Система Orphus

Назад

Протоколы заседаний Московской Духовной Консистории. 1885 год
Новость ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 415

Архивный документ приводится не полностью, отобраны только сведения по исследуемой теме

О конфликте крестьян села Рождествено (северное) с местным священником

Л. 462: Прошение общества крестьян Звенигородского уезда Пятницкой волости села Рождествено – прихожан Рождественской церкви, в коем изъяснено, что 10 августа 1884 они, крестьяне, с общего согласия и разрешения местнаго священника Анатолия Куньева пожелали принять в свое селение святую икону преподобнаго Саввы из Сторожевской пустыни. И приняли оную без участия священника Куньева, почему-то уехавшего в село Мушкино. Затем святыня была поставлена в церковь. А на следующий день, 11 августа, после обычнаго богослужения в храме последовало ношение святой иконы по домам для молебствования, каковые и совершало духовенство Сторожевской пустыни, сопровождающие святую икону. Священник же Куньев отправился по обиходу своих хозяйственных дел, предварительно сделав распоряжение, чтобы по окончанию обхода святыни

Л. 462об: дать знать с нарочным крестьянам соседнего села Куритникова, не желают ли и они принять святыню. В случае согласия чтобы дали знать посредством колокола о готовности к торжественной встрече. Тем временем должен быть вынос святой иконы из Рождественскаго храма. Для упомянутаго выноса все они крестьяне и наличные члены их семейств собрались к храму. Затем согласно распоряжения самого же священника Куньева псаломщик Алексей Щедров отпер церковь, и сторожа церковные начали благовестить пред началом шествия в ответ звона, последовавшего в знак согласия из села Куритникова. В это время в каком-то возмущенном виде явился священник Куньев и прежде всего распорядился о приостановлении звона, лично воспретив сторожам воспроизводить оный. Потом вошел в церковь, обратился к присутствующим в оной со словами: «Кто вам приказал это делать? Свиньи вы нехристи». И приказал им прихожанам выйти из церкви, а сам между тем послал за полицейским урядником. По прибытии последнего священник Куньев заявил – будто бы они прихожане не повинуются его распоряжению нести и сопровождать святыню в село Куритниково. После чего он сам принял участие в сопровождении святой иконы в село Куритниково, почему и просят привлечь священника Куньева к надлежащей ответственности. В доказательство справедливости заявления ссылаются на свидетелей, сопровождающих икону – иеромонаха, гражданина Петра Вишнякова и крестьянина деревни Лыщевой Матвея Корнеева.

Л. 463: Донесение благочиннаго заштатнаго города Воскресенска священника Сергея Холмогорова, при коем приложено дознание, из коего видно: священник Анатолий Куньев объяснил, что по окончании обедни икона преподобнаго Саввы торжественно была отправлена по домам в селе. По обходе села был отслужен общий молебен с участием приходского священника, и икона была поставлена в церкви. Между тем иеромонах с помощниками отправился закусить. Крестьяне собрались близ церкви, сначала ждали иеромонаха, потом редко стали ударять в колокол. Цели этого благовеста он, священник, не знал, почему отправился в ограду и спросил сторожа – кто велел ударять? Сторож замялся и ничего положительнаго не ответил. Смотрит далее: церковь открыта, взяты запрестольные иконы, хоругви. Все стоят и ждут. Ему самому хотелось проводить святую икону, почему и показалось обидным: отчего прихожане не хотели известить его, священника, о начале крестнаго хода. Он, священник, обратился к псаломщику и спросил: кто распорядился всем этим? Но ему опять ничего не ответили положительнаго, указывая на желание крестьян. Он решился дождаться, пока иеромонах не сообщит о своем выходе. А до тех пор велел прекратить редкий благовест и запереть церковь. Тут выступило несколько крестьян, которые начали всячески злословить и попрекать его, священника. Он обратился с просьбой к десятскому, но тот оказался в числе первых противников, не видя исхода. Он послал псаломщика спросить иеромонаха, скоро

Л. 463об: они пойдут. И когда узнал, что они не пойдут провожать икону, то и разрешил идти крестным ходом. Но тут крестьяне решительно отказались нести иконы. Не зная как поступить далее он послал было сторожа за урядником. Но народ запретил сторожу идти, говоря что они получают часть жалования от них и потому должны исполнять их волю. Тогда он, священник, послал за урядником псаломщика, который и привел его, после чего был водворен порядок и икона торжественно была перенесена в ближайшее село. В объяснение вышеописаннаго волнения должен сказать, что сельские крестьяне по причине неисполнительности христианскаго долга и святаго причастия, священником часто подвергаются домашним и общественным вразумлениям, что для многих очень неприятно. По сему в попреках часто слышалось, будто он, священник, наставляя чаще посещать церковь, теперь отвращает их от церкви. Спустя несколько дней об этом волнении словестно и письменно был извещен волостной старшина с усиленной просьбой сделать выговор главным виновникам вышеописаннаго беспорядка, чтобы подобных беспорядков в будущем не повторялось. За прошение крестьян он священник признает несправедливым следующее: в прошении высказано, что он не участвовал в встрече. Но десятский, просивший встретить икону , не сказал, когда она прибудет в село. И на его слова, что вечером 10 числа нужно бы было отлучится, десятский сказал, что икона придет по всей вероятности 11 августа утром. А между тем ее принесли вечером 10 числа. С иконой на другой день он по приходу

Л. 464: не ходил, потому что его не приглашали. Далее высказано, что после обедни им, священником, были сделаны распоряжения относительно отправки иконы в ближайшее село. Между тем с его стороны никаких подобных распоряжений не было. Редкий церковный звон, распоряжения по церкви – это прямо по воле крестьян, о чем он положительно не знал. Слова вышесказанные в прошении, каковыми он как будто бы ругал прихожан – это чистая ложь. Что же касается той ссылки, что будто бы подобным поступком было огорчено религиозное чувство, то крестьяне села самые неисполнительные в христианских обязанностях за исключением очень немногих. Псаломщик Алексей Щедров объяснил, что от встречи иконы причт не уклонялся. Не принимали же участия во встрече потому, что не были предупреждены, говорили, что икона будет принесена на другой день. Поэтому священник отлучился по своей надобности и возвратился только вечером, когда икона уже принесена и поставлена в церковь. На другой день после обедни причтом был отслужен общественный молебен, после коего монастырскими служащими икона была обнесена по домам крестьян. Причт же не был приглашен и потому оставались дома. По обхождении домов и совершении общественнаго молебна икона снова была поставлена в церковь и народ разошелся по домам. Собравшийся народ начал благовестить, и он, псаломщик, отпер церковь для провождения иконы. Священник обиделся таким распоряжением прихожан и пришедших в церковь, стал им выговаривать, а они начали шуметь и говорили ему

Л. 464об: разные дерзости, почему он вынужден был послать за урядником, по прибытии которого был восстановлен порядок и икона с крестным ходом была препровождена в село Куритниково. Псаломщик Уар Лавров объяснил тоже, что и псаломщик Щедров. Церковные сторожа Василий Иванов и Михаил Егоров объяснили, что происходило между священником и прихожанами им не известно потому, что они были в это время на колокольне. Почетный гражданин Петр Вишняков объяснил, что действительно после службы, которую отправлял священник Куньев с причтом при принесении иконы Преподобнаго Саввы произошли какие-то неприятности между священником и сельскими крестьянами. В чем эта неприятность состояла, из чего она возникла между ними, он не знает, потому что был дома и занимался приемом иеромонаха. Крестьянин деревни Лыщевой Матвей Корнеев объяснил, что он видел как священник приказал прекратить начавшийся звон и иконы поставить на место и церковь запереть, потом послал псаломщика за урядником. Когда тот пришел, то поговорил со священником, спросил крестьян, в чем дело. Те отвечали, что они собрались проводить икону Преподобнаго Саввы, а священник не соглашался на это. Потом вышел монастырский священник и сказал, что если вы не согласны проводить икону, то отпустите одну. Тогда священник согласился проводить икону, велел производить звон и сам облачился, и пошел провожать вместе с народом в село Куритниково. Урядник Леонтий Яхимович объяснил

Л. 465: что к нему явился по приказанию священника псаломщик Щедров и просил явиться в село Рождествено по делу каких-то беспорядков. По прибытию туда он обратился к священнику узнать в чем дело, на что священник заявил, что крестьяне самовольничают без его ведома и дозволения ударили в колокол и оскорбляют его. Крестьяне же на подобный вопрос объяснили, что они дожидаются около часу сопровождать икону, но священник не отпирает церкви. Тут же священник отпер церковь, облачился, и пошел провожать икону. Иеромонах Савино-Сторожевскаго монастыря Иларион объяснил, что по совершению с утра всенощной и обедни икона преподобнаго Саввы, как обыкновенно делалось всегда, со звоном должна быть вынесена из церкви для совершения молебствий в домах. Священник же Куньев звонить в колокола запретил и молебен совершался без звона. По совершению молебнов он иеромонах должен был идти с иконой в село Куритниково и крестьяне с колокольным звоном подняли иконы, вдруг в одном подряснике появляется священник и набрасывается на крестьян со словами как смели и кто позволил взять иконы и звонить. И иконы вместе с преподобным Саввой запер в церкви и послал за урядником. Он просил отпустить икону и уехал в село Куритниково. Приказали: Из дознания оказывается, во-первых, что священник не встретил иконы не потому, что не желал сего сделать, а потому что был уведомлен

Л. 465об: заранее десятским, что икона будет принесена на следующий день утром, между тем как прибытие ее в село совершилось накануне вечером, когда священник находился в отсутствии. Во-вторых, что пререкание крестьян со священником произошло вследствие самовольнаго с их стороны распоряжения церковным звоном без ведома священника, а потому Консистория полагала бы: священника как невиновнаго от всякой ответственности по прошению крестьян освободить.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика