Система Orphus

Назад

Явленная икона в церкви села Онуфриево. 1850-1852 годы
Новость ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 272. Д. 15

Архивный документ приводится не полностью, отобраны только сведения по исследуемой теме

Дело об иконе Преподобных Онуфрия, Макария и Петра, внесенной в приходскую церковь села Онуфриево по прошению крестьянки Матрены Ивановой и оглашенной явленной. 1850-1852 годы

Л. 2 (не дословно): Донесение от священника села Онуфриева Петра Петрова. Крестьянская жена Матрена Иванова усердно просила меня просила отслужить молебен с водоосвящением при кладезе нашего села, и с позволения взять икону, которая явилась ей во сне. По ее прошению молебен совершен 25 июня. Оная икона по водоосвящении с прочими иконами внесена была в церковь и поставлена за левым клиросом в стороне. Замечал после сего, что не только прихожане села Онуфриево, но и из других приходов начали приходить с прошениями служить молебны, о чем я донес благочинному. Добавляю, что от означенной иконы явных чудотворений нет. Икона не совсем ветха. Еще Матрена Иванова просит дозволить отстоять ей 3 ночи в церкви пред иконой. 1850 года июня 30 дня.

Л. 7-8 (не дословно): Вопросы, подготовленные Московской духовной консисторией, для задания их Матрене Ивановой: откуда тебе было известно, что под крышей церкви находится икона в честь Онуфрия, Макария и Павла? Кто оную отыскал и когда, кого просила снять икону? По какому побуждению просила нести икону на кладезь и служить там молебен? Когда было сновидение, когда и кому о нем говорила? Почему известила прихожан других селений, которые приходят к иконе? Почему просила стоять перед иконой 3 ночи? 1850 года июля 27 дня.

Л. 12 (не дословно): Описание иконы от благочинного: длина 1 аршин, ширина три четверти аршина, из липовой доски. Вид благообразный: вверху изображение Спасителя, под оных лики: справа Онуфрия, в средине Макария, слева Петра. Кое-где краски полиняли. Живопись хороша. Икона вдоль рассечена. (подпись благочинного из села Никольского и священника села Петрово Григория Грузова). 1850 года августа 8 дня.

Л. 15-15об (не дословно): Результаты опроса 17 местных жителей, которые сказали про Матрену Иванову, что она поведения хорошего, прежде была весела.

Л. 20-24 (не дословно): Ответы Матрены Ивановой на ранее сформулированные вопросы, скреплены сургучной печатью (суть ответов изложена ниже).

Л. 35 (не дословно): Вопросы и ответы священника Петра Любимова.

Л. 40 (не дословно): Донесение благочинного села Никольского, что с 3 по 10 декабря 1850 года по сведениям от причта села Онуфриево в церковь на поклонение к иконе никто не подходил и ничего такого, что требовало бы внимания, не произошло.

Л. 41-59 (не дословно): Аналогичные еженедельные донесения благочинного села Никольского с недели 10-17 декабря 1850 по неделю 15-22 апреля 1851 года, что никто к иконе не приходил и ничего не произошло.

Л. 61: №466. 1851 года апреля 30 дня. По указу Его Императорскаго Величества Московская Духовная Консистория слушали дело, начатое 25 июля 1850 года по донесению благочиннаго Рузскаго уезда села Никольскаго-Гагарина священника Сергия Платонова об иконе Преподобных Онуфрия, Макария и Петра, внесенной в приходскую ведомства его села Онуфриева церковь по прошению крестьянки деревни Карасина Матрены Ивановны. Обстоятельства дела сего следующие:

1) Означенный благочинный священник Сергей Платонов в донесении Его Высокопреосвященству 22 июля 1850 года №39 прописал: ведомства его села Онуфриева священник Петр Петров 30 июня донес ему благочинному, что к иконе, хранящейся прежде на церкви под крышей с другими ветхими иконами и внесенной 25 июня в церковь по прошению крестьянки их прихода деревни Карасина Матрены Ивановны, стекаются для молебствия прихожане разных приходом как к явленной. Причем он благочинный представил донесение священника села Онуфриева и при том присовокупил, что крестьянке Матрене Ивановной стоять на молитве в церкви без причта и старосты церковнаго не позволил, опасаясь, чтобы она не вошла в Святой олтарь и не прикоснулась к тому, к чему строго воспрещается прикасаться руками неосвященными. В приложенном донесении священника Петра Петрова объяснено: прихода его деревни Карасина крестьянская женка Матрена Иванова усердно просила его священника со святыми иконами отслужить молебен с водоосвящением Л. 61об: при кладезе их села, из коего пользуются всегда водою с позволением взять ту святую их Святую икону, находящуюся по ветхости на церкви под крышею, которая как она объясняла ему, несколько раз являлась ей во сне. По ея прошении июня 25 дня молебен с водоосвящением при вышеозначенном кладезе им с причтом совершен. На Святой иконе изображены лики Преподобные – Онуфрий, Макарий и Петр. Оная икона по водоосвящении с прочими внесена была в церковь и поставлена за левым клиросом в стороне. Замечая после сего, что не только прихожане села Онуфриева, но и других приходов начали приходить с прошением служить молебны означенной иконе как бы явленной, он доносит о сем благочинному и при том он священник дополняет, что от означенной иконы чудотворений явных нет и она не совсем ветха. Вышеотмеченная крестьянка Матрона Иванова еще просила его, чтобы он ей дозволил в церкви пред иконою, ей во сне являющейся, простоять на молитве три ночи. На донесении благочиннаго священника Платонова резолюциею Его Высокопреосвященства того же 22 июля 1850 года №3212 предписано: 1. Икону, как уже поставленную в церкви, оставить в оной до усмотрения. 2. Молебствий при ней не возбранять. 3. Из церкви оной не выносить. 4. Поручить благочинному с сотрудником освидетельствовать и подробно описать величину, вид, качество иконописания, целость или ветхость и в каких частях. 5. Крестьянке Ивановой по содержания сего донесения и донесения священника сделать вопросные пункты и по оным чрез надлежащее начальство спросить при депутате с Духовной стороны. 6. Взять также установленным порядком сведения о ее поведении от причта и от знающих. 7. Что окажется – Консистории разсмотреть и дать мнение. 8. Донести Святейшему Синоду и сем происшествии и распоряжениях.

2) Между тем священник вышеупомянутаго села Онуфриева Успенской церкви Петр Петров Любимов в донесении Его Высокопреосвященству того же 22 июля прописал: прихода его деревни Карасина крестьянская женка Матрена Иванова усердно просила его священника поднять Святые иконы из храма на кладезь и отслужить там молебен о водоосвящении. Л. 62: При том, кроме храмовых Святых икон, она просила еще взять икону, хранящуюся над церковию под крышей. Сие исполнение равно как и отслужение молебна при кладезе, где издавна принято обыкновение освящать воду в дни для сего установленные церковью, просила означенная крестьянка Иванова к той причине, что она неоднократно видела во сне некого старого инока, который повелел ей отыскать помянутую икону над церковью и потом совершить молебен на кладезе с водоосвящением о месте ея. В случае же неисполнения приказания сего, явившийся инок угрожал поразить ее слепотою. В силу ея показания и усердной просьбы означенной крестьянки Ивановой, икона отыскана на вышепоказанном месте, довольно ветхая, с изображением Святых Преподобных Петра, Онуфрия и Макария и молебствие с водоосвящением было совершено им священником на вышеуказанном кладезе. По совершении молебствия сия икона с прочими внесена в храм, о чем немедленно донесено им священником местному благочинному. Но как после сего не только прихожане его прихода, но и других мест крестьяне в довольно большом количестве приходят в храм с просьбой отслужить им молебны пред сею новопоставленною иконою как бы явленною. По сему он священник испрашивает разрешение: может он продолжать молебствие пред сею иконою для всех приходящих без исключения. На сем донесении резолюциею Его Высокопреосвященства того же 22 июля №3215 предписано: 1. Священника, который не в установленное время неустановленный крестный ход на кладезь совершил, основанный на разсказе о сновидении, котораго достоверность ничем не подтверждена по силе 165 статьи Консисторскаго устава послать в Лужецкий монастырь на неделю со священнослужением для наставления совершать дело служения с благоразумной осторожностью. 2. На сие время церковь и приход поручить ближайшему священнику. Согласно с вышепрописанными резолюциями Его Высокопреосвященства посланы указы 27 того же июля местному благочинному села Никольскаго-Гагарина священнику Сергию Платову за №3838, и в Можайское Духовное Правление за №3839, того же числа сообщено в Московское Духовное Правление за №3840, а 9 августа донесено от лица Его Высокопреосвященства Святейшому Л. 62об: Правительствующему Синоду за №313.

3) Благочинный священник Сергей Платонов 19 августа 1850 года донес Его Высокопреосвященству, что надлежащее с прописанной в указе Консистории от 27 июля №3838 резолюции Его Высокопреосвященства ведомства его села Онуфриева Успенской церкви священно и церковнослужителям объявлено: величина, вид качество иконописания и ветхость вышеупомянутой иконы при сотруднике описаны, и сведения о поведении вызеозначенной крестьянки Матрены Ивановой от местнаго причта и знающих взято, каковыя описание и сведения он благочинный при том донесении и представил. В описании иконы Преподобных Онуфрия, Макария и Петра написано: 1. Икона длины 1 аршин, ширина 3 четверти аршина и четверть вершка дека липоваго дерева. 2. Вид оной иконы благообразный, на иконе изображены: сверху образ Спасителя довольно лено. Под оным лики: с правой стороны преподобных: Онуфрия – на лице коего левый глаз, щека и правая ступень ноги полиняли; в средине лик Макария – внизу к ногам мантия полиняла, много не видно; с левой стороны лик Петра, живопись онаго леная. Изображения сих угодников написаны в колере голубого цвета, но надпись оных не лена. 3. Живопись хороша. 4. Оная икона вдоль расклеена и по краям обложена медью, но оклад оной не во всех частях цел. В сведении объяснено: А) Священноцерковнослужители села Онуфриева благочинному с сотрудником показали: деревни Карасина крестьянина Ивана Игнатова жена Матрена Иванова поведения хорошаго. Б) Двадцать человек крестьян деревни Карасина благочинному и сотрудникам при депутате с светской стороны по приведении к присяге показали: помянутая крестьянка Матрена Иванова прежде была характера веселаго, дурнаго за нею ничего не замечено и жизни хорошей.

4) Рузский земской суд при отношении от 31 августа за №5916 препроводил в Консисторию ответы вышеозначенной крестьянки Матрены Ивановой на присланные ей вопросы. В сих ответах Иванова объявляла – от рода она имеет 30 лет, веры православной Л. 63: на исповеди и у Святаго причастия бывает ежегодно. В лете тому назад вышла она в замужество за крестьянина казенной деревни Карасиной Ивана Игнатьева, с коим живя в его семействе никакой ссоры и вражды не имеет. Но не известно ей по какой причине муж ея лишь с перваго года супружества имел трижды супружеское сообщение. А с того времени и по ныне не случалось, почему она недомогает. И он также не напоминает, а потому у ней детей нет, чрез что слышит она упреки от свекрови своей Авдотьи Кондратьевой о безгрешности ея, и хотя ни о чем недостатка не имеет, но жизнь ведет не радостную. Почему несколько лет тихо от семейных своих молясь Богу, просила его милостей, соблюдая иногда посты. И в 1850 году на другой день праздника Светлаго Христова Воскресения ночью во время она видела сновидение: «Приходит к ней монах и объявляет (в бытность будто ея в церкви), чтобы она следовала за ним на колокольню церкви Ануфрия Преподобнаго, где укажет он ей образ, коему бы она, омыв его на колодце с прочими иконами церкви, отслужила молебен, и тогда она Иванова будет угодна Богу. Почему она послушалась, приведена им на колокольню, где он подойдя к неизвестной ей запертой замком двери, приложил к замку свою руку, оный расперся, отворились двери и, выйдя в комнату, где много было образов старых, из числа тех указал ей один старый образ, на коем по старости его никакого писания видеть было нельзя, откуда возвратилась она назад и с тем проснулась, никому о том не говорила. По прошествии двух недель не успев еще она уснуть одна в сенях, на яву ночью видит, что подходит к ней тот же монах, напоминая об исполнении виденнаго во сне, с тем скрылся, о чем она также никому не говорила. Потом уже недели за две до праздника Онуфрия Преподобнаго, быв на покое, уснула и во сне является к ней тот монах, упрекая понуждал ее о выполнении Л. 63об: первовиденного сна и ослепил ее, потом приложа свою руку к ее глазам дал свет, заставлял веровать первому сновидению. Почему она вынуждена была повторениями вновь отправится к своему приходскому священнику вскоре после того, не застала дома, а вместо его зашла к диакону Михайле Иванову, о всем вышепоказанном объявила ему, который велел до времени молчать, дал слово передать священнику, с чем она возвратилась домой. Спустя после того неделю в Воскресный день вторично она ходила к священнику, во время заутрени не посмела разсказать. Но по окончании оной сам он ее заметил, призвал к себе в дом, заставил ее пересказать, переданное ему диаконом, что она выполнила и получила ответ: если это правда, то до времени молчала бы и что по достижении праздника Онуфрия Преподобнаго он посмотрит, пришла бы она. Но в сей день осмотреть сего не успели, а уже еще неделю две помнится ей в пятницу во время заутрени пришла она одна, отстояв утреню, после оной вдвоем со священником отправились на колокольню, который по указанию ея отпер бывшим в руке его ключом, дверь отворил, она одна вошла именно в ту самую комнату, в которую водил ее в первое сновидение монах. Нашла тот самый образ, вынесла к священнику, сказала, но как образ старый и весь в пыли – лика разсмотреть было нельзя. По приказанию священника опять поставила туда же, о они возвратились с ним в церковь, никому о том не объявляя. Лишь священник приказал ей для отслужения молебна придти в предстоящий Воскресный день, о чем она объявила своим домашним. В назначенное воскресенье была у заутрени, по окончании которой священник был дома, по явке ея взял ключ, лежащий на его столе от комнаты, где отыскал виденный ею во сне образ. Отправились вдвоем они с ним туда, отпер он комнату и она взяла образ, понесла за ним в церковь, который он от нее принял и поставил в алтарь. Когда она еще с колокольни образ выносила, а хотела нести, то священник до прежде отлучался в церковь, оттуда приведя церковнаго старосту Якова Степанова, разсказала ему.
Л. 64:
И отысканный образ отер принесенною холстинною, и тут усмотрели, что образ сей изображал Преподобных Петра, Онуфрия и Макария, а дотоле она не знала, какой образ указывал ей монах. По отслужении священником в тот раз обедни, как время было праздничное, народа находилось довольное количество, желая выполнить настояние являвшагося к ней монаха, приступлено было священником к служению тому образу молебна. Начался благовест к водосвятию, дал он ей тот образ в руки, подняли прочие имеющиеся в церкви образа, хоругви понесли на кладезь, что близ церкви. Отслужила она всем трем угодникам по молебну, омыла в том колодезе, внесла обратно в церковь и поставила его за левым клиросом так, как толковал ей монах. О тех ея сновидениях решительно никто не знал до последнего раза, как она объяснила приходскому диакону. По чему известным сделалась в приписанных других селений прихожанам, которые приходят в Успенскую церковь в довольном количестве, ей Ивановой не известно. Но полагает потому, что первоначальное служение молебна с другими иконами со звоном и в Воскресный день, где народу было много, разгласилось по другим селениям. При последнем ея сновидении монах приказывал по отслужении молебна простоять в церкви пред иконою на молитве три ночи. Виденнаго ею монаха она во сне и на яву видела в недавнее время, а именно – спала она одна в особой избушке, стучался к ней в окно. Когда же она подошла к оному, видела вдали на горе около их церкви горящими точно три свечки, к коим он звал ее особо. Но она убоялась не пошла и он от нее скрылся, о чем она, кроме домашних своих, никому не объяснила.

5) По разсмотрении сего показания резолюциею Его Высокопреосвященства 13 сентября №3968 предписано: «Священника призвать против показания крестьянки обстоятельно допросить и с допросом и со справкою представить». 6) Помянутаго села Онуфриева священник Петр Любимов на предложении ему 3 ноября в присутствии Консистории вопросные пункты объяснил: 1. В первый раз Л. 64об: узнал он об иконе от самой крестьянки Матрены Ивановой, хотя диакон предварительно сказал ему священнику, что Иванова желает с ним переговорить о чем то, а подробностей никаких ему не сказал. Иванова же пришла к нему и объяснила, что ей виделось во сне, будто бы она стоит в храме у стены противу придела Онуфрия Преподобнаго и видит выходит из алтаря кто-то в монашеском виде, подходит к ней и говорит: отыщи ты нашу икону и поставь ее в церковь. На вопрос где ее отыскать – он повел ее на колокольню и прикоснувшись рукою к замку двери, которая сама собой отворилась, ввел ее под кровлю, где хранятся ветхия иконы, и сказал: вот наша. В другой раз виделся ей во сне тот же угодник в ея доме, когда она спала в сенях, будто бы слышишь, что кто-то хлопнул калиткою и идет по сеням. Подойдя к ней разбудил и сказал: «Что же ты не отыскиваешь нашей иконы? Ничего не убойся, а сделай то, что тебе приказано». О третьем сновидении говорила она, что после работы во время отдыха тот же угодник за неисполнением его приказаний угрожал ей слепотою. Причем она слышала пение из нескольких голосов. 2. Была у него священника крестьянка Матрена в мае месяце 1850 года говорила то самое, что им показано в первом пункте, и при том просила, чтобы снять икону и освятить на кладезе воду, как ей приказывал угодник, он священник поставил оную в церковь. Он же ей Ивановой в сие время советовал о сем нигде не разглашать и касательно ея просьбы он обещал ей оную исполнить со временем, не назначив определительно, когда именно. 3. Когда именно он ходил на колокольню с крестьянкою Ивановою, точнаго числа он священник по забвению определить не может, и было вскоре после рассказа ея о сновидении. Но будило же ее идти на колокольню желание самой видеть, где какая икона ей Ивановой является. Он священник Ивановой сказал, чтобы она оставила икону на том же месте и отказался он служить молебна, потому что не почел за нужное вскоре исполниться желание без осмотрительности со своей стороны, а для сего и велел ей придти в предстоящий воскресный день. 4. Очистил икону на колокольне от пыли он священник, но не холстиною, холстиною же Л. 65: ее обтер он священник в олтаре на жертвеннике, кто же принес холстину – староста ли или Иванова – священник не заметил.

5. Для взятия иконы с колокольни он священник пригласил церковнаго старосту потому, что у него находились ключи и он должен был отпереть дверь, и разсказал ему слышанное о сей иконе по той причине, что не почел за нужное скрывать от него, как церковнаго старосты того, что происходит в церкви. 6. Образ взял с колокольни в последних числах мая или в первых июня совершенно не припомнится, в утреннее время положен на жертвенник, а вскоре положен на Аналой за левым клиросом. Из олтаря с жертвенника перенесен спустя несколько дней. Потом спустя несколько недель в Воскресный день по просьбе женки Ивановой образ с прочими иконами носим был на кладезь для водоосвящения, и с того времени для желающих служены были молебны. Снесен же образ с колокольни им священником или женкою Ивановой, он не припомнит. 7. Молебен с водоосвящением совершить после обедни, а не до обедни побудило его то, что с иконами на кладезь до обедни у них в обыкновение не принято. А воскресный день для сего он избрал для того, чтобы такой ход на кладезь не показался кому необычайным и соблазнительным. Частных же молебнов при кладезе по водоосвящении не было. 8. Образ Иванова омывала самопроизвольно, он же священник будучи занят службою, предупредить и отвратить сего действия не мог. 9. Образ женка Иванова взяла без дозволения его священника, а воспретить сего он не почел за нужное потому, что у них первую женщины носят иконы. 10. Образ по возвращении поставлен не в олтарь, а за левым клиросом потому, что в олтарь для сего место неудобно, а за левым клиросом он препятствовать не мог, при том же и из-за тесноты храма он лучшего места найти не мог. 11. Звон на колокольне происходил тогда, когда несли иконы на кладезь взад и вперед, а когда совершал водоосвящение звон был прекращен. Благовеста же положеннаго пред Л. 65об: водоосвящением не было. 12. Народу в ходу было немного и были только те из прихожан, которые присутствовали при Литургии. 13. По возвращении хода в церковь Богомолье было, богомольцы все бывшие на кладезе во возвращении Св. ходом возвратились в церковь, причем молебнов служено было примерно около десяти. Всего же народа находилось как при литургии, так и при водоосвящении не было ста человек. 14. Недонесение начальству слышанное о сей иконе не было потому, что из сего не предвиделось никаких последствий, а служили молебны без разрешения начальства потому, что молящихся было столько же, как и в обыкновенное время. А когда стали приходить из других приходов, то он о сем в свое время доносил Высшему начальству. 15. Основался он на рассказе женки о сновидении потому, что она ему дочь духовная и совесть ея ему известна. 16. Женка Иванова в церковь ходит весьма часто, христианския обязанности исполняет ежегодно, поведения же она не зазорнаго или даже утвердительно можно сказать хорошаго. На сих ответах резолюциею Его Высокопреосвященства 5 ноября №4771 предписано: «Консистории выслушать и определить, что следует, учинить далее. Между тем предписать благочинному, чтобы еженедельно донесено было мне, приходят ли ко иконе богомольцы, в значительном или незначительном числе, и не произошло ли чего особеннаго, требующего внимания начальства». К исполнению сего указ благочинному села Никольскаго-Гагарина священнику Сергию Платонову послан 11 ноября №5746.

6) Помянутый благочинный священник Сергей Платонов донес Его Высокопреосвященству 18 декабря 1850 года №61, что от 3 по 10 число декабря к находящейся в Успенской села Онуфриева церкви иконе Преподобных Онуфрия, Макария и Петра никто из богомольцев на поклонение не приходил, а равно и от иконы ничего не произошло особеннаго, требующего внимания начальства. От 23, 31 того же декабря, 11, 15, 27 генваря, 2, 15, 24 февраля, 3, 14 и 17 марта сего 1851 года № 61, 63, 9, ... 28, что к помянутой иконе Преподобных никто из богомольцев не приходил.

7) Указом Святейшаго Правительствующаго Синода от 19 сентября 1850 года №9772 в следствие вышеозначенного донесения Л. 66: Его Высокопреосвященства от 9 марта №313 предписано донести Святейшему Синоду в свое время о последствиях дела. Резолюция: Мая 24-го. С определением согласен. Филофей Епископ Дмитровский. Приказали: А) Хотя крестьянка деревни Карасина Матрена Иванова иконе Преподобных Онуфрия, Макария и Петра, хранящейся прежде на церкви села Онуфриева под крышею с другими ветхими иконами и 25 июня внесенной по ея прошению в церковь, дает вид явленной, отысканной якобы по сновидению. Но поелику: 1. Достоверность онаго ничем не доказана, а женка Иванова с приходским священником о третьем сновидении разноречат, каковое разноречие, если бы действительно было Ивановой сновидение, произойти не могло. 2. Икона сия довольно ветха, а именно изображение некоторых Святых полиняли, самая икона вдоль расколота и обложенный по краям медный оклад не во всех частях цел. 3. По еженедельным донесениям благочиннаго с 3 декабря 1850 года по настоящее время к иконе Преподобных никто для молитвы не приходил и от иконы ничего требующаго внимания начальства не происходило, то сию икону во избежание могущих открыться неосновательных разглашений, истребовать из церкви села Онуфриева и отослать в Чудов монастырь для хранения с подобными. Б) Поелику священник села Онуфриева Петр Любимов за совершение не в установленное время неустановленнаго крестнаго хода на кладезь послан был в Лужецкий монастырь
Л. 66об:
на неделю для наставления совершать дело служения с благоразумною осторожностью, то вменить ему сие в наказание обязать подпискою, чтобы он в исправление своей должности был осмотрительнее, и в сомнительных случаях испрашивал разрешения у Епархиальнаго начальства. В) О решении село дела донести Святейшему Синоду от лица Его Высокопреосвященства согласно указу онаго от 19 сентября 1850 года №9772. Но не приводя сего протокола в исполнение представить оный на благоусмотрение Его Высокопреосвященства, а прежде внести к Преосвященнейшему Викарию вместе с делом.

Л. 69-73 (не дословно): Еженедельные донесения благочинного села Никольского, что с 6 по 20 мая и так далее до 10-17 июня 1851 года по сведениям от причта села Онуфриево в церковь на поклонение к иконе никто не подходил и ничего такого, что требовало бы внимания, не произошло.

Л. 74: №6205. В Московскую Духовную Консисторию. Благочиннаго Рузскаго округа села Никольскаго-Гагарина священника Сергия Платонова. Покорнейшее донесение. Во исполнение указа Московской Духовной Консистории от 7 июля сего года за №15 икона Преподобных Онуфрия, Макария и Петра, внесенная ведомства моего в приходскую села Онуфриева церковь, в кафедральный Чудов монастырь сего года июля 10 дня мною доставлена, о чем приложением данного Чудовским наместником архимандритом Иоаникием свидетельства о получении означенной иконы покорнейше доношу. Июля 12 дня 1851 года.

Л. 81: №3523, 3718. Святейшаго Правительствующего Синода члену Высокопреосвященнейшему Филарету Митрополиту Московскому и Коломенскому, Святотроицкия Сергиевы Лавры священноархимандриту и разных орденов кавалеру Рузской округи села Ануфриева церкви Успения Пресвятой Богородицы прихожан Всепокорнейшее прошение. №8661/3176. 18 октября 1851 года. Сего 1851 года в приходе нашем явилась икона Преподобнаго Ануфрия, которая по приказанию Вашего Высокопреосвященства взята в Чудов монастырь. Теперь мы лишились сей иконы угодника Божия Преподобнаго Ануфрия, имеем желание написать такую же икону, а от своего усердия и избытков украсить ее ризою и поставить в нашей приходской церкви в память столь досточтимого и незабываемого для нас происшествия. По чему Ваше Высокопреосвященство всемилостивейшего отца и архипастыря всепокорнейше и усерднейше просим на наше прошение учинить Ваше всемилостивейшее и архипастырское решение, дозволить нам написать оную икону Преподобнаго Ануфрия, украсить ея и поставить в нашу церковь в память потомкам. 1851 год, сентябрь.

Л. 89: №54, №57. Выписка из настольнаго докладнаго реестра Московской Духовной Консистории по 1 столу 1 экспедиции 31 генваря 1852 года, №559. Слушали: Во 1-х прошение Рузскаго уезда Успенской села Онуфриева церкви прихожан, в коем прописали: в 1851 году в приходе их явилась икона Преподобнаго Онуфрия, которая по распоряжению Его Высокопреосвященства взята в Чудов монастырь, они прихожане лишились сей иконы угодника Божия Преподобнаго Онуфрия, и имеют желание написать такую же икону и своего усердия и избытков украсить ее ризою и поставить в приходской церкви в память незабвеннаго для них происшествия. По чему они и просят дозволить им написать оную икону Преподобнаго, украсить и поставить ее в церкви в память их потомкам. Во 2-х дело об означенной иконе. По сему делу между прочим оказалось:

1. Означенная икона с изображением Преподобных Ануфрия, Макария и Петра хранилась прежде на церкви села Онуфриева под крышею с другими ветхими иконами. А потом 25 июня 1850 года снесена с оной по прошению крестьянки прихода села Онуфриева деревни Карасина Матрены Ивановой, которая объявила, что ей являлся во сне неизвестный монах трижды, приказывавший ей снять с церкви оную икону и на находящемся в селе Онуфриева кладезе отслужить ей при прочих Л. 89об: церковных иконах молебен. Посему по отслужению такового означенная икона внесена в церковь села Онуфриева.

2. По разсмотрении обстоятельств дела Консистория 30 апреля 1851 года определила: А) Хотя крестьянка деревни Карасина Матрена Иванова иконы Преподобных Онуфрия, Макария и Петра, хранящейся прежде на церкви села Онуфриева под крышею с прочими ветхими иконами и 25 июня внесенной по ея прошению в церковь, дает вид явленной, отысканной якобы по сновидению, но поелику: 1. Достоверность онаго ничем не доказана, а при том женка Иванова с приходским священников о третьем сновидении различается, каково разноречие, если бы действительно было Ивановой сновидение, произойти не могло. 2. Икона сия довольно ветха, а именно изображение некоторых Святых полиняли, самая икона вдоль расколота и обложенный по краям медный оклад не во всех частях целый. 3. По еженедельным донесениям благочиннаго с 3 декабря 1850 года по настоящее время ко иконе Преподобных никто для молитвы не приходил и от иконы ничего, требующаго внимания начальства не происходило, то сию икону во избежание могущих открыться неосновательных разглашений, истребовать из церкви села Онуфриева и отослать в Чудов монастырь для хранения с подобными. А резолюциею Его Высокопреосвященства 26 мая того же 1851 года №466 предписано: предписать благочинному, чтобы прибыл в церковь в такое время, когда нет собрания народа и взял икону и обложил прилично пеленою и представил в церковь Кафедральнаго монастыря для освидетельствования чрез двух членов Консистории и что окажется по освидетельствованию доложить.

3. Оная икона по истребованию согласно резолюции Его Высокопреосвященства из церкви села Онуфриева, поручена была освидетельствованию членов Консистории: Богоявленскаго Л. 90: монастыря архимандрита Иоанникия и Параскевской церкви протоиерея Петра Покровскаго. Оные члены 10 октября 1851 года №145 донесли Консистории, что икона Преподобных отец Онуфрия, Макария и Петра ими освидетельствована и оказалось следующее: вышиною она 16 вершков, шириною 19, писана на липовой доске. В средине во всю длину растреснулась, на полях по местам оклад медный ветхий. Преподобные писаны масляными красками не в давнее время, кистью мастера посредственнаго, краска на образе во многих местах стерлась. Надписи над Святыми также почти все стерлись.

4. Резолюциею Его Высокопреосвященства 9 ноября 1851 года №993 предписано: 1. Определение Консистории о иконе исполнить. 2. По прошению о списании копии дать мнение. В следствии сего помянутая икона хранится в церкви в Чудове монастыре. 3. Справка из ведомости о церкви Успения Пресвятыя Богородицы Рузскаго уезда села Онуфриева за 1849 год, в коей между прочим значится, что оная церковь зданием каменная и престолов в ней два – первый во имя Успения Пресвятыя Богородицы, второй во имя Преподобнаго Онуфрия. Определено: Согласно прошению прихожан вела Онуфриева дозволить им написать икону Преподобнаго Онуфрия, украсить оную ризою и поставить в церкви, и о том для объявления им послать местному благочинному указ. Но предварительно доложить о сем Его Высокопреосвященству выпискою из настольнаго докладнаго реестра. Дописано: Февраля 22-го. При разсмотрении сего дела представляются вниманию следующие обстоятельства: прихожане села Онуфриева просят дозволения написать икону Преподобнаго Онуфрия, украсить ее и поставить в церковь в память, как они говорят, Л. 90об: незабываемого для происшествия, то есть чудеснаго явления иконы преподобнаго Онуфрия, взятой в последствии времени по распоряжению Епархиальнаго Начальства в ризницу Кафедральнаго монастыря. Но дозволить написать икону с такою целью, было бы противно решению о иконе Преподобнаго Онуфрия, взятой в ризницу Кафедральнаго монастыря, так как по произведенному о сей иконе делу не открылось никаких особенных чудесных событий. Что же касается до написания иконы Преподобнаго Онуфрия просто, без особеннаго намерения дать на писанной иконе значения памятника, то прихожане могут сделать сие и сами по себе, не испрашивая на сие особеннаго разрешения начальства. По соображении сих обстоятельств полагаю: прошение прихожан села Онуфриева о дозволении им написать икону Преподобнаго Онуфрия оставить без последствия и не делать по сему прошению никакого распоряжения. Филофей Епископ Дмитровский.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика