Система Orphus

Назад

Ремонт Знаменской церкви в селе Хованское. 1824-1827 годы
Новость ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 209. Д. 716

Архивный документ приводится не полностью, отобраны только сведения по исследуемой теме

Л. 1: №2220. Резолюция: (не разборчиво). Святейшаго Правительствующаго Синода и Коммиссии Духовных Училищ члену Высокопреосвященнейшему Филарету, архиепископу Московскому и Коломенскому Святотроицкия Сергиевы Лавры Священно-архимандриту, разных орденов кавалеру. Действительнаго статскаго советника камергера и кавалера Федор Федорова сына Кокошкина Всепокорнейшее прошение. Малолетняя дочь моя Марья, находившаяся у меня в опеке, имеет во владении своем Звенигородскаго уезда село Никольское Надовражное тож, где церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с приделами Святителей и Чудотворцев Николая архиепископа Миликийскаго и Димитрия Ростовскаго, каменнаго весьма хорошаго здания, покрытая деревянною крышою, которую Л. 1об: ныне я желание имею покрыть железом. А так как бывшими храмоздателями не построена еще колокольня, то и колокольню бы желал перевести и вновь построить к помянутой церкви из села Козмодемьянскаго, Хованское тож.

За ветхостью тамо деревянной Знаменской церкви, приписанной к приходу Надовраженскому более двадцати пяти лет, при которой находится небольшая колокольня со звоном каменнаго здания весьма уже в ветхой состоянии. Предместник Вашего Высокопреосвященства покойный архиепископ Августин желал, как до меня слухи дошли ныне, помянутую Знаменскую церковь по ветхости ея разобрать и отдать на печение просфор в Савин монастырь. Иконостас же с образами, ризницей, колокольню со звоном и прочим церковным имуществом назначить к церкви Надовраженской, что я охотно на себя принял бы выполнить, как то: своим иждивением перевести Знаменскую церковь из села Козмодемьянскаго в Савин монастырь. Иконостас же из оной церкви с образами, ризницей, утварью, колокольню Л. 2: со звоном и вообще все церковное имущество перенести в Надовраженскую церковь Рождества Пресвятыя Богородицы и украсить оную как внутренность, так и наружность, сделав потом около погоста приличную ограду. Ибо в сем Козмодемьянском не предвидится средств когда-либо возобновить ту церковь как по малоземелею, так и живущих крестьян. А более за отсутствием помещиков их исповедующих лютеранский закон. Но всего того выполнить без благословения Вашего Высокопреосвященства не могу, а потому Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше прошу Надовражинскую церковь Рождества Пресвятыя Богородицы позволить мне покрыть крышу железом, наружную штукатурку оной поправить, побелить. Колокольню же со звоном из села Козмодемьянскаго со всей церковной утварью повелеть мне перевести на вышеписанном положении в Надовраженскую на мой собственный кошт. О том кому следует сделать свое архипастырское предписание.

Л. 6: №2383. Резолюция: (не разборчиво). Святейшаго Правительствующаго Синода и Коммиссии Духовных Училищ члену Высокопреосвященнейшему Филарету, архиепископу Московскому и Коломенскому Свято-троицкия Сергиевы Лавры Священно-архимандриту и разных орденов кавалеру Коллежской ассесорши Анны Ивановой Бодиско Всепокорнейшее прошение. В вотчине моей Звенигородской округи в селе Козмодемьянском имеется деревянная церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, которая по малоприходству приписана и с приходом ея села Надовражнаго к церкви Николая Чудотворца. Но как я усердное имею желание оную в селе Козмодемьянском церковь поправить, и по прежнему иметь при оной причт для удобнейшаго того села крестьянам Божественнаго служения и исправления имеющихся в домах их христианских треб, для сего и обязуюсь в содержание причта по пятисот рублей в год. Сверх того для жительства Священноцерковнослужителей выстроить домы с принадлежностями, так же и дрова для отопления оных, и для продовольствия скота дать сенокос с тем, чтобы земля церковная оставалась во владении моем. Л. 6об: Того ради Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше прошу означенную церковь поправить мне дозволить, и к оной определить священника с причтом по прежнему, для чего святой Антиминс, который по резолюции Вашего Высокопреосвященства снять в оную церковь возвратить и о сем учинить архипастырскую Вашего Высокопреосвященства резолюцию. Августа 1824 года. В журнал Московской Духовной Консистории августа 28 дня 1824 года записано: «По оному прошению определено: с прописанием резолюции его Высокопреосвященства, послать к благочинному указ».

Л. 8: Получен сентября 3 дня 1827 года. В Московскую Духовную Консисторию Московской округи от благочиннаго села Чашникова священника Тихона Васильева села Покровскаго священника и депутата Иоанна Стефанова и Звенигородской округи села Голубова священника Матфея Васильева Покорнейший рапорт. В силу насланнаго ко мне благочинному от августа 26 дня сего 1824 года за №5475 из Московской Духовной Консистории указа о свидетельствовании ведомства моего Звенигородской округи села Козмодемьянскаго ветхостей деревянной Знаменской церкви имею честь донести Московской Духовной Консистории, что я по свидетельствовании обще с вышеозначенными священниками со стороны помещицы села Хованскаго приглашенными, нашел следующие ветхости. 1. При твердых стенах, но по нетвердому под означенной церквой находящемуся фундаменту здание несколько склонилось на южную сторону. 2. Деревянная кровля ветха. 3. При входах в северныя и южныя двери и в одном углу трапезы малая часть полу повреждена от течи. В святом же алтаре Святый Престол довольно тверд, где как стены, так и пол состоят в твердости, посему при починке церкви Святый Престол может быть сохранен неподвижным и неприкосновенным. Кроме того, что при взвешивании и постановке на новый фундамент южной стены под смотрением разве не искустнаго архитектора: не может ли вместе со стеною Л. 8об: несколько содрогнуться под Престолом на особенном основании утвержденный пол. О чем Московской Духовной Консистории покорнейше рапортую. Сентябрь 1825 год.

Л. 18: Святельнейший Князь! Милостивый Государь! Вследствие почтейнейшаго Вашего Сиятельства отношения от 1 сего октября за №4302, коим Вы Милостивый Государь ходатайствовали согласно просьбы госпожи Бодиско о дозволении ей поправить в деревне ея церковь буде испрашиваемое его дозволение возможно и не противно существующему положению. По справке в Московской Духовной Консистории оказалось следующее. Состоящая в селе госпожи Бодиско Козмодемьянском деревянная церковь Знамения Божия Матери по ветхости и малоприходству в 1799 году приписана Звенигородской округи к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что в селе Надовражном в принадлежащем малолетней дочери Марьи господина действительнаго статскаго советника камергера и кавалера Федора Федоровича Кокошкина, который меня просил ту Знаменскую ветхую церковь разобрать и материал перевести в Савин Сторожевской монастырь, а прочее все церковное отдать в помянутую Рождественскую церковь. Вследствие чего и дано было от меня предписание Консистории: есть ли по справке сомнения, не окажется дозволить и Святый Антиминс из приписной Л. 18об: церкви велеть представить. Консистория же не найдя сомнения предписала о исполнении кому следует.

После того госпожа Бодиско просила меня о дозволении ей Знаменскую в селе ея церковь поправить и определить к ней особый причт. И я желал зделать ей удовлетворение, поелику благочинный и два избранные от самой госпожи Бодиско священника на посланной из Консистории указ рапортовали, что по свидетельству их оказалось в Знаменской церкви ветхости: 1. По нетвердому под означенною церковью фундаменту здание склонилось на южную сторону. 2. Деревянная кровля ветха. 3. Пол от течи поврежден и сверх всего того церковь сия так малоприходна, что имела только тринадцать дворов и потому приписана к другой в 1799 году и ныне по ведомости видно, что госпожа Бодиско отчину продает и по таковым причинам я удовлетворения зделать ей не мог, предписал Консистории исполнить прежде данную от меня резолюцию по прошению господина Кокошкина. С глубоким почтением и совершенною преданностью имею честь быть. На подлинном подписано: Филарет Архиепископ Московский. №403. Октября 11 дня 1824 года. Его сиятельству господину Московскому военному Генерал-губернатору и кавалеру князю Димитрию Владимировичу Голицыну.

Л. 52: №3135. В Московскую Духовную Консисторию. По ведомостям 1823 года показана Звенигородской округи села Козмодемьянскаго деревянная ветхая во имя Знамения Пресвятыя Богородицы церковь и при ней колокольня каменная, состоящая в вотчине помещицы вдовы Анны Ивановны Бодиско, которая в 1799 году по ветхости ея с приходом и церковной утварью приписана той же округи села Надовражнаго к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы. В оном Козмодемьянском приходе дворов 14, в них душ мужеска пола 56, женска 57. Сверх того дворовый людей мужеска 6, женска 5. Землею владеет означенная помещица Бодиско. Прошлаго 1824 года августа 7 дня поданным его Высокопреосвященству Святейшаго Правительствующаго Синода и Коммисии Духовных Училищ члену Высокопреосвященнейшему Филарету, Л. 52об: архиепископу Московскому и Коломенскому Святотроицкия Сергиевы Лавры Священно-архимандриту, разных орденов кавалеру Действительный статский советник камергер и кавалера Федор Федорович Кокошкин прошением просил о дозволении ему в селе Надовражном каменную церковь покрыть железом, а приписанную к оной более 25 лет села Козмодемьянскаго Знаменскую церковь по ветхости ея разобрать и перевести в Савино-стороженский монастырь на печение просфор. Имеющуюся при оной каменную весьма обветшалую колокольню разобрав употребить на ограду около Рождественской церкви, в которую и все прочее церковное отдать. На котором резолюциею Его Высокопреосвященства предписано: «Есть ли по справке сомнения не окажется, по сему дозволить, а Святой Антиминс из приписной церкви велеть представить». С прописанием оной для исполнения по оной и прошению господина Кокошкина к благочинному того же Л. 53: августа от 13 дня за №5030 и Саввинскому наместнику под №3051 указа послан.

Потом того же августа 25 поданным Его Высокопреосвященству коллежская ассесорша Анна Ивановна Бодиско прошением просила о дозволении ей в селе Козмодемьянском церковь поправить с определением к оной причта. На оном резолюциею Его Высокопреосвященства предписано: «Хотя прошено было об употреблении здания сей церкви в пользу той, к которой она приписана, но от сего велеть удержаться до разсмотрения настоящей просьбы, а благочинному предписать, чтобы церковь сию освидетельствовал, донес обстоятельно, какия в ней есть ветхости и может ли она быть исправлена с сохранением Святаго престола неподвижным и неприкосновенным, к сему свидетельству имеет она пригласить одного или двух достойных (не разборчиво) священников, обойдя приходскаго».

Л. 53об: На указе же Консистории благочинный села Чашникова священник Тихон Васильев обще с священниками села Покровскаго, депутатом Иоанном Стефановым и села Голубова священника Матфеем Васильевым рапортом представили: Что по свидетельству их нашли следующие ветхости. 1. При твердых стенах, но по нетвердому под означенной церковью находящемуся фундаменту здание несколько склонилось на южную сторону. 2. Деревянная кровля ветха. 3. При входах в северныя и южныя двери и в одном углу трапезы малая часть полу повреждена от течи. В святом же алтаре Святый Престол довольно тверд, где как стены, так и пол состоят в твердости, почему при починке церкви Святый Престол может быть сохранен неподвижным и неприкосновенным. Кроме того, что при взвешивании и постановке на новый фундамент южной стены под смотрением разве не искуснаго архитектора: не может ли вместе со стеною несколько содрогнуться под Престолом на особенном основании утвержденный пол. Л. 54: По которому резолюциею Его Высокопреосвященства сентября 14дня 1824 года предписано: Исполнить резолюцию 7 августа, по ведомостям видно, что просящая причта отчину продаст. Почему для исполнения по предпосланному августа 13 дня за №5030 указу к благочинному послан таковым сентября 20 дня 1824 года за №5872. Потом 1824 года сентября 18 дня благочинный села Чашникова священник Тихон Васильев рапортом Его Высокопреосвященству донес, что объявлено ему села Надовражиным священником Федором (не разборчиво) и помещицею приписнаго к оному селу Козмодемьянскаго Анною Ивановною Бодиско, что им священником взято церковных Козмодемьянскаго церкви от прикащицы ея Бодиско 200 рублей.

Л. 54об: На котором резолюциею Его Высокопреосвященства под №2627 предписано: Священника вызвать, допросить и представить. Которой в Консистории письменно объявил, что подлинно прикащица госпожи Бодиско дворовая женка Акулина Семенова дала ему священнику 200 рублей кошельковаго и кружечнаго сбора, которыя хранились у нее Семеновой с самаго приписания церкви к их селу Надовражному, о которых он священник прежде не знал, которыя и записаны им в приходную Надовражинской церкви книгу. На оном показании резолюциею Его Высокопреосвященства октября 3 дня того же года за №2786 предписано: с прописанием допроса послать к благочинному указ и велеть рапортовать, подлинно ли деньги внесены в церковь и записаны в книгу. Л. 55: А на указ Консистории он же благочинный рапортовал, что по освидетельствовании его приходной книги найдены записанными под неизвестным числом августа месяца, которые по показанию Надовражинскаго старосты, церковнаго писца приходов и расходов, и дьячка Христофора Афанасьева вскоре после его приезда в том же месяце отданы генерала Кокошкина, имеющаго дозволение покрыть Надовражинскую церковь управляющему губернскому секретарю Пармену Ларионову на задатки для покупки железа и прочих материалов для церковной поправки как видно из расписки, представленной ему благочинному в получении Ларионовым церковных козмодьянских 200 рублей денег августа 1824 года и записаны в расход августа месяца неизвестным числом. Что и священник в Консисторию письменно подтвердил, показав, что он на оныя деньги покрыт на церкви железом купол и выкрашен медянкою.

Л. 55об: Потом сего 1825 года августа 8 дня поданным Его Высокопреосвященству означенная коллежская ассесорша Анна Ивановна Бодиско прошением прописывала, что на прошение ея о дозволении исправить церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, состоящую Звенигородскаго уезда в селе Козмодемьянском, приписном в приходе к селу Надовражному Его Высокопреосвященство не соизволил изъявить согласия потому, что будто бы она вотчину сию запродаст. Ныне предприняв решительное намерение постоянно жительство иметь в Москве и означенное село оставить в ея потомстве в память того, что 9 человек оставшихся у ней детей произведены на свет под покровительством церкви оной и (не разборчиво) оную яко требующую возможную и незначительную починку: оставить по прежнему приписною к церкви села Надовражнаго, дозволив наслать новыя на крышу ея доски с какой конечности более утвердить фундамент и вновь окрасить чрез каковыя исправления Л. 56: с особливым о сем с ея стороны попечением. Храм сей сооруженный не более как 40 лет может простоять и еще много лет в уважение семейства ея и крестьянам того же села и повелено бы означеннаго села Надовражнаго священноцерковнослужителям в некоторые праздничные дня исправлять в просимой ею церкви по примеру прочих приписных церквей богослужение и у крестьян села Козмодемьянскаго могущия случаться требы, поелику оные по близости удобны и справляемы быть могут и просила на оное архипастырской резолюции. На коем прошении резолюциею Его Высокопреосвященства под №2202 предписано: Есть ли церковь может быть исправляема с сохранением Священнаго престола не прикосновенным и есть ли принадлежащая ей земля состоит в церковном ведении, то дозволить исправить здание под смотрением благочиннаго и по исполнении отрапортовать для возвращения Святого Антиминса, буде он снят. Л. 56об: О чем для исполнения на прописанной Его Высокопреосвященства резолюции к благочинному села Чашникова священнику Тихону Васильеву и указ из Консистории послан августа 13 дня 1825 года за №4328. Который ноября 12 дня сего 1825 года рапортовал, как причт согласился за оную землю от помещицы госпожи Бодиско ежегодно получать полтораста рублей, почему им чинить церковь допущена помещица и церковь теперь исправляется. Святый же Антиминс им благочинным представлен к Его Высокопреосвященству.

Л. 59: №2146. Резолюция: (не разборчиво). №741. Святейшаго Правительствующаго Синода и Коммисии Духовных Училищ члену Высокопреосвященнейшему Филарету, архиепископу Московскому и Коломенскому Святотроицкия Сергиевы Лавры Священно-архимандриту, разных орденов кавалеру. От кандидата Московскаго Университета Василия Иванова сына Уткина Всепокорнейшее прошение. Вотчины моей Звенигородской округи в селе Козмодемьямском имеется деревянная церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, которую по благословению Вашего Высокопреосвященства, бывшей того села помещицы коллежской ассесорши Анны Ивановой Бодиско дозволено исправить и для священнослужения в оной приходскому села Надовражнаго священнику с причтом велено святый Антиминс возвратить, который из оной взят. Ныне же оная в селе моем церковь как по наружности, так и по внутренности во всем совершенно исправлена и приведена в твердость и благолепие. Ризница и утварь и всем принадлежащим к священнослужению снабжена довольно. При покупке онаго села Козмодемьянскаго у госпожи Бодиско принял я на себя обязанности ея по сей церкви, а посему жалования Надовраженскому священнику с причтом за совершение священнослужения в новоисправленной Знаменской церкви по сту пятидесяти рублей ежегодно обязуюсь платить без
Л. 59об: остановки и без всякаго замедления в сентябре и марте месяцах по семидесяти пяти рублей с тем, чтобы церковною землею Знаменской церкви владеть мне, на что Надовражинские священники с причтом согласны. Посему Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше прошу приказать кому следует Святой Антиминс в новоисправленную Знамения Пресвятыя Богородицы церковь возвратить и приходскому села Надовражскаго священнику с причтом совершать в оной в приличные дни священнослужение дозволить и о сем учинить милостивейшую и архипастырскую Вашего Высокопреосвященства резолюцию. Августа 30 дня 1827 года.

Л. 65: №2310. Резолюция: Возвратить святый антиминс. 1827 года октября 12 дня в Московской Духовной Консистории Звенигородской округи села Надовражнаго церкви Рождества Пресвятыя Богородицы священник Федор Ильин в силу резолюции его Высокопреосвященства Филарета, Митрополита Московскаго и Коломенскаго кавалера против прошения господина Уткина сказал: Что приписная к оной Рождественской церкви деревянная в селе Космодемьянском во имя Знамения Пресвятыя Богородицы церковь действительно исправлена и для священнослужения способна и все нужное к оному имеет. И господин Уткин есть ли дозволено будет в оной исправлять священнослужение приходскому села Надовражнаго священнику с причтом, то он обязуется производить на причт по сту пятидесяти рублей в год с тем, чтобы землею оной Знаменскою церкви владеть ему Уткину, на что он священник с причтом согласны.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика