Система Orphus

Назад

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Населенный пункт: погост (село) Ильинское-Городище (ныне не существует)
Другие именования: Ильинский погост, Ильинское на Городищах, Ильинское, Илии Городище
Название: церковь Илии Пророка
Координаты церкви: 55.88575 36.8507 Карта Посмотреть на карте или космоснимке
Материал: каменная
Дата постройки: 1813 год (перестроена в 1859 году)
Храмоздатель: не известен
Архитектор: не известен
Приделы: Николая Чудотворца, Сергия Радонежского
Адрес на 1917 год: Звенигородский уезд, Лучинская волость, погост (село) Ильинское-Городище
Дата уничтожения: 1938 год
В приходе церкви: часовня в деревне Давыдовское
  часовня в деревне Лукино
Место храма сейчас: в частном владении, крест не установлен
 
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Карты и планы:

Из дела РГАДА
Ф. 1354. Оп. 250. Д. И-3с
1768 год

1792 год

Начало XIX века
 

Из дела ЦИАМ
Ф. 184. Оп. 16. Д. 665
1896 год

1916 год

Из дела ГАРФ
Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263
1934 год

 

Из дела ГАРФ
Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263
1934 год

1934 год

1938 год
 

1940 год
Чертежи:

Из дела ГАРФ
Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263
1934 год
   
Старые фото:

Из книги
«Спутник по Виндавской...»
Начало XX века

Из дела ГАРФ
Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263
© 1934, Ревякин

Из дела ГАРФ
Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263
© 1934, Ревякин
:

Из фондов музея
архитектуры Щусева
© 1935, А. Т. Лебедев

Из фондов музея
архитектуры Щусева
© 1935, А. Т. Лебедев
Современные фото:

© 2012, С. Носиков

© 2013, С. Мамаев

Место прежнего храма располагается на частной территории (закрытой для свободного посещения), не занято постройками. Памятный крест еще не установлен.

 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

С. Мамаев 31.03.2012:
Погост Ильинский или село Ильинское на Городище (ныне не существует) находилось в 2 км южнее Истры, на крутом правом берегу реки Истры. Издавна на погосте стоял храм святого пророка Илии, а к северу от него располагалось древнее городище – полукруглая площадка размером 64 х 34 метра. Городище было впервые раскопано в 1924 году. К тому времени оно все было занято кладбищем. Погост иногда называли село Ильинское-Городище. Перед началом войны на его месте начали строить дом отдыха газеты «Правда». Уничтоженный в годы советской власти каменный храм в честь Илии Пророка построили в 1813 году.

СВЕДЕНИЯ О ПРИХОДЕ


© 2013, С. Мамаев

С. Мамаев 8.06.2013:
Перед революцией село Ильинское-Городище входило в состав Лучинской волости Звенигородского уезда Московской губернии. Приход Ильинской церкви составляли: сельцо Трусово и деревни Буньково, Вельяминово, Глинки, Горшково, Давыдовское, Котерево, Котово, Кречково (Козмодемьянское), Лукино. Деревни Котово и Кречково состояли одновременно в приходах двух церквей – сел Ильинское-Городище и Рубцово. В XIX веке в приходе состояла еще деревня Бутырево, позже упраздненная. В 1868 году в селе Ивановское был образован самостоятельный приход. В 1916 году в приходе числилось: 203 двора, 823 мужчины и 828 женщин.
Полная статистика

ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ

«Утраченный Божий Дом». Выпуск №4. 2013 год

Содержание номера:
• Ильинская церковь на погосте Ильинское на Городище
• Часовни в деревнях Давыдовское и Лукино

Все номера издания

 
Чтобы увидеть сведения в следующих разделах, нажмите на ссылку «Показать»:
 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Показать

С. Носиков 26.03.2014:
«Некоторые юбилейные даты храмов и знаменитых людей Истринского района». Некоторые прошедшие юбилеи: 2013 год – 200 лет со дня постройки Ильинского храма (до наших дней не сохранился) в селе Ильинское-Городище. Село находилось между деревнями Вельяминово, Котерево, Глинки. Каменная трапезная церковь была построена в 1813 году... Полный текст

 
БИБЛИОГРАФИЯ
Показать

Карточка Калачов Н. В. Писцовые книги XVI века. Отделение I. – М., 1872. С. 110-111:
Московский уезд. Список с писцовой книги 7093 и 7094 (1584-1586) годов. В Сурожском же стану погост на Городище на реке на Истре, а на погосте церковь Илья пророк, древяна клецки, 3 двора церковных, да 8 келей нищих, питаютца от церкви Божии, пашни паханые церковные средней земли 21 четьи в поле, а в дву потомуж, сена 40 копен, лесу пороснягу дровяного 4 десятины... Полный текст

Карточка Благовещенский И. А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. – М., 1874. С. 72:
317. Ильинское на Городищах Звенигородского уезда. Церковь построена в 1813 году. Приделов три: святого пророка Илии, святителя Николая, преподобного Сергия. Дворов 160, душ мужских 727, женских 746. Раскольников: дворов 1, душ мужских 2, женских 1. Эти же сведения приведены в журнале «Московские епархиальные ведомости». – 1873. №4. Полный текст

Карточка Московские епархиальные ведомости. – 1876, №42. С. 361:
Что же касается ближайших к городу Воскресенску приходских сельских церквей, то все они (Ильинское Городище, Рубцово, Никулино, Дарна) поновлены и украшены преимущественно его (Павла Григорьевича Цурикова) усердием.

Карточка Архимандрит Леонид (Кавелин). Московский Звенигород и его уезд... – М., 1878. С. 49:
Ильинское на городище, погост на реке Истре, в 2 верстах от Воскресенска, близ дороги в Звенигород, с каменною церковию во имя святаго Пророка Илии, построенною в 1813 году. В 1589 году упоминается также как «погост на городище». Городище это можно считать древнейшим в нынешнем Звенигородском уезде священным местом первоначальных насельников этой местности финскаго племени Мерян, а потом занявших их места Славян... Полный текст

Карточка Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVIII столетий. Вып. 3. – М., 1886. С. 79-81:
Илии пророка церковь на погосте, что на Городище (на берегу реки Истра). Церковь Илии пророка, находившаяся в 1584 году на погосте, что на Городище, на реке Истре, Московскаго уезда, Сурожскаго стана «была древяна, клетцки, а в ней образы, и свечи и на колокольнице колокола все было мирское строенье»; на церковной земле состояли в 1624 году при церкви «во дворе вдовой поп Конон, во дворе поп Левонтий Иванов, во дворе пономарь Фомка Борисов, во дворе просвирница Матреена Федорова; пашни церковныя середния земли 14 четвертей, лесом поросло б четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 40 копен, лесу не пашеннаго 4 десятины»... Полный текст

Шимко И. Патриарший казенный приказ, его внешняя история, устройство и деятельность. – М., 1894. С. 89:
Так, в 1678 году в Загородской десятине произведен досмотр и «учинены книги и чертеж» деревень, тянувших к селу Вознесенскому, вотчине монастыря Новый Иерусалим, и к церкви Илии Пророка, на погосте, что на Городище. Перепись произведена по случаю запустения храма в селе Сафатове и образования еще патриархом Никоном новаго прихода в селе Вознесенском, куда были переведены сафатовские крестьяне. Чертежи служили для приказа средством удостоверения, удобно ли распределены для населения деревни по приходским церквам.

Карточка Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского. Т. 2. Вып. 1. – М., 1903. С. 7:
№1441. Резолюция от того же 12 января 1826 года на донесении диакона, дьячка и пономаря Ильинской, села Ильинскаго, церкви, Звенигородскаго уезда, о том, что священник сей церкви благочинный Иван Сергеев взял церковных денег на свои нужны семь сот рублей, да для тестя своего еще двести шестьдесят рублей, и об удержании им у себя донесения о взятых из церкви священником церкви села Лужков девяти сот рублей: «Вторая часть доноса оправдалась поданным сего дня добровольным признанием Лужковскаго священника... Полный текст

Карточка Токмаков И. Историко-статистическое описание заштатного города Воскресенска. – М., 1905. С. 13:
Церковь Илии Пророка, находившаяся в 1584 году на погосте, что на Городище, на реке Истре, Московскаго уезда, Сурожскаго стана «была древяна, клетцки, а в ней образы, и свечи и на колокольнице колокола все было мирское строенье». Когда была построена церковь неизвестно. В приходских книгах Патриаршаго Казеннаго Приказа, хранящихся в Московском Архиве Министерства Юстиции видно, что под Сурожскою десятиною, за 7136 (1623) годом, написано: «Церковь пророка Илии на Городище, дани 3 алтына, 3 деньги, наместнических алтын, заезда 2 деньги, в корме и в Московской проезд гривна и генваря в 30 день на нынешний 7136 год взято». То же значится в тех же книгах и за последующие 1629-1670 годы... Полный текст

Карточка Спутник по Московско-Виндавской железной дороге. – М., 1909. С. 108, 110:
С. 108: Против платформы «Истра» на горе, в 3-х-верстном разстоянии расположен погост святого Илии Пророка на Городище, против южнаго фаса Воскресенскаго Ново-Иерусалимскаго монастыря, на правом берегу реки Истры. С. 110: В 1811 году в селе Ильинском Городище деревянная церковь сгорела, а в 1813 году прихожанами построена каменная. В 1859 году главный храм в селе Ильинском-Городище вновь перестроен на средства П. Г. Цурикова, а в 1863 году им же вновь перестроена теплая трапезная с каменного колокольнею и оградою с деревянными решетками. В настоящее время главный холодный храм во имя святого Пророка Илии, а в теплой трапезной правый придел во имя преподобного Серия Радонежскаго Чудотворца, а левый, – во имя Святителя Николая Чудотворца. При церкви села Ильинскаго-Городища существует церковно-приходская школа... Полный текст

Карточка Радченко Е., Евтюхов Н. По истринскому краю. – М., 1934. С. 17:
Ильинское городище – один из интереснейших пунктов района по сохранившимся в нем историческим наслоениям: под верхним слоем современного кладбища (сейчас «погост», то есть церковь и кладбище, здесь же помещается школа) в земле, хранящей следы пребывания человека, попадаются предметы славянского обихода, поглубже под ними – памятники финской культуры.

Карточка Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. – М., 2002. С. 18:
Местность к югу от Воскресенского монастыря была воистину предуготована Богом для устроения Вифлеема. Здесь в XVII веке стояла древняя деревянная церковь святого пророка Илии на погосте. Низменная излучина Истры сменялась холмами.

Карточка Истринская земля. – М., 2004. С. 571-572:
В 1584 году на погосте стояла деревянная церковь пророка Илии, построенная неизвестно когда, в ней «образы и свечи и на колокольнице колокола все было мирское строенье». В 1624 году при церкви были два священника, пономарь и просвирница. Погост пророка Илии, что на Городищах, лежал «на овраге по течению в нем ручья на левой стороне». В 1811 году деревянная церковь сгорела. Новая, каменная церковь святого пророка Илии была построена в 1813 году. В 1859 году главная часть храма была перестроена на средства П. Г. Цурикова, а в 1863 году им же пристроена теплая трапезная с каменной колокольней. В трапезной были освящены приделы: левый в честь святителя Николая и правый в честь преподобного Сергия. В 1908 году на погосте находилась церковно-приходская школа (устроена в 1895 году). По сведениям краеведа Луизы Григорьевны Васильевой, церковь была взорвана в 1938 году. На этом месте в 1939-1941 годах стали строить дом отдыха газеты «Правда». Перед Великой Отечественной войной было построено три двухэтажных корпуса, проложена дорога.

Карточка Протоиерей О. Пэнэжко. Храмы Истринского района. Ч. 1. – Владимир, 2009. С. 209-210:
В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 год записано: «Церковь Пророка Илии на Городище, дани 3 алтыни 3 деньги генваря в 30 день на нынешний 7136 (1628) год взято». Церковь была «древяна клецки, а в ней образы и свечи, и на колокольне колокола все было мирское строенье». В 1811 году деревянная церковь сгорела, и в 1813 году была построена каменная церковь с колокольней. В 1859 году храм Илии Пророка перестроен на средства Павла Григорьевича Цурикова. В 1863 году Цуриков строит при Ильинском храме трапезную, колокольню и каменную ограду. В трапезной были освящены два престола: преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. 2 ноября 1934 года было принято постановление Президиума Московского облисполкома о ликвидации Ильинской церкви в селе Вельяминово (церковь Пророка Илии на Городище) Истринского района. В 1938 году Ильинский храм был взорван, в 1939 году на его месте началось строительство Дома отдыха для сотрудников газеты «Правда».

Карточка У стен Нового Иерусалима. История города Воскресенска-Истры. – М., 2010. С. 115-116:
Вслед за отцом предприниматель Павел Григорьевич Цуриков помогал соседнему Аносино-Борисоглебскому женскому монастырю, был церковным старостой в селе Лужки, делал вклады в церкви сел Покровское-Рубцово и Никулино, вел строительство в церквах Илии Пророка на Ильинском погосте и Троицы в селе Троицком, был основателем и попечителем школ в Лужках и Ивановском.

Карточка Покровское-Рубцово. Историко-краеведческий сборник. – М., 2010. С. 42:
По всей округе начали закрывать и сносить церкви. Когда впоследствии бабушка стала вспоминать, сколько их было снесено в ближайших селах, она насчитала около десятка: в Лучинском, Телепневе, Давыдовском, на Ильинском городище и так далее.

Карточка Газета «Духовная Нива» – 2013, №2. С. 6-7:
В двух километрах южнее железнодорожной станции Истра на крутом правом берегу одноименной реки между деревнями Котерево, Глинки и Вельяминово находилось обширное древнее городище, вся территория которого уже с давних времен была занята кладбищем. Впервые это городище было раскопано в 1924 году сотрудником музея «Новый Иерусалим», археологом Константином Яковлевичем Виноградовым. На месте работ удалось обнаружить предметы, свойственные археологической культуре раннего железного века. Издавна рядом с городищем существовал погост с церковью пророка Илии, первое упоминание о которой относится к 1584 году: «древяна клецки, а в ней образы и свечи и на колокольнице колокола все было мирское строенье»... Полный текст

 
АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ
Показать

РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 245. Л. 27об. Приходная книга о сборе доходов с живых церквей Москвы и уезда. 1719-1720 годы:
Церковь (не разборчиво) Пророка Илии на погосте на Городище на реке Истре, дани 2 рубля, с денгою.

Новость РГАДА. Ф. 1354. Оп. 250. Д. И-3с. Село Ильинское, что на Городищах. 1768 год:
Л. 1: Попечением и милостию Императрицы Екатерины II. №34. Геометрический специальный план Московскаго уезду Сурожскому стану писцовой церковной земли церкви Пророка Илии, что на Городищах с принадлежащими тоя церкви пашенными землями, сенными покосами, лесными и прочими угодьями межевания учиненнаго в 1768 году июня 9 дня, землемером артиллерии маэстро Яковом Соминым (не разборчиво)... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203 Оп. 752. Д. 8328. Л. 1. Достройка церкви в селе Ильинское на Городище. 1813-1820 годы:
Его Преосвященству преосвященнейшему Лаврентию Епископу Дмитровскому московской митрополии викарию и орденов святыя Анны второго класса кавалеру Звенигородской округи села Ильинского, что на Городищах Ильинской церкви от приходской людей покорнейшее прошение. Имеем мы нижайшее усердное желание к приделу Пророка Божия Илии соорудить настоящий храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, который по нерадении священника Александра Николаева с бывшим строителем Николаем Алексеевым не выстроен. За что ему строителем в то время от его должности отказано, потому что трата церковной суммы хотя и производима была, а отчету никакого не давал, сколько на построении придела употреблено. После чего избрали мы приходские люди в строители и старосты церковнаго на место бывшего строителя Николая Алексеева, деревни Лукина крестьянина Харитона Ларионова в 1817 году, который со вступлением его в должность строительную выстроил колокольню, и придел привел в надлежащий порядок... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203 Оп. 752. Д. 6580. Л. 1-2. О конфликте при строительстве церкви Илии на Городищах. 1818-1824 годы:
8 генваря 1818 года. Святейшаго Правительствующаго Синода члену управляющему Московскою Митрополию Его Высокопреосвященнейшему Августину Архиепископу Дмитровскому и святотроицкия сергиевы лавры священноархимандриту и разных орденов кавалеру Московской губернии Звенигородской округи прихода церкви Пророка Божия Илии, что на Городищах от бывшаго церковнаго строителя деревни Глинок крестьянина Николая Алексеева Всепокорнейшее прошение. В прошедшем 1810 году избран я был и с сыном моим родным Мануилом от всех оной церкви приходских людей по данному нам уверительному приговору в церковныя Строители: строить церковь каменную вместо ветхой деревянной, которая после в скором времени згорела. На церковную вкладную и кошельковую сумму и есть ли нужно будет, то и занимать и сверх сего расположено мне с каждой ревизской души собрать в год по одному рублю покуда выстроится означенная церковь. Которую мы строили и за стройкою имели хождение и попечения четыре года, на что получили от священника из церковной суммы семьсот шездесят пять рублей (765 рублей) в разные времена по распискам. А потом получено ж за проданную после сгоревшей церкви слитки и сор шестьсот пятдесят рублей (650 рублей). Да вкладу собранным и с запискою в книгу четыреста девять рублей (409 рублей). За собранный нами на берегу реки Истры лес семьдесят рублей (70 рублей) с прихожан экономических крестьян с пятисот душ по четыре рубли с каждой две тысячи рублей (2000 рублей). А с помещичьих с десяноста душ собрано только тридцать два рубля (32 рубля). Всех же в приход поступило три тысячи девятьсот двадцать шесть рублей (3926 рублей). Издержано на строение оной церкви четыре тысячи четыреста сорок пять рублей (4445 рублей). Следовательно передержано пятьсот девятнатцать рублей (519 рублей). А как я священнику с причтом и приходским людям и церковному старосте 1814 года мая 24 числа после Божественной литургии во всем и отчет дал с тем, чтобы с помещичьих прихожан собрать то против экономических с каждой души по четыре рубли и разплатится за купленныя на церковное строение материалы. А именно не доплачено за ивеску двести двадцать три рубли (223 рубля). За возку воды и песку девяноста два рубля (92 рубля). Затем на крышу сорок восемь рублей (48 рублей). На подводы и содержание нам строителям сто пятьдесят шесть рублей (156 рублей), которые с нас требуются, коих я строитель по неоднократному моему требованию с показанных помещичьих крестьян положенных денег собрать не мог. А по сей причине и экономические прихожане видя не платеж оных помещичьих крестьян противу их и со своих душ собирать не стали. От чего и строение церковной работою и успехам остановилось. Куда прибыв звенигородский благочинный Василий Васильев прошлаго 1817 года в май месяце усмотрел в церковном строении остановку, потребовал от меня в оном объяснения. Я и ответствовал, что за неплатежем от помещичьих крестьян денег остановка последовала. Но оной благочинный не приняв от меня онаго ответа и оправдания с согласия приходских людей меня и сына моего от оной должности отставил. А потом ноября 14 дня оный благочинный приехав в наше село Ильинское в дом священника Александра Николаевича и призвав нас, которому я при звенигородском сельском заседателе представлял имянной приходу и расходу реестр, и сколько получено от священника церковной и прочей суммы и сколько следует мне с прихожан собрать на расплату церковных долгов суммы. Но оный же благочинный не взойдя в полный расчет принял от священника не знаем какой-та расход, писанный им в своей книге, якобы давал сыну моему Мануилу в своем доме на стройку оной церкви немалое количество денег. Сын же мой показывает, что никаких денег без меня не получал, да получать ему было невозможно. А если бы и получал, то он мог бы давать от себя расписку, ибо он грамоте умеет. А потому и сбор с помещичьих прихожан собирать мне запретил, почему ныне заимодавцы, у которых забирал я для оной церковной стройки материалы и трудившиеся к оному храму с меня неотступно требуют. Того ради Ваше Высокопреосвященство Милостивейшаго архипастыря и отца всепокорнейше прошу о всем прописанном учинить свое архипастырское благоразсмотрение и меня нижайшаго от такового притеснения и безвиннаго платежа денег защитить и повелеть передержанную сумму сверх церковной вклалной и прочей суммы пятьсот девятнадцать рублей (519 рублей) с прихожан собрать и предоставить мне строителю на расплату за купленныя для церковной стройки разных материалов и о сем учинить свою Милостивейшую архипастырскую резолюцию.

ЦИАМ. Там же. Л. 44:
Фрагмент документа. Благочинный Звенигородский протоиерей Василий Васильев, видя остановку в постройке церкви в вышеозначенной денежной сумме, необнократно требовал от них строителей отчету, коего они ему не дали и довели его до того, что он должен прихожан согласить по причине их строителей в стройке оной церкви отказа. Доверив старосте церковной подсмотрением их священноцерковнослужителей, которая ныне продолжается и колокольня уже построена (на 1822 год), а от строителя церкви прихожан экономические крестьяне приняли отчет, по тому именно, что он Николай Алексеев был в то время воллостным головою, а потому духовное начальство благоволит остающуюся церковную сумму две тысячи двенадцать рублей восемдесят девять копеек (2012 рублей 89 копеек) от них, бывших строителей вытребовать или приказать внести в церковь.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 345. Прошение крестьянина с. Городище о возврате денег за постройку церкви. 1820 год.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 207. Д. 645. Л. 1-1об. О выдаче грамоты на сооружение алтаря в Ильинской церкви. 1822 год:
Святейшаго правительствующаго Синода и коммисией духовных Училищ члену Высокопреосвященнейшему Филарету, архиепископу Московскому и Коломенскому Свято Троицы-Сергиевы лавры священно архимандриту разных орденов кавалеру. Звенигородской округи села Ильинского что на Городищах Ильинской церкви священника Александра Николаева покорнейшее прошение. Означенная Ильинская церковь вновь выстроенная трапезою каменного здания, в которой придел во Илии пророка освящен, но как приходские люди просили Ваше Высокопреосвященство о уменьшении настоящей церкви, на что от вашего Высокопреосвященства благоволение ивоспоследовало уменьшить настоящую церковь с прибавлением каменного алтаря к трапезе. И план дан, но храмозданной грамоты еще не получали к сему. Того ради ваше высокопреосвященство Милостивейшаго отца и архипастыря всепокорнейше прошу храмозданную грамоту дать и по сему учинить Милостивейшую архипастырскую резолюцию. В журнал Московской Духовной Консистории сентября 18 дня 1822 года записано: по оному прошению определено исполнить.

ЦИАМ. Ф. 203 Оп. 208. Д. 547. Л. 1-1об. О выдаче книги для сбора денег на строительство церкви. 1823-1825 годы:
№950. Выдать книгу на год, если Консистория не найдет сомнение. 11 апреля 1823 года. Московской святейшаго правительствующаго Синода конторы присутствующему преосвященнейшему Афонию Епископу дмитровскому викарию Московской Митрополии и кавалеру Московской губернии Звенигородской округи села Ильинскаго что на Городищах прихожанина деревни Давыдовской крестьянина Дмитрия Гаврилова Всепокорнейшее прошение. Показанная пророка Божия Илии каменная церковь с позволения духовнаго начальства вновь строится, окончена еще не совсем, и к приведению ея в совершенное устройство еще много требуется суммы. А потому необходимо потребна книга на испрошение от доброхотных дателей на докончание оной церкви, подаяний. Того ради ваше преосвященство прилагаю прислать от приходских людей той церкви, данной мне на таковой сбор приговор всепокорнейше прошу повелеть Московской Духовной Консистории для сбора выдать книгу, по сему прошению учинить ваше преосвященство Милостивую резолюцию.

ЦИАМ. Там же. Л. 4:
В Московскую Духовную Консисторию Звенигородской округи села Ильинскаго что на Городищах старосты церковнаго деревни Лукиной крестьянина Никиты Харитонова Всепокорнейшее прошение. Прошлаго 1823 года апреля 12 дня выдана из оной Консистории того же Ильинскаго прихода деревни Давыдовской Крестьянину Дмитрию Гаврилову книга для сбора доброхотных даяния на окончание строящейся в оной селе каменной церкви, которую он крестьянин Гаврилов по окончании сбора представил в церковь, а по сему ныне оную книгу для (не разборчиво) при сем представляю в оную Московскую Консисторию. Ноября дня 1825 года. К сему прошению вместо означеннаго крестьянина за неумением его грамоте по его личному прошению Иван руку приложил.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 657. Л. 419. Журнал Московской Духовной Консистории. 1832 год:
1832 года ноября 14 дня. Пункт 35. Прошение Звенигородской округи села Ильинскаго что на Городищах священника Алексия Иванова о дозволении в трапезе освятить новый иконостас; на котором прошении резолюциею Его Высокопреосвященства предписано: Консистории вразумить священника о порядке. Приказали: вызвать священника, дать наставление. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 775. Д. 688. Л. 2, 5. Недействующая опись дел Звенигородского духовного правления. 1832 год:
Пункт 21. 1832 года марта 15 дня. О дозволении в церкви села Ильинскаго на Городищах устроить иконостас. Пункт 72. 1832 года октября 18 дня. О дозволении села Ильинскаго на Городищах вновь устроить алтарь, престол перенести из другого придела. Приведены лишь заголовки, самих дел нет.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 2366. Л. 18. Реестр исходящих документов Звенигородского духовного правления. 1835 год:
№278. 1835 года ноября 25 дня. Сообщение в Звенигородский земской суд о получении денег 5 рублей 28 копеек, отобранных у крестьянина Ивана деревни Трусовой с кружкой для испрашивания у доброхотных дателей денег на поправку Ильинской на Городище церкви.

ЦИАМ. Ф. 203 Оп. 759. Д. 2. Л. 4. Об осмотре церквей Московской епархии. 1838 год:
16. Ильинская в селе Ильинском на Городищах, в которой деревянный потолок над трапезою опустился и надавил с одной стороны часть иконостаса. Посему нужно внушить прихожанам, дабы благовременно озаботились исправлением.

РГИА. Ф. 804. Оп. 1. Д. 214. Л. 592. Состояние причтов сельских церквей. 1845 год (не дословно):
Примерные штаты церквей Звенигородскаго уезда, отнесенные к 3 классу, для которых полагается число лиц причта 5: священник, диакон, дьячек, пономарь, просфирня. 10. Ильинская церковь в Ильинском (на Городищах). В приходе 671 душа. Причт 4 человека, а полагается 5. Жалования всем 356 рублей серебром.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 355. Л. 216об. Журнал Московской Духовной Консистории. 1854 год:
О дозволении пристроить настоящую церковь к Троицкой (должно быть трапезной) села Ильинскаго, что на Городищах и о других поделках в сей церкви. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 356. Л. 3об. Журнал Московской Духовной Консистории. 1855 год:
Пункт 3. О дозволении пристроить настоящую церковь к трапезной села Ильинскаго, что на Городищах и произвести другие поделки в сей церкви. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Д. 1379. Л. 28. Чудов монастырь, дела об антиминсах. 1859 год:
Кафедральному ризничему (не разборчиво). Святейшаго Правительствующаго Синода члену Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту и разных орденов кавалеру Звенигородской округи села Ильинскаго, что на Городищах Ильинской церкви священника Ивана Покровскаго Всепокорнейшее прошение. В Ильинской, что на Городищах церкви святый Антиминс, священнодействованный 1813 года, в настоящее время приходит в ветхость. По чему Ваше Высокопреосвященство милостивейшаго Архипастыря и Отца всепокорнейше прошу обветшавший св. Антиминс дозволить переменить на новый и о сем моем прошении учинить милостивейшую Архипастырскую резолюцию сентября дня 1859 года. К сему прошению Ильинской, что на Городищах церкви священник Иван Покровский руку приложил.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1202. Л. 1190об. Докладной реестр Московской Духовной Консистории. 1859 год:
№8634/3451. 10 октября (1859 года). Резолюция Его Высокопреосвященства, последовавшая на донесение благочиннаго села Ильинскаго на Городищах священника Ивана Покровскаго об освящении им в том селе устроеннаго настоящаго храма во имя Святаго Пророка Илии. Резолюция 9 октября 1859 года за №3737, предписано: «К делу».

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 644. Д. 395. Л. 38. Пожертвования в монастыри, соборы и церкви Московской епархии. 1859 год:
Справка. Звенигородской округи села Ильинскаго, что на Городищах священник Иоанн Покровский донес Его Высокопреосвященству, что при постройке в сем Ильинском, что на Городищах каменной настоящей церкви Звенигородским купцом Павлом Цуриковым сделаны следующие пожертвования: 1. Сделано 13 железных решеток и две железных двери. 2. Отдано каменщикам на всю работу начиная со вторых окон и до окончания каменной кладки, при чем 3. Часть известки и железо для связей куплены им же. 4. Покрыта церковь железом, выкрашена медянкою на масле, глава обита медным железом, под крестом яблоко медное вызолочено и крест обит медью же и вызолочен... Полный текст

РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Д. 1383. Л. 60. Чудов монастырь, дела об антиминсах. 1863 год:
№6330. Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Московской Духовной Консистории Кафедральнаго Чудова монастыря ризничему иеромонаху Никодиму. Консистория во исполнение резолюции Его Высокопреосвященства от 13 сего октября №4321, предписывает вам ризничему выдать освященный Антиминс в теплый трапезный храм во имя Святаго Преподобнаго Сергия, состоящий при Ильинской в селе Ильинском на Городищах церкви Звенигородскаго уезда под расписку того села священника Ивана Покровскаго. Октября 18 дня 1863 года.

РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Д. 1384. Л. 49. Чудов монастырь, дела об антиминсах. 1864 год:
№7700. Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Московской Духовной Консистории, Московскаго Чудова монастыря ризничему иеромонаху Никодиму. Консистория во исполнение резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшей 18 сего ноября за №4634 на прошение священника Звенигородскаго уезда села Ильинскаго, на Городищах, с церковным старостой о дозволении им освятить придельный их храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, на новом освященном антиминсе, предписывает Вам выдать освященный антиминс под росписку священника той церкви Покровскаго. Ноября 19 дня 1864 года.

РГАДА. Ф. 1183. Оп. 10. Д. 468. Л. 1, 4-4об. Награждение Почетного Гражданиана П. Г. Цурикова. 1865 год:
1865 года октября 11 дня по указу Его Императорскаго Величества Московскаго Святейшаго Синода Контора слушали дело о пожертвовании Почетнаго Гражданина Воскресенскаго 2-й гильдии купца Павла Григорьевича Цурикова, сделанныя им в пользу монастырей и церквей и о награждении его за эти пожертвования. Из дела сего видно: Л. 4: В 1859 году в селе Ильинском при Ильинской церкви на устройство новой холодной каменной церкви Л. 4об: новаго в ней иконостаса с новою утварью употреблено им 7000 рублей... Полный текст

РГИА. Ф. 804. Оп. 1. Д. 72. Л. 19. Расписание приходов и причтов Московской епархии. 1876 год (не дословно):
Звенигородский уезд. 4. Рубцовско-Ильинский (на Городищах), а) Покровская церковь, б) Ильинская в 4 верстах. 1211 душ мужского пола в 2 селах и 15 деревнях, от 1 до 5 верст. Настоятель 1, помощник 1, псаломщик 2.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 775. Д. 853. Л. 139. Опись дел Московской Духовной Консистории. 1889-1891 годы:
Дело №497. О дозволении ремонтировать Ильинскую, села Ильинского что на Городищах, церковь Звенигородскаго уезда. Начато: 24 мая 1891 года. Окончено: 21 июня 1891 года. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 374. Л. 75-75об. Журнал Московской Духовной Консистории. 1887 год:
Июня 5 дня 1887 года. О дозволении ремонтировать Ильинскую, села Ильинского что на Городищах, церковь Звенигородскаго уезда. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 382. Л. 277. Журнал Московской Духовной Консистории. 1895 год:
Прошение причта и церковнаго старосты Ильинской, села Ильинскаго на Городищах церкви Звенигородскаго уезда о разрешении им на средства благотворителя Воскресенскаго купца Михаила Иванова Зиновьева внутренния стены их храма окрасить масляною краскою и украсить их живописью. Прошение сие засвидетельствовано местным благочинным. Приказали: На основании 52 статьи Устава Духовной Консистории разрешить причту Ильинской, села Ильинскаго на Городищах церкви Звенигородскаго уезда на средства благотворителя Воскресенскаго купца Михаила Иванова Зиновьева внутренния стены их храма окрасить масляною краскою и украсить их живописью с тем, чтобы означенный ремонт был произведен под руководством опытнаго мастера и наблюдением местнаго благочиннаго. Отметка об исполнении: №2201, 30 мая 1895 года. Приведено лишь краткое описание, самого дела нет.

ОПИ ГИМ. Ф. 465. Д. 122. Л. 103. Скворцов Н. А. Звенигородский уезд. Черновик неизданной книги. 1897-1899 годы:
Ильинское на Городище Звенигородскаго уезда. Воскресенской округи Загородской десятины село Ильинское. Церковь Рождества Христова с одним приделом, деревянная в твердости. Писцовая книга XVI века, С. 110. Священник Николай Степанов, диакон Прохор Николаев, дьячек Петр Артемов, пономарь Артемон Андреев умер, пономарь Михаил Самсонов. Село экономическое. Пашенной и сенокосной земли 33 десятины, крепость есть, а плана и межевой не дано, землею владеет причт. Приходских 107 дворов... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 388. Л. 248. Журнал Московской Духовной Консистории. 1901 год:
№1248. Пункт 13. Ремонт Ильинской, села Ильинскаго на Городищах, церкви – в трапезной церкви промыть иконостасы, на обтертыя места наложить золотом и выкрасить масляною краскою, стены и живопись на оных промыть и выкрасить масляною краскою, и сделать новые колоды и рамы в окнах с израсходованием на сие 400 рублей из свободных церковных сумм. Отметка об исполнении: №3359, 18 мая 1901 года. В журнале приведено лишь краткое описание, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 543. Д. 56. Л. 13, 14об. Новое кладбище в селе Ивановское при Успенской церкви. 1904 год:
Л. 13: По справке с клировыми ведомостями за 1862 год оказалось: б) В приходе Ильинской села Ильинскаго на Городищах церкви дворов 158, в них душ мужеска пола 603, в том числе в деревне Ивановской дворов 10, душ мужеска пола 26, разстоянием от церкви в 5 верстах, препятствий в сообщении нет. Л. 14об: 2. На построение церкви дать ему, Цурикову, храмозданную грамоту, а проект церкви препроводить при указе в Звенигородское Духовное Правление для выдачи просителю к исполнению. 3. Когда совершенно будет окончена постройкою новая церковь при деревне Ивановской и устроены для причта дома, равно внесен будет купцом Цуриковым капитал для обеспечения содержания священноцерковнослужителей, то определить в оной одного священника и двух причетников, отделив к сей церкви прихожанами крестьян деревни Ивановской и суконную фабрику купца Цурикова с находящимися в ней жителями, а самую церковь причислить к ведомству благочиния Ильинскаго на Городищах священника.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 391. Л. 395об. Журнал Московской Духовной Консистории. 1904 год:
Дело №1935. Пункт 9. Ильинской погоста Ильинскаго (церкви) – украсить своды и стены храма живописью и окрасить стены масляными красками на жертвуемыя средства. Отметка об исполнении: №5467, 9 июля 1904 года. Приведено лишь краткое описание, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1737. Л. 65. Страхование от пожара церквей Звенигородского уезда. 1910 год:
Страховая карточка. Нижеуказанные строения, принадлежащия Ильинской церкви в селе (погосте) Ильинском-на-Городищах 1-го благочинническаго округа Звенигородскаго уезда Московской епархии, приняты на страх по страховой оценке, произведенной 28 июня 1910 года. 1. Церковь каменная, оценочная сумма 11000 рублей. 2. Школьный дом деревянный, оценочная сумма 1200 рублей. 3. Сарай деревянный, оценочная сумма 75 рублей. 4. Сторожка деревянная, оценочная сумма 250 рублей.

ЦИАМ. Ф. 203 Оп. 480. Д. 581. Л. 3-3об. Определение порядка освящения престола Ильинской церкви. 1910 год:
Сентября 3 дня 1910 года. Документ Консистории №3802 (1 экспедиция 2 стол). Святейшаго Правительствующего Синода Члену Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому Свято Троицкая Сергиевы Лавры Священноархимандриту 1-й экспедиции Московской Духовной Консистории доклад. Благочинный 1-го округа, Звенигородского уезда, священник Константин Пономарев в донесении своем на имя Преосвященнаго Трифона Епископа Дмитровскаго объяснил, что ведомства его благочиния в Ильинской, села Ильинскаго на Городище, церкви в ночь на 24 июля сего года злоумышленники, проникнув в церковь и сделав похищение вещами и деньгами – всего на сумму около 80 руб – в тоже время надругались над Святым Престолом, так: взяли с Престола два серебряных легких креста, бронзовую позлащенную Дарохранительницу, без Священных Даров, и затем на лицевой стороне Престола оборвали пуговицы на облачении, разорвали срачицу и лазили под Престолом, но самый Престол с места не тронут и оказался крепок. Таковое оскорбление Святыни конечно требует освящения, но не бывалый случай в практике ставит отца благочинного в недоумение - каким чином следует это сделать, а посему просит указания по сему делу. Рассмотрев изложенное, Московская Духовная Консистория полагает, что освящение Святого Престола в Ильинской церкви следует совершить малым чином, о чем и имеем долг благопочтительнейше доложить Вашему Высокопреосвященству на Архипастырское благоусмотрение.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 401. Л. 244об. Журнал Московской Духовной Консистории. 1915 год:
5/2253. Прошение причта и старосты Ильинской села Ильинскаго что на Городищах церкви Звенигородскаго уезда о разрешении окрасить крышу храма. Приказали: Принимая во внимание свидетельство благочиннаго о необходимости окраски крыши храма, Консистория определяет: на основании 52 статьи Устава Духовной Консистории разрешить причту и старосте вышеозначенной церкви с израсходованием 250 рублей из свободных церковных сумм, не принадлежащих к неприкосновенному капиталу, произвести окраску крыши на храме и колокольне с тем, чтобы работы были произведены под руководством опытнаго мастера и наблюдением местных: благочиннаго, причта, старосты церковнаго и представителей от прихожан, в израсходовании денег были оправдательные документы и чтобы причт и староста под предлога сего ремонта не уклонялись на будущее время от установленнаго взноса на содержание духовно-учебных заведений, о чем и послан благочинному указ. Отметка об исполнении: №20594, 9 декабря 1915 года.

ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 4. Л. 118. Договора с группами верующих об имуществе церквей. 1921 год:
№7. Акт. Составлен настоящий акт о проверке церковного имущества, находящегося в церкви во имя пророка Илии, что в селе Ильинское Городище, представителем Лучинского волисполкома товарищем Власовым Михаилом, в присутствии группы верующих вышеназванной церкви. При проверке по описи церковное имущество оказалось в целости, вновь приобретенных предметов для совершения религиозного культа не было. В чем и составлен настоящий акт за подписями вышепоименованных представителей. 2 декабря 1921 года... Полный текст

ЦГАМО. Ф. 660. Оп. 1. Д. 46. Л. 54. Протоколы изъятия ценностей из церквей Воскресенского уезда. 1922 год:
№516, 27 апреля сего года. Протокол изъятия ценностей из Ильинской на Городищах церкви 26 апреля 1922 года на основании Постановления ВЦИК от 23 февраля сего года и согласно мандата за №825 от Воскресенского Уисполкома представителями: церковный староста Тюриков, Коробочников, священники Орлов, Архангельский в присутствии представителей общины верующих (не заполнено). Изъятые для передачи в Горхран в фонд помощи голодающим ценности, согласно имеющейся при общине описи заверенной и при сем прилагаемой, при чем при приеме оказались следующие несоответствия против ценностей, указанных в описи... Полный текст

ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 295. Л. 46. Акты изъятия ценностей из церквей Воскресенского уезда. 1922 год:
Общая опись ценностей, изъятых из церкви Ильинской на Городищах комиссией Воскресенского района. 1. Шест мест от Евангелия. 2. Один напрестольный серебряный крест. 3. Ковш. Общий вес – 1 фунт 3 золотника... Полный текст

ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 356. Л. 132. Договоры с религиозными общинами сел Воскресенского уезда. 1926 год:
Договор. Мы, нижеподписавшиеся, граждане Ильинского религиозного общества, имеющие в нем свое местожительство, заключили настоящий договор с Воскресенским Уездным Исполнительным Комитетом в лице его полномочного представителя начальника Воскресенской городской милиции товарища Ануфриева П. В. в том, что сего числа 20 месяца мая 1926 года приняли от Воскресенcкого Уездного Исполнительного Комитета в лице начальника Управления Милиции в бесплатное пользование находящееся в селе Ильинское на Городищах Лучинской волости здание культа, состоящее из каменного здания с каменной оградой с предметами культа по особой, нами заверенной своими подписями описи на нижеследующих условиях: 1. Мы, нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного имущества, а также за соблюдение всех иных, лежащих на нас но этому договору обязанностей... Полный текст

ОПИ ГИМ. Ф. 402. Д. 982. Л. 82об. Выписки Кислякова П. В. из «Указателя М. И. Александровского». 1932 год:
433. Ильинское, что на Городищах, 50 верст, на реке Истра. Городище здесь в некоторое степени сохранилось. Возводить начало этого селения надо к V или VI веку по Рождеству Христову. Первое имя, которое имело это селение, было Сурожик, имя известное по грамотам 1386, 1389 и 1436 годов. Приходится представить себе дело так, что сюда переселились некоторые жители Сурожа, то есть Судака в XIII веке. От 1288 года мы знаем, что Сурожцы имели cвою колонию даже во Владимире Волынском. Это была эпоха, когда старые торговые пути из «варяг в греки» оставлялись и появлялись новые из крымских Генуезких колоний через устье Дона по всей России. Сурожцам и мог отвести городище на Истре князь Даниил. После 1436 года имя Сурожик вовсе не попадается ни в каких письменных источниках... Полный текст

ЦГАМО. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 1190. Л. 178. Протоколы заседаний Мособлисполкома. 1934 год:
Постановление №2245 Президиума Мособлисполкома от 2 ноября 1934 года. Ходатайство Истринского РИКа о закрытии церкви так называемого Ильи Вельяминовского сельсовета. Принимая во внимание, что 1) здание церкви так называемого Ильи находится на участке, который передан строительству дома отдыха областного союза печатников, и культовое здание необходимо использовать под дом отдыха; 2) необходимые средства для переоборудования здания согласно прилагаемой сметы имеются (сметы в деле нет); 3) на расстоянии двух километров (в городе Истра) имеется другая действующая церковь – Президиум Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 года, постановляет: Разрешить Истринскому РИКу церковь так называемого Ильи Вельяминовского cельсовета закрыть, а здание использовать в указанных целях. С предметами культа поступить согласно того же постановления ВЦИК и СНК от 8.04.1929 года. Настоящее постановление объявить группе верующих, разъяснив порядок обжалования в двухнедельный срок Президиум ВЦИК через Мособлисполком. Предложить Истринскому РИКу не производить закрытия церкви впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома о вступлении в силу настоящего постановления.

ЦГАМО. Ф. 4570. Оп. 1. Д. 221. Л. 7-7об. Документы по закрытию церквей Истринского района. 1934 год:
Л. 7: Истринскому РИКу. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. Постоянная комиссия по вопросам культа. №2-МО от 17 декабря 1934 года. В Президиум Мособлисполкома. Ваше постановление от 2 ноября 1934 года о закрытии церкви Илии Вельяминовского сельсовета Истринского района вступило в законную силу, о чем объявите заинтересованному религиозному обществу. Постановление Президиума ВЦИК по данному вопросу будет выслано вам дополнительно. Л. 7об: Решение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О закрытии церкви Илии Вельяминовского сельсовета нам верующим означенного сельсовета известно, каковое мы одобряем и заверяем, что обжалования с нашей стороны не поступит.

ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263. Л. 1, 16-17. Закрытие церкви Илии в селе Вельяминово Истринского района. 1934 год:
Московскому облисполкому, прокурору республики. Выписка из протокола №1 заседания от 1 февраля 1935 года. Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Слушали: Постановление Президиума Московского облисполкома от 2 ноября 1934 года о ликвидации «Ильинской» церкви в селе Вельяминово Истринского района. №2-МО. Постановили: Постановление президиума облисполкома утвердить, указанную церковь ликвидировать. Секретарь ВЦИК А. Кисилев. Эскиз проекта дома отдыха союза Печатников на 250 отдыхающих (с использованием существующего здания церкви) на станции Истра. Архитектор Вахт. Две фотографии здания церкви с подписью Ревякина, 30.09.1934 года.

НИОР РГБ. Ф. 177. П. 44. Д. 13. Л. 59. Колобов В. М. Звенигород и окрестности. 1934 год:
Большак Звенигород-Истра все время идет лесом. Вправо большой болотно-торфяной массив «Баево болото». Еще через 2 километра влево покажется церковь Ильинского городища-погоста.

КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ
Показать

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1511. Л. 32об. Клировые ведомости церквей Воскресенской округи. 1776 год:
Московскаго уезду Загородския десятины села Ильинскаго церкви Святаго Пророка Илии деревяннаго здания не в ветхости, с престолом церковною утварью (не разборчиво). Исположенных в подчинении оной (не разборчиво) церкви ничего не имеется... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1519. Л. 44об-45. Клировые ведомости церквей Воскресенской округи. 1785 год:
Л. 44об: Воскресенской округи Загородской десятины село Ильинское, в нем церковь Рождества Христова с одним приделом, деревянная в твердости, утварью довольна. Л. 45: В том приходе крестьян мужеска пола 454, женска 621 душ. Раскольников записных не имеется... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1550. Л. 127об-128. Клировые ведомости церквей Воскресенской округи. 1804 год:
Л. 127об: Звенигородской округи село Ильинское церковь Рождества Христова с приделом Илии Пророка деревянная в твердости, утварью довольна. Л. 128: Оное село от Воскресенска в 2 верстах. Оное село экономическаго ведомства. Приходских дворов 120... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1581. Л. 48об-128. Клировые ведомости церквей Воскресенской округи. 1813 год:
Л. 48об: Звенигородской округи села Ильинскаго, что на Городищах церковь каменная Святаго Пророка Божия Илии, освящена сего 1813 года марта 2 дня, утварью довольна. Л. 49: В 1811 году бывая деревянная церковь згорела. Оное село от Воскресенска в 2 верстах... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1676. Л. 72. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1822 год:
Построена в 1813 году прихожанами, зданием каменная, вновь строящаяся и строением не докончена, ибо настоящей церкви не имеется. В трапезной освящен придел Пророка Илии.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 400. Л. 140. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1826-1827 годы:
Ведомость о церкви пророка Божия Илии с ея причтом и приходом, состоящей в Звенигородском округи в селе Ильинском, что на Городищах 1826 года. Построена в 1813 году тщанием прихожан. Зданием каменная вновь построенная. И строением в прошлом 1823 году докончена, в трапезе освящен придел во имя пророка Божия Илии, к которой трапезе с позволения Его Высокопреосвященства Преосвященнейшаго Митрополита Филарета приделан алтарь... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2156. Л. 15. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1842 год:
Ведомость о церкви пророка Божия Илии с причтом и приходом, состоящей в Звенигородском уезде в селе Ильинском, что на Городищах, 1842 года. 1. Построена в 1813 году тщанием прихожан. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней один во имя Пророка Илии. 4. Утварью церковною посредственна. 5. Причта положено по штату издавна: священник, диакон, дьячек и пономарь. 6. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2336. Л. 45. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1849 год:
Ведомость о церкви пророка Божия Илии с ея причтом и приходом, состоящей Звенигородскаго уезда в селе Ильинском, что на Городищах, 1849 года. 1. Построена в 1813 году тщанием прихожан. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней один во имя Пророка Божия Илии. 4. Утварью посредственна. 5. Причта положено по штату издавна один священник... Полный текст

ИАХМ «Новый Иерусалим». Ф. 4. Оп. 1. Д. 33. Л. 24. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1854 год:
1. Построена в 1813 году тщанием прихожан. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней один во имя Пророка Божия Илии. 4. Утварью посредственна. 5. Причта положено по штату издавна один священник, дьякон, дьячек и пономарь. 6. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной с писцовыми дачами 52 десятины... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2463. Л. 50. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1879 год:
Ведомость о церкви Святаго Пророка Илии, состоящей Звенигородскаго уезда в селе Ильинском, что на Городищах, 1879 года. 1. Построена в 1859 году иждивением почетнаго гражданина Павла Цурикова, при ней трапезная церковь, устроенная тщанием прихожан в 1813 году и в 1863 году перестроенная тем же гражданином Цуриковым. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка, покрыта железом, обнесена каменною с деревянными решетками оградою... Полный текст

Звенигородский ИАХМ. КП. 3147. Д. 303. Л. 1. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1905 год:
Ведомость о церкви Святаго Пророка Илии, состоящей Звенигородскаго уезда в селе Ильинском, что на Городищах, за 1905 год. 1. Построена в 1859 году иждивением Почетнаго гражданина Павла Цурикова, при ней теплая трапезная церковь, устроенная тщанием прихожан в 1813 году, перестроенная тем же гражданином Цуриковым в 1863 году. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка и крыта железом, обнесена каменною с деревянными решетками оградою... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 80 (18). Л. 40. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1916 год:
1. Церковь построена в 1813 году тщанием прихожан. Главный храм в 1859 году, а приделы в 1863 году перестроены тщанием почетного гражданина Павла Сергеевича (ошибка, Григорьевича) Цурикова. 2. Зданием каменная таковою же колокольнею, обнесена каменною с деревянной решеткой оградой. 3. Престолов три: главный – холодной во имя Святого Пророка Илии... Полный текст

Частный архив. Л. 58. Клировая ведомость церкви села Ильинское. 1918 год:
Ведомость о церкви Святаго Пророка Илии, состоящей Звенигородскаго уезда Московской епархии в селе Ильинском, что на Городищах, за 1918 год. 1. Церковь построена в 1813 году тщанием прихожан. Главный храм в 1859 году, а приделы в 1863 году перестроены тщанием почетного гражданина Павла Цурикова. 2. Зданием каменная таковою же колокольнею, обнесена каменною с деревянной решеткой оградой. 3. Престолов три: Главный во имя Святаго Пророка Илии... Полный текст

СВЕДЕНИЯ О КЛИРЕ
Показать

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1511. Л. 32об. Клировые ведомости церквей Воскресенской округи. 1776 год:
Священник Петр Дмитриев, 34 лет. Дьячек Петр Артамонов, посвящен в стихарь, 20 лет. Пономарь Артамон Андреев, посвящен в стихарь, 52 лет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1519. Л. 44об-45. Клировые ведомости церквей Воскресенской округи. 1785 год:
Священник Николай Степанов грамоту имеет, 56 лет. Диакон Прохор Николаев грамоту имеет, 31 лет. Дьячек Петр Артамонов, посвящен в стихарь, грамоту имеет, 27 лет. Пономарь Артемон Андреев, посвящен в стихарь, указ имеет, 59 лет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 718-719. Ревизские сказки церковнослужителей Московской епархии. 1795 год:
417. 17 апреля, Воскресенской округи село Ильинское, что на Городищах, церковь Пророка Илии: священник Петр Дмитриев, (37 лет), умер в 1794 году, престарелый священник Дмитрий Иванов, (66 лет), умер в 1793 году, дьякон Петр Артамонов, 38 лет (28 лет), пономарь Артем Андреев, (56 лет), умер в 1785 году, священник Николай Стефанов, 64 лет (–), диакон Прохор Николаев, 40 лет (–), пономарь Алексей Никифоров, 18 лет (–). Оная церковь одноприходная. В скобках указан возраст при прошлой ревизии.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 512. Л. 80. Ведомость о клире церквей Московской епархии. 1801-1802 годы:
Ильинское. Церковь Рождества Христова с приделом Илии пророка, деревянная, тверда. Священник Николай Стефанов, 74 лет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1550. Л. 127об. Клировые ведомости церквей Воскресенской округи. 1804 год:
Священник Николай Степанов, посвящен в 1772 году, грамоту имеет, 77 лет. Диакон Прохор Николаев, посвящен в 1785 году, грамоту имеет, 50 лет. Дьячек Петр Артамонов, посвящен в 1773 году, ставленую грамоту имеет, 45 лет. Пономарь Моисей Леонтьев, посвящен в 1799 году, грамоту имеет, 27 лет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1552. Л. 66. Ведомость о клире церквей Московской епархии. 1806 год:
Ильинское. Священник Николай Стефанов, 78 лет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 544. Л. 755-755об. Ревизские сказки церковнослужителей Московской епархии. 1811 год:
372. Ильинское на Городищах, церковь Ильинская: священник Николай Степанов, (67 лет), умер в 1807 году, священник Николаев, 35 лет (19 лет), диакон Прохор Николаев, (48 лет), переведен в Москву, диакон Дмитрий Яковлев, 28 лет (–), дьячек Петр Артамонов, (38 лет), умер в 1807 году, дьячек Василий Михайлов, 22 лет (–), пономарь Моисей Леонтьев, 36 лет (–), пономарь Алексей Никифоров, (18 лет), выбыл в 1798 году. Оная церковь издревле одноприходная, 124 двора, 561 душа мужскаго пола. В скобках указан возраст при прошлой ревизии.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1581. Л. 48об, 49об, 50об. Клировые ведомости церквей Воскресенской округи. 1813 год:
Л. 48об: Священник Александр Николаев, произведен в 1799 году, произведен во священники сей церкви в 1807 году, ставленую грамоту имеет, 40 лет.Л. 49об: Диакон Федор Лукин произведен в 1803 году, ставленую грамоту имеет, переведен в оное село в 1813 году, 33 лет. Дьячек Василий Михайлов переведен в оное село в 1811 году, 22 лет. Л. 50об: Пономарь Моисей Леонтьев, определен в 1799 году, ставленую грамоту имеет, 35 лет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1600. Л. 7. Ведомость о клире церквей Московской епархии. 1816 год:
Ильинское. Священник Александр Николаев, 39 лет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1608. Л. 7. Ведомость о клире церквей Московской епархии. 1817 год:
Ильинское. Священник Александр Николаев, 40 лет.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 400. Л. 140об, 141об. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1826-1827 годы:
Л. 140об: Священник Александр Николаев Делфинский, произведен в 1807 году июня 6 дня к означенной церкви, ставленую грамоту имеет. Диакон Василий Михайлов Соколов, ставленую грамоту имеет. Дьячек Василий Михайлов, ставленую грамоту имеет. Л. 141об: Пономарь Моисей Леонтьев Гумилевский, ставленую грамоту имеет.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 513. Л. 15. Рапорты о выборах церковных старост. 1829-1833 годы:
Звенигородской округи села Ильинскаго, что на Городищах церкви Пророка Божия Илии диакона Василия Михайлова с причтом и приходскими людьми. Приговор. Мы нижеподписавшиеся с общаго нашего приговора при посредстве благочиннаго на 2-е трехлетие избрали к Ильинской нашей церкви в церковнаго старосту Экономическаго ведомства Вельяминовой волости деревни Котеревой крестьянина Артемия Стефанова, яко известнаго нам в добром своем поведении и к прохождению оной должности способнаго. Диакон Василий Михайлов.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2156. Л. 16об, 17об. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1842 год:
Л. 16об: Священник Алексей Иоаннов Розанов, 1830 года генваря 23 дня посвящен во священника на настоящее место, ставленую грамоту имеет, 37 лет. Диакон Василий Михайлов Соколов, произведен в 1823 году на настоящее место, ставленую грамоту имеет, 43 лет. Дьячек Василий Михайлов Пономарский, 52 лет. Л. 17об: Переведен на настоящее место 1809 года июня 21 дня, ставленую грамоту имеет. Пономарь Моисей Леонтьев Гумилевский, определен на настоящее место и в стихарь 1799 года мая 2 дня, ставленую грамоту имеет, 67 лет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2336. Л. 46об-48. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1849 год:
Л. 46об-47: Священник Алексей Иоаннов Розанов, 44 лет, определен в сию церковь 1830 года 23 генваря. Диакон Симеон Филиппов Смирнов, 26 лет, произведен к сей церкви во диаконы 1845 года 6 декабря. Дьячек Петр Иванов Смирнов, 19 лет, определен во дьячка к сей церкви 1848 года 8 ноября. Л. 47об-48: Пономарь Моисей Леонтьев Гумилевский, 74 лет, определен на настоящее место и в стихарь 1799 года мая 2 дня.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 2366. Л. 29об. Реестр исходящих документов Звенигородского духовного правления. 1851 год:
№168. 1851 года марта 12 дня. Указ о бытии церковным старостой в церкви села Ильинскаго крестьянину деревни Трусовки Анисиму Михайлову.

ИАХМ «Новый Иерусалим». Ф. 4. Оп. 1. Д. 33. Л. 25об-27. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1854 год:
Л. 25об-26: Священник Иоанн Григорьев Покровский, 27 лет, определен в сию церковь 1850 года 16 июля, ставленую грамоту имеет. Диакон Симеон Филиппов Смирнов, 31 года, произведен к сей церкви во диаконы 1845 года 6 декабря, ставленую грамоту имеет. Дьячек Петр Иванов Смирнов, 24 лет, определен во дьячки к сей церкви 1848 года 8 ноября, ставленую грамоту имеет. Л. 26об-27: Пономарь Феодор Феодорович Преображенский, 32 лет, переведен на настоящее место 1852 года 14 октября, ставленую грамоту имеет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2463. Л. 51об-53. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1879 год:
Л. 51об-52: Священник Михаил Стефанов Хотьковский, 53 лет, переведен на настоящее место 1865 года 31 июля, грамоту и указ о переведении имеется. Пономарь Никита Иоаннов Парусников, 58 лет, Л. 52об-53: переведен на настоящее место, посвящен в стихарь в 1873 году 16 ноября, грамоту и указ о переведении имеется.

Карточка Московские церковные ведомости. – 1888, №8. Официальный отдел. С. 29-30:
«Росписание церквей и причтов, утвержденное Святейшим Синодом, указом онаго от 5 января 1888 года за №49». С. 29: Звенигородский уезд (выборка церквей Истринского района). Ильинская, села Ильинскаго на Городищах, церковь, священник и псаломщик.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 3100. Л. 170об-171. Расписание приходских церквей и причтов. 1890-1900 годы:
Илии Городище: 204 двора, 690 мужских душ, 52 десятины земли, % 117 рублей. Существующий причт – священник, псаломщик. Предполагаемые изменения – без изменений.

Карточка Московские церковные ведомости. – 1911, №3. С. 75:
23 декабря 1910 года, в пять часов утра, три удара большого колокола возвестили прихожанам церкви села Ильинскаго, что на Городищах, Звенигородскаго уезда, о кончине их духовнаго отца, священника отца Димитрия Васильевича Гилярова. Покойному далеко нет и пятидесяти лет. Тяжкий недуг давно подтачивал его силы и наконец сразил его. Двадцать два года священствовал отец Димитрий при названной церкви. Не особо долгое было его служение, но оно было многополезно для блага Православной Церкви. Само по себе трудное, это служение тем более было многотрудно, что покойному приходилось нести его, имея надломленное здоровье... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 80 (18). Л. 42об-44. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1916 год:
Л. 42об-43: Священник Иоанн Иоаннович Орлов, 35 лет. В 1914 году награжден набедренником. Получает в год казенного жалования 300 рублей, от прихода проценты 396 рублей 60 копеек. За преподавание закона Божия 150 рублей. Перемещен на настоящее место 1911 года 3 февраля. Приведены еще сведения об образовании, семье и другие данные. Л. 43об-44: Псаломщик Илья Стефанович Мошков, 61 года. Получает казенного жалования сто рублей, от прихода процентов 132 рубля 20 копеек. Перемещен на настоящее место 1902 года 17 сентября. Церковный староста Филипп Антонович Тюряков, 51 года. Из крестьян деревни Буньково. Приведены еще сведения об образовании, семье и другие данные.

Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети XX века. – Тверь, 2013. С. 189, 213, 340:
С. 189: Мошков Илья Степанович – псаломщик, церковь Илии Пророка села Ильинское на Городищах Звенигородского уезда, 61 года, Звенигородское духовное училище. // ЦИАМ. Ф. 1371. Д. 18. 1916 год. Послужной список. Л. 43об-44. С. 213: Орлов Иван Иванович – священник, церковь Илии Пророка села Ильинское на Городищах Звенигородского уезда, церковь Троицы Живоначальной села Троицкое на Истре, 1881-1938, Московская духовная семинария. // ЦИАМ. Ф. 1371. Д. 18. 1916 год. Послужной список. Л. 42об-43; Ф. 2303. Д. 230. 1923 год. Наградной список. Л. 49; ЦАГМ. Ф. 1215. Д. 356. 1926 год. Список. Л. 135–136. С. 340: Тюруков Филипп Антонович – ктитор, церковь Илии Пророка села Ильинское на Городищах Звенигородского уезда, 51 года, неграмотен. // ЦИАМ. Ф. 1371. Д. 18, ч. 1. 1916 год. Послужной список. Л. 43об-44.

 
CВЕДЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Показать

Сайт «Храмы России»:
Кирпичный одноглавый храм в псевдорусском стиле, сооруженный в 1859 году при помощи купца
П. Г. Цурикова, близкий к образцовым проектам. Трапезная с Покровским и Сергиевским приделами и колокольня в стиле классицизма остались от прежнего здания 1813-1820 годов. Был закрыт в 1934 году, сломан в 1938 году.

Бокарев А. Православные храмы Истринского района Московской области. – 2001:
Церковь Ильинского погоста известна уже в 1584 году. Тогда это был деревянный клетский храм. Уцелел он и в Смутное время. Строительство каменной церкви на погосте началось в первой четверти XIX века. Первоначально выстроили теплую трапезную, завершенную в 1813 году. Строительство главной церкви задержалось – ее заложили только в 1820 году. В середине XIX века церковь была перестроена на средства почетного гражданина Павла Григорьевича Цурикова. Главный храм вновь освятили в 1859 году, приделы – в 1863 году. Помимо главного холодного престола во имя Ильи Пророка, в теплой трапезной церкви освятили приделы во имя Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. К церкви были приписаны часовни в Давыдовском и Лукине. Церковный двор окружала каменная ограда, в которой стояли сторожка и церковно-приходская школа. Приход погоста был довольно многолюден – более 1600 прихожан перед революцией. В его границы входили сельца и деревни Буньково, Вельяминово, Глинки, Горицыно, Давыдовское, Котерево, Котово, Кречково, Лукино и Трусово. Здание, видимо, не сохранилось. Церковь была цела еще в 1934 году. Большой интерес представляло собой городище, на котором выстроен погост. Это поднимающийся над долиной реки холм, укрепленный с напольной стороны двумя рядами валов.

Блог «Летопись русской усадьбы:
Ильинское городище – первый средневековый город на истринской земле. На Ильинском погосте, где до конца 1930-х годов находился храм, в свой расцвет существенно реконструированный благодаря уникальному меценату Павлу Цурикову, который сделал для Русской Палестины и для Московской губернии в целом столько, сколько не может себе позволить сейчас, пожалуй, ни один богатый человек. Сейчас это заброшенная территория пансионата Берёзки. На месте храма лежит обезглавленная скульптура Максима Горького. Жители растаскивают культурный чернозем по своим огородам, только снег скрывает белокаменные надгробия. И все это в паре километров от туристского кластера «Русская Палестина».

Сайт филиала ООО «Цифра 1» :
Воспоминания Людмилы Ивановны Каралюнец. Было много церквей и вокруг города – каменные храмы были в селе Дарна (здесь служил до войны отец Дмитрий, отец жены моего брата), деревянные церкви были в селах Вельяминово и Никулино (сгорели в войну).

 
ТЕКУЩАЯ РАБОТА
Показать

С. Носиков 12.06.2012:
Весной этого года моя одноклассница Людмила Кузьмина сообщила, что ее двоюродная сестра Ирина Викторовна Павлова, которая летом проживает в деревне Глинки, знает где стояла разрушенная церковь на Ильинском погосте. Оказалось, что рядом с Ириной Викторовной живет Константин Федорович Алексеев, 1925 года рождения. Пройдя вместе с ним на территорию бывшего дома отдыха газеты «Правда», старожил стал искать бывший поповский дом. От бывшего поповского дома Константин Федорович без труда вывел меня к месту бывшей Ильинской церкви. Рядом растет большая береза, возраст которой около сотни лет. На указанном месте бывшей церкви лежит разрушенный бетонный памятник Максиму Горькому. На вопрос, когда же сломали церковь, Константин Федорович точно не ответил, но предположил, что примерно в 1935 году начали потихоньку разбирать. Старожил также вспомнил как звали церковного старосту – Петр Филиппович Семенов.

Константин Федорович Алексеев, большая береза и остатки памятника на месте бывшей Ильинской церкви:


© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

С. Носиков, С. Мамаев 10.08.2012:
В рамках договоренности с благочинным Истринского округа вместе с нами на месте бывшей церкви на Ильинском погосте побывал настоятель Покровского храма села Покровское-Рубцово (поселок Пионерский) отец Максим (Сычев) с целью возможной установки там памятного креста.

С. Мамаев 28.11.2012:
Из источника, пожелавшего остаться неизвестным, поступила следующая информация: 1. В храме был большой и высокий подвал. 2. Во время разорения храма трое неизвестных (один из них местный) срывали со стен иконы, разбивали оклады. 3. Тогда же с колокольни скидывали колокол, а местные жители стояли и смотрели на это бездейственно.

С. Носиков, С. Мамаев 25.01.2013:
Подготовлена статья «Ильинская церковь погоста Ильинское на Городище», которой в газете Истринского благочиния «Духовная нива» продолжается цикл наших публикаций о разрушенных храмах по материалам, собранным в рамках проекта «Утраченный Божий Дом».

П. Малкин 30.01.2013:
В деле Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263), посвященном закрытию в 1934-1935 годах Ильинской церкви в селе Вельяминово Истринского района и последующему использованию территории под строящийся Дом отдыха союза печатников, имеется эскиз проекта планировки территории и две фотографии церкви за подписью Ревякина, датированные 1934 годом. На плане имеется П-образный корпус, в центральную часть которого встроено здание бывшей Ильинской церкви. Однако, этот проект так и не был реализован.


Из дела ГАРФ
Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263

Из дела ГАРФ
Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263

С. Мамаев 25.02.2013:
Подготовлена статья «Ильинская церковь на погосте Ильинское-Городище», которой в газете Истринского благочиния «Духовная нива» продолжается цикл наших публикаций о разрушенных храмах по материалам, собранным в рамках проекта «Утраченный Божий Дом».

С. Носиков, С. Мамаев 10.05.2013:
В соседней с местом бывшего Ильинского погоста деревне Котерево удалось поговорить с Валентиной Ильиничной Даниловой (Кузьминовой), 1929 года рождения. Зимой живет в Москве, на летний период приезжает сюда. Ильинскую церковь на погосте Валентина Ильинична хорошо помнит, опознала ее по снимку. В этой церкви ее крестили. Подтвердила, что вокруг церкви был забор, а рядом располагалось кладбище. Еще вспомнила, как она с другими деревенскими детьми лазала в церковный сад за яблоками. Церковь находилась за ныне разрушенным памятником Горькому. Ломали церковь в 1937 году под строительство Дома отдыха. Перед этим ее отец Илья Тимофеевич Кузьминов принес домой церковную икону. Во время оккупации немцы икону из дома выбросили, но не забрали. Вернувшись в дома семья Валентины Ильиничны нашла ее в снегу перед своим домом. Икона в семье сохранилась до сих пор, после смерти бабушка завещала, чтобы икону дети и внуки отдали в храм. Посоветовали не дожидаться и самой отдать икону в Покровскую церковь в Рубцове. Поповский дом бабушка тоже узнала по фотографии. Сказала, что в нем жил батюшка с семьей. В доме раньше первый этаж был каменный, а второй – деревянный, а лестница наверх была снаружи дома. Лишь позднее сделали и второй этаж из кирпича и убрали лестницу внутрь. У местного священника было две дочери, она с ними дружила в детстве. Бабушка сказала, что года три назад в Котерево приезжали эти две дочери и искали Валентину Ильиничну, но ее в тогда в деревне не было. Так они и не встретились. Видимо, женщины приезжали издалека, так как больше они в этих местах не появлялись.

Валентина Ильинична Данилова, поповский дом и место бывшего Ильинского храма (за памятником):


© 2013, С. Носиков

© 2013, С. Носиков

© 2013, С. Мамаев

С. Мамаев 17.01.2014:
Выполнил чистку плана дома отдыха союза печатников, планируемого к постройке с использованием здания Ильинской церкви на погосте Ильинское-Городище. На отдельном рисунке представлен фрагмент того же плана с выделенными красным цветом стенами бывшей Ильинской церкви.


Из дела ГАРФ
Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263

Из дела ГАРФ
Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика