На северо-западе Истринского района, в пяти километрах от бывшего храма в Нижневасильевском, речь о котором шла в предыдущем номере, находится ныне деревня Назарово, в которой до середины XX века стояла небольшая деревянная Троицкая церковь, ныне также утраченная.
В начале XVII века на месте нынешней деревни находилась пустошь Назарово, которая позже была заселена крестьянами и дворовыми людьми. В 1700 году по прошению трех братьев Клокачевых в Назарове была освящена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, а сельцо с тех пор нередко стало упоминаться в архивных документах как «Троицкое, Назарово тож». За свою историю село Назарово сменило множество владельцев, неоднократно его продавали, закладывали и передавали по наследству.
В 1759 году деревянный храм в селе отремонтировали, а чуть позднее, возможно, и вовсе перестроили, так как в документе 1920 года Троицкую церковь датировали второй половиной XVIII века. Однако в клировых ведомостях за 1916 год указано, что она «построена в котором году и тщанием кого неизвестно». Церковь была «зданием деревянная с таковою же колокольнею. Престолов в ней один во имя Святыя Живоначальныя Троицы, холодный». С первой половины XIX века церковь была лишена особого причта и приписана к храму Рождества Богородицы в селе Васильевское (ныне деревня Нижневасильевское).
В 1856 году благочинный Василий Хотьковский, он же настоятель храма Рождества Богородицы в Васильевском, докладывал епархиальному начальству, что командир дружины 4-й роты Московского государственного подвижного ополчения поручик Скрипицын пожертвовал в Троицкий храм в Назарове ротный образ Спасителя в серебряном вызолоченном окладе и киоте из красного дерева.
В апреле 1875 года владелица села Елизавета Алексеевна Мейен подала в Московскую Духовную Консисторию прошение о постройке нового каменного храма: «Церковь будучи построена с давних пор, пришла в настоящее время в ветхость и нуждается не в ремонте, а в окончательной перестройке оной. Движимая чувством христианского усердия и ревнуя о благочестии местного населения, я изъявляю готовность за свой собственный счет построить в селе Назарово каменную церковь вместо существующей деревянной».
Но все же, по неизвестным причинам, каменный храм в селе так и не был построен. Согласно страховой карточке, составленной в 1910 году, деревянную церковь Живоначальной Троицы в Назарове оценивали всего в 1200 рублей. Перед революцией службы в храме проводились изредка силами настоятеля храма соседнего села Васильевского отцом Александром Соколовым. Он же исполнял должность законоучителя в земской школе в Назарове. Перед революцией в Назарове проживали 110 мужчин и 148 женщин в 46 дворах.
Судьба Троицкой церкви в первые годы после революции пока не выяснена. Сохранился лишь документ конца 1920-х годов, полученный Новопетровским волисполкомом: «В Музейный отдел МОНО поступило сообщение о том, что в селе Назарово была произведена ликвидация церковной общины. Причем все музейное имущество было вывезено неизвестным учреждением в Москву. Не имея никаких сведений по этому вопросу и не поручая никакому учреждению вывоза музейного имущества, Музейный отдел просит немедленно выслать копию акта, по которому было передано это имущество». Других сведений об этом печальном факте и продолжения данной истории пока не найдено.
В 1929 году в журнале «Деревенский безбожник» появилась статья о передаче церковного здания под клуб: «У нас в селе Назарово Ново-Петровской волости Воскресенского уезда был поднят весной 1928 года вопрос об использовании церкви под клуб. Церковь пустует и требует ремонта, кирпич из церковной ограды и фундамента церкви тащат сами верующие и исчезают ценные вещи. На расширенном заседании сельсовета, совместно с ячейкой комсомола и активом, было решено произвести капитальный ремонт и сделать церковь удобной для помещения клуба, а средства изыскать от продажи церковного имущества». Когда храм действительно передали под клуб, доподлинно не известно, но в 1932 году Троицкая церковь еще входила в список архитектурных памятников района.
Некоторые сведения об уничтоженном храме в селе Назарово удалось узнать у местных старожилов, однако в некоторых высказываниях их слова противоречат друг другу. Живущая в Назарове с 1949 года Серафима Семеновна Капутина рассказала, что клуб, переоборудованный из церковного здания, разобрали в начале 1950-х годов. Другая пожилая жительница, Екатерина Кузнецова, сообщила, что Троицкая церковь была деревянная, небольшая, с одним куполом. Стояла она «на хуторе», рядом было кладбище и в барском саду – школа, которую сожгли немцы во время оккупации. По словам еще одного старожила, Елены Филипповны Лаврентьевой, до войны церковь переоборудовали под клуб, а в послевоенные годы перевезли это здание в деревню Курово.
Сейчас на месте бывшей церкви находится частный участок и двухэтажный дом. При осмотре местности по периметру участка с одной стороны у забора удалось обнаружить довольно много битых кирпичей, возможно, от фундамента разрушенной церкви.
В 2013 году, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, рядом с местом бывшей Троицкой церкви в Назарове планируется установка креста и информационного щита в память уничтоженного храма.
Никольские часовни в деревнях Падиково и Покровское
В Истринском крае, как и во многих других местах России, часто встречается посвящение часовен и приделов церквей Святителю Николаю Чудотворцу, что подчеркивает особую любовь верующих к этому святому. Издавна существует Никольский придел и в Благовещенской церкви села Павловская Слобода, к которой были приписаны в начале XX века сразу 11 часовен (очень редкий, а для нашего региона уникальный случай такого количества приписных часовен). Сегодня речь пойдет только о двух из них, посвященных именно Святителю Николаю Мирликийскому, в соседних деревнях на юго-востоке Истринского района – Падиково и Покровское.
О часовне в деревне Падиково сохранилось весьма интересное и необычное по своему содержанию архивное дело. В нем сказано, что в 1909 году «крестьяне деревни Падиковой самовольно, без всякаго разрешения выстроили посреди деревни новую деревянную часовню». Об этом священник из Павловской Слободы отец Георгий Фивейский написал в Московскую Духовную Консисторию, после чего было проведено духовным следователем дознание и выяснилось, что «крестьяне действительно не знали существовавшего и существующего порядка при подобных стройках. Ошибка сия с их стороны вполне естественна потому, что в деревне, собственно говоря, есть уже часовня меньших размеров, хотя она официально и не значится. Ее то, как изветшавшую, крестьяне задумали заменить новою». Как давно была выстроена предыдущая часовня, установить не удалось.
По существующим нормам решением Московской Духовной Консистории часовню могли приказать снести, но так как жители деревни потратили на строительство около 400 рублей, они просили «разрешить сию постройку законной». И в ноябре 1909 года крестьяне подали официальное прошение: «Покорнейше просим Московскую Духовную Консисторию разрешить нам достроить в нашем селении – деревне Падиковой Павловской волости Звенигородскаго уезда – деревянную часовню во имя Святителя и Чудотворца Николая в память рождения его Императорскаго Величества Наследника Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича». К прошению был приложен рисунок устроенной часовни (именно рисунок, а не чертеж профессионального архитектора), а на нем было указано, что часовня была деревянная, покрытая железом, в длину и ширину по 5 аршин, выстроена «посредине селения на разстоянии от фасадных построек 7 саженей с одной стороны и с другой 11 саженей».
Рассмотрев дело, Консистория вынесла необычное решение: чертеж в Строительное отделение на утверждение не посылать, так как была большая вероятность, что его не утвердят, а тогда «часовня должна бы подлежать сломке, а построившие оную – суду». Предписать сломать вновь выстроенную часовню со стороны Епархиального начальства значило бы «нанести православию данной местности такой религиозный вред, последствия которого сейчас с точностью не возможно и предвидеть». Между тем, как говорилось в прошении, «в часовне есть нужда для служения мирских общественных молебствий во время крестных ходов и для хранения в ней святынь, приносимых из приходскаго храма иногда даже на ночь, за дальностию разстояния, а равно и для помещения в сей часовне умерших от заразных болезней в целях предохранения их семейств от заражения». А потому Консистория приказала: «выстроенную часовню оставить, предписав писать ее в клировых ведомостях».
Предписание было выполнено, в 1916 году часовня показана в числе приписных к Благовещенской церкви в Павловской Слободе. За шесть лет до этого, в 1910 году в страховой карточке, приписную деревянную часовню в Падикове оценивали в 400 рублей. Последний архивный документ, в котором упоминается Никольская часовня, относится к 1924 году: «Декабря 21 дня. Протокол №16 общего собрания граждан деревни Падиковой. Большинством голосов против двух постановили купить масло в часовню на средства общества». К сожалению, других документов пока не обнаружено, хотя часовня, по словам старожилов, оставалась целой еще много лет и «пережила» войну.
Установить точное место расположения бывшей часовни удалось с помощью старожилов деревни. Мария Степановна Малышева вспоминала: «Часовня была небольшая, деревянная, бордового или коричневого цвета. Стояла на углу улицы, откуда уходила дорожка на пруд. После войны в ней размещалось правление колхоза – сидели председатель и счетовод». Когда и кем часовня была разрушена, она не знает, но примерно в 1950 году еще существовала. Другой старожил, Валентина Алексеевна Морина, подтвердила указанное место расположения часовни и то, что она была деревянная и небольшая. Но как была разрушена, тоже вспомнить не смогла.
Указанное женщинами место находится ныне на территории частного участка дома №34. Хозяйка этого дома тоже слышала о часовне, но указала немного другое место (через дорожку). Из разговора с местными жителями стало известно, что часовню в деревне хотели лет десять назад восстановить, но занимавшийся этим местный житель Александр Щучкин умер, и идея не осуществилась. Новую часовню задумывали поставить не на прежнем месте, а на свободном участке. Будем надеяться, что со временем найдется желающий воплотить в жизнь идею строительства новой часовни.
В одном километре на юг от Падикова, по другую сторону Новорижского шоссе, находится более крупная деревня Покровское – административный центр сельского поселения Обушковское. Когда-то здесь также находилась Никольская часовня, о которой уже мало кто из местных жителей помнит. О ней сохранилось не так много сведений. В 1895 году Московская Духовная Консистория разрешила постройку «вместо ветхой деревянной часовни новой каменной в деревне Покровской прихода Благовещенской, села Павловского, церкви Звенигородского уезда». О предыдущей деревянной часовне никаких данных пока найти не удалось.
Новую часовню освятили во имя Святителя Николая «в память восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Самодержавного Великого Государя Императора Николая II». В страховой карточке Благовещенского храма, составленной в 1910 году, приписную каменную часовню в Покровском оценивали в 1000 рублей. Это немалая сумма для того времени, свидетельствующая о крепости постройки. Без указания посвящения указана часовня и в клировой ведомости 1916 года, а также в акте осмотра часовен представителем Павловского волостного совета Воскресенского уезда в декабре 1921 года.
Установить место бывшей часовни опять же помогли старожилы. В прошлом году Вера Осиповна Онегина в разговоре с нами вспомнила, что «часовня была небольшая, кирпичная, находилась на возвышении у дороги, где ныне стоит частный дом». Второй старожил, Мария Дмитриевна Глазкова, рассказала, что лично помнит часовню и описала то же самое место – на территории частного участка дома №26 по Центральной улице. Часовня располагалась на небольшой горке, с которой зимой местные ребятишки катались на санках. Вокруг росла сирень, рядом стоял старый домик. Теперь на этом месте находится частный участок с большим двухэтажным кирпичным домом. На вопрос о дате разрушения часовни женщины ответить точно не смогли, но сообщили, что до оккупации в 1941 году она еще существовала. Мария Дмитриевна предположила, что ее разрушили фашисты, которые были в деревне в течение пяти дней.
Из дела ЦИАМ
Ф. 203. Оп. 759. Д. 310
1909 год
|
Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 149. Д. 5
1895 год |
Статья в газете
«Духовная Нива»
Скачать |
|