О жалобе штабс-капитана Крушинского на священника церкви села Александрово
Л. 1206: Об оставлении без последствий жалобы штабс-капитана Крушинскаго на священника Богородицерождественской села Александрово церкви Звенигородскаго уезда Александра Державина за нерадение при производстве работ в церкви. №6768. Резолюция: Утверждается. 1893 года августа 17 дня. По указу его Императорского Величества Московская Духовная Консистория слушали: Донесение штабс-капитана Фомы Антонова Крушинскаго, в коем объяснил, что в имении жены его Елизаветы Ивановны в селе Александрово Звенигородскаго уезда состоит каменная церковь, отстроенная и освященная в 1726 году во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с двумя приделами: во имя Святителя Николая Чудотворца и Пророка Самуила. При церкви этой с 1884 по 1893 год он Крушинский был церковным старостою. Когда принята была им эта должность, наличных денег было 100 рублей, 1 билет 4% в 150 рублей. В продолжение 9 лет с Божию помощью собрана сумма, ремонтирована церковь, сделан новый купол на колокольню, летняя церковь внутри вся окрашена масляною краской, святыя
Л. 1206об: иконы и лики святых на стенах и в куполах реставрированы, сделано все то, что было нужно. Между этим временем по его личному ходатайству в обеспечение духовенства Богородицерождественскаго прихода он получил от Московскаго Купеческаго общества 2500 рублей облигациями 5%, по которым причт получает проценты за вечное поминовение праведной души нашего Царя-Освободителя Александра II. Еще к оным внес от себя две 5% облигации и одну от неизвестнаго, всего на 300 рублей. С 1 января сего 1893 года в бытность его в Москве по желанию местнаго священника Александра Державина избран церковным старостою бывший у него около 10 месяцев помощником у ящика крестьянин деревни Дубровской Андрей Федоров. 21 сего мая один из прихожан Василий Егоров заявил ему Крушинскому, что в церкви по распоряжению священника начались работы: в трапезной теплой церкви кирпичные квадратные полы все выломаны, печи сломаны и при этой работе не убраны Святыя иконы, и также все стоит на своих местах: хоругви, свечи, паникадила со свечами, лампады, Святые иконы Спасителя в двух приделах, и иконостасы не закрыты и все запылено. Он тотчас же поспешил в церковь и убедился, что все сказанное верно: кирпичные квадратные полы все выломаны, а также
Л. 1207: и в алтарях около святых престолов тоже выломаны со стороны царских ворот, а в приделе Святаго пророка Самуила между царскими вратами и престолом оказался какой-то провал, пол сел и с ним и иконостас. Иконостасы эти основаны в 1740 году на каменных полах. На основании же закона подобная капитальная работа и постройка новых печей должны производиться с разрешения Епархиальнаго начальства и Строительнаго Отделения Губернскаго Правления под наблюдением частнаго или епархиальнаго архитектора. Посему долгом считает сообщить о сем Епархиальному начальству для немедленнаго командирования архитектора осмотреть провал около престола в алтаре, установить покачнувшийся иконостас и наблюсти за правильным изготовлением назначенных священником цементовых полов в церкви. На донесении резолюция Его Преосвященства от 30 мая 1893 года: «На разсмотрение Консистории». По произведенному по сему делу местным благочинным дознанию оказалось, что пол в трапезной церкви, состоявший из квадратных четвертных кирпичей по местам от ветхости сильно вытертый, выломан и заменен цементовым. На бывший кирпичный пол как ветхий и издававший много пыли не раз было обращаемо им благочинным внимание священника о замене кирпича каким-либо
  
Л. 1207об: другим материалом. Печи голландския ветхия заменены новыми таковыми же, поставленными на прежних местах и одинаковой величины. Из церкви все, что можно было убрать от пыли на время работ, как-то: Святые иконы, хоругви, свечи, паникадила, лампады – убрано, остались неубранными и незакрытыми от пыли самые иконостасы и иконы, находящиеся в самом верхнем ярусе иконостаса за неимением как объяснил священник полотна. И что иконостасы и все иконы будут в свое время промыты и просмотрены, что входит в смету ремонта. Что же касается какого-то провала между царскими дверьми и престолом Пророка Самуила, о котором доносил господин Крушинский, то он благочинный ничего сказать лично не может, потому что во время производства дознания и осмотре церкви пол уже был залит цементом и везде ровно и твердо, престол стоит также крепко и твердо. Священник же и церковный староста утверждают, что провала никакого не было замечено, и что в показанном в донесении месте была едва заметная впадина, в которую при ударе ломом он входил на аршин и то потому, что грунт песчаный. Господин же Крушинский при спросе его объяснил, что именно был провал, в который уходил при ударе весь лом, как ему
Л. 1208: объяснили рабочие, которых при осмотре церкви на месте уже не было. Наконец иконостас, в повреждении котораго чрез выемку кирпичных полов господин Крушинский видит печальное состояние, как стоял прежде, так и стоит в настоящее время и какое-либо уклонение его в сторону или осадок его для простаго глаза не заметно, если не всмотреться пристально в царские двери, которыя в створе ровно разошлись на 1/8 или 1/4 вершка. Правда священник и староста Богородицерождественской села Александрово церкви приступили к ремонту церкви, не дождавшись просимаго разрешения Епархиальнаго начальства. Почему – об этом представлено в подлиннике объяснения священника. Что касается до немедленнаго командирования архитектора для осмотра провала около престола в алтаре и установки покачнувшагося иконостаса, на основании вышесказаннаго он благочинный находит со своей стороны излишним. Если же господин Крушинский так твердо настаивает на приглашение архитектора, то предложить ему за свой счет пригласить архитектора. В приложенном к донесению благочиннаго объяснении священника Богородицерождественской села Александрово церкви Александра Державина изъяснено, что
л. 1208об: действительно с 29 мая по распоряжению его с согласия церковнаго старосты крестьянина Андрея Федорова и причта приступлено было к работе печей, хотя они и не получили еще на сие разрешение от Епархиальнаго начальства. Приступлено к работам на том основании, что им желательно было соблюсти выгоды в расходах церковных. Как известно рабочия руки в весеннее время гораздо дешевле, нежели в летнее время. При том же прихожане не имея работ своих согласились безплатно доставлять материал, нужный для поправок, тогда как в летнее время пришлось бы платить дорогую цену своим же прихожанам за доставку материала и денег 400 рублей, которые они просили Начальство разрешить на поправку церкви, им не хватило бы. Что же касается кирпичнаго пола, который заменен новым цементовым без разрешения от Начальства, сие он объясняет: хотя пол и не вошел в смету поправок в храме, так это только потому, что в церкви не было лишних денег. Тем не менее его необходимо было заменить новым от давности времени (стоял около 120 лет), он сделался ямами. В то же время, когда они приступили к поправке печей, один благодетель пожертвовал им сто рублей и пожелал, чтобы они на его деньги пол заменили
  
Л. 1209: новым. А так как эта работа также как и работа печей довольно черная, то они и решились на пожертвованную сумму 100 рублей вместе с печами сделать и пол цементный вместо стараго кирпичнаго. Материал, то есть песок и мелкий кирпич, которых пошло несколько десятков возов, крестьяне доставляли для церкви безплатно, чего бы они не стали делать в летнее горячее время. Отложить работу пола до времени более отдаленнаго неудобно было и потому, что тогда малярныя работы пришлось бы начать с осенних месяцев времени сыраго и неудобнаго для малярных работ, так как цементному полу нужно бы месяц выстоятся и окрепнуть. Справка. а) По клировой ведомости за 1892 год видно, что Рождества Богородицы в селе Александрове Звенигородскаго уезда построена в 1727 году тщанием графа Николая Федоровича Головина, зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка, ограду имеет деревянную, престолов в ней три: в настоящее холодной во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, в теплой во имя Пророка Самуила и Святителя Николая, утварью достаточна. б) По решению Епархиальнаго начальства от 15 июня
Л. 1209об: разрешено было причту и старосте Богородицерождественской села Александрово церкви Звенигородскаго уезда на церковную сумму до 300 рублей и пожертвованную прихожанами в 100 рублей вновь окрасить масляной краской в трапезном их храме стены и иконостас, сделать новыя рамы и колоды и переложить печи. О чем и был послан указ местному благочинному от 19 июня 1893 года за №3906. №3550. Резолюция: 1893 года, августа 20. С мнением Консистории согласен. Епископ Тихон. Приказали: Так как жалоба Крушинскаго на священника Державина о нерадении при производстве работ в церкви при дознании благочиннаго не подтвердилась, то оную оставить без последствий. Внушить однако священнику Державину, что он не должен был начинать работы по церкви, не дождавшись разрешения
Л. 1210: Епархиальнаго Начальства. О чем для надлежащаго объявления и должнаго исполнения послать указ благочинному. Причем на основании пункта 73 Устава О гербовом сборе взыскать с господина Крушинскаго две гербовые марки 80 копеек достоинством.
  
|