зависящего распоряжения утвержденный проект на 5 форматах на постройку каменной часовни в деревне Мансуровой Рузскаго уезда. Справка. По клировой ведомости за 1901 год при Николаевской села Петрова церкви Рузскаго уезда значится деревня Мансурова, в коей число дворов 19, душ мужескаго пола 61, женскаго 72. В каком разстоянии от приходской церкви не обозначено, препятствий в сообщении нет.

Л. 363: Приказали: Так как проект на предполагаемую постройку каменной часовни в деревне Мансуровой прихода села Петрова церкви Рузскаго уезда Строительным Отделением в техническом отношении утвержден, то Консистория полагает: на основании 58 статьи Устава Духовной Консистории дозволить крестьянину Николаю Димитриеву согласно прошению на собственные средства, не касаясь сумм приходскаго храма, построить в названной деревне на общественном отводимом местными крестьянами участке на перекрестке дорог против дома крестьянина Петра Васильева Сучкова каменную часовню с тем только, чтобы работы произведены во всем согласно с утвержденным проектом, с соблюдением надлежащих правил, под надзором техника, получившаго право на производство

Л. 363об: строительных работ и наблюдением благочиннаго, причта, церковнаго старосты села Петрова, самого строителя Николая Димитриева и уполномоченным от общества крестьян селения Мансурова. Часовню сию по клировым ведомостям показывать при Николаевской села Петрова церкви, и местным причту и старосте на основании указа Синода от 12 декабря 1868 года за №75 не дозволять ставить при оной кружки для сбора пожертвований. О чем и послать указ благочинному.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика