Система Orphus

Назад

Три сохранившиеся часовни Истринского района
С. Мамаев Духовная Нива. – 2015, №4. С. 4-5

До Октябрьской революции на территории современного Истринского района существовали почти пятьдесят православных часовен. Подавляющее большинство их было уничтожено в годы безбожной советской власти, до наших дней, не считая некоторых часовен Ново-Иерусалимского монастыря, чудом уцелели лишь три из них: Сергиевская в деревне Загорье, Никольская в деревне Лучинское и часовня при храме в селе Полевшина. Все они были каменные и прежде находились в Звенигородском и Рузском уездах Московской губернии. Еще одна сохранившаяся часовня – Никольская в городе Воскресенск – уже в наши дни была перестроена в церковь.

Часовня Сергия Радонежского в деревне Загорье

Деревня Загорье находится в 30 километрах юго-западнее Истры, у границы с Рузским и Одинцовским районами. «При въезде в деревню со стороны Онуфриева возвышается небольшой, но высокий холм-горка, сама деревня лежит на склоне его, за горою – отсюда и название». В 1625-1626 годах деревня Загорье (Есипово) Тростенского стана Звенигородского уезда находилась в вотчине Ивана Ивановича Городчикова, который приобрел ее в 1622 году у Ивана и Леонтия Силуановичей Вражских. Авторы издания «Истринская земля» косвенно доказали, что первое упоминание о деревне находится в писцовой книге 1558-1560 годов.

В 1715 году в Загорье был возведен храм в честь Преподобного Сергия Радонежского. Годом позже его обложили данью, а в последующих 1717–1740 годах Сергиевская церковь писалась в приходных книгах под Звенигородской десятиной: «Церковь преподобнаго Сергия игумена Радонежскаго чудотворца в вотчине жильца Григорья Тулубьева в селе Загорье, дани 25 алтын 4 денги». Приход этой церкви состоял из 5 дворов: вотчинника Тулубеева и 4 крестьянских.

История Сергиевского храма в Загорье описана в одном единственном источнике – неизданной книге протоиерея Николая Скворцова о церквях Рузского уезда: «В 1773 году вотчинница полковница Татьяна Григорьева Чагина писала, что в сельце Загорье деревянная церковь Преподобного Сергия пришла в обветшание, вместо нее она желает построить в тоже наименование каменную церковь с колокольнею». В июле 1775 года архиепископ Московский Платон велел приписать к селу Загорье сельцо Агарково и сельцо Ремянники из соседних приходов и выдать «храмозданную грамоту» на строительство каменного храма в Загорье.

Из клировой ведомости за 1776 год известно, что «села Загорье церковь преподобнаго Сергия чудотворца деревянная, в ветхости, утварью посредственна. Священник – Савва Яковлев (44 лет), дьячка и пономаря не имеется. Церковной пашенной и сенокосной земли имеется тридцать три десятины». В приходе числилось 50 дворов, в которых проживали 170 мужчин и 163 женщины.

В январе 1778 года благочинный доносил, что в селе еще не строится новая каменная церковь, а стоит ветхая деревянная. Архиепископ Платон велел «Консистории подтвердить, чтобы нынешним летом церковь начата была, а если не начнут, то более строить воспретить». В 1778 году Чагина умерла, Загорье досталось ее сыну, майору Василию Ивановичу, который «обещал строить церковь, но летом 1778 года еще не сделал никаких к тому приготовлений». В ответ поступило распоряжение: «Строить оную без особливаго дозволения нашего не допускать». Потому приписные деревни остались в прежних своих приходах.

Ветхая деревянная Сергиевская церковь в Загорье сгорела 22 сентября 1784 года вместе с иконостасом, ризницей и прочею церковною утварью. А ковчег со Святыми Дарами, сосуды, три напрестольных Евангелия, запрестольный образ Богоматери и 20 церковных книг удалось спасти – их вынес во время пожара священник означенной церкви Савва Яковлев.

В Загорье и трех приписных деревнях (Ульево, Тимонино и Бочкино) тогда был 31 двор, церковной пашенной и сенокосной земли – 33 десятины. Ею священник не владел, а принадлежала она вотчиннику майору Василию Ивановичу Чагину, который священнику выдавал ругу. Архиепископ Платон 25 ноября 1784 года распорядился: «Как в селе Загорье число дворов меньше указаннаго и хотя дозволено было построить церковь, но чрез десять лет не построено, а ныне деревянная сгорела, то потому в селе Загорье более церкви не быть. И грамоту храмозданную отобрать (она сгорела в церкви), а приход приписать к Ануфриеву. Попу же с церковниками искать праздное место».

Церковь в бывшем селе больше не восстанавливали, но, по данным протоиерея Николая Скворцова, помещик штабс-капитан Иван Петров Егоров, приобретший Загорье в 1859 году, на месте алтаря сгоревшей церкви построил деревянную часовню. В 1886 году вместо нее была «сделана новая деревянная часовня крестьянином села Онуфриево Александром Осиповым Журавлевым». Дело о возобновлении часовни в Загорье в 1879-1886 годах прежде хранилось в ЦИАМ, а ныне утрачено.

В сентябре 1904 года Московская Духовная Консистория разрешила вместо ветхой деревянной построить на церковной земле при сельце Загорье Онуфриевской волости Рузского уезда новую каменную часовню. В том же году часовня была возведена по проекту архитектора Станислава Осиповича Карасинского. По данным клировой ведомости онуфриевского храма, к которому часовня была приписана, построили ее «на месте сгоревшей от молнии деревянной церкви вместо пришедшей в ветхость деревянной иждивением крестьянина деревни Загорье Егора Павловича Сорокина». Письменные источники того времени называют каменную часовню «закрытой», что может означать, что она имела преимущественно мемориальное значение и открывалась только по большим церковным праздникам и в дни памяти преподобного Сергия.

Мы не знаем, как выглядели деревянные часовни в Загорье, как и предшествующая им церковь. Зато сохранилась последняя кирпичная постройка в деревне Загорье. По словам старожила Валентины Никитичны Ивановой, часовня в Загорье в советские годы оставалась действующей, в ней всегда стояли иконы, только во время войны фашисты держали в ней лошадей. В деревне местные жители следили за часовней и продолжают это делать и поныне, ключи от нее передаются другому, когда умирает прежний смотритель. Еще женщина рассказала, что до войны два раза в год по деревне носили иконы – в дни памяти Преподобного. Для этого приезжал священник из Онуфриева, его звали отец Сергий. Перед войной он умер, а нового настоятеля к Успенскому храму в Онуфриеве так и не назначили.

Ныне Сергиевская часовня в Загорье приписана к церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Мансурово. Летом 2010 года в часовне провели небольшие ремонтные работы, хотя окончательно восстановление еще не закончено. Традиционно несколько раз в год причтом мансуровского храма в часовне служатся молебны. Некоторые жители Загорья считают, что часовня находится не на месте прежней церкви, а чуть в стороне, однако документальных подтверждений этим словам пока не найдено.

Часовня Николая Чудотворца в деревне Лучинское

Крупная деревня Лучинское, бывшее село, а ныне пригород Истры (находится к югу от станции Новоиерусалимская), принадлежит к древнейшим селениям Истринского района. Впервые оно упомянуто в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты примерно в 1339 году. Первые письменные сведения о деревянной церкви Николая Чудотворца в Лучинском встречаются в писцовой книге 1584-1586 годов: «За князем Семеном Ардасовичем Черкасским в поместье: село Лучинское на речке на Истрице, а в нем церковь Никола чюдотворец, древяна, клетцки».

В 1624 году в селе значилась Никольская церковь, построенная, видимо, после Смутного времени, с приделом святого Льва, епископа Катанского. Придел, вероятно, был освящен в честь небесного покровителя нового владельца села – стольника Льва Афанасьевича Плещеева. Храм был «древян, клетцки, а в нем образы, и свечи и на колокольнице колокола того же села крестьянское строенье, да на церковной земле во дворе поп Иван Афанасьев».

В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628-1677 годы лучинская церковь «писалась под Сурожскою десятиною», а затем – «под Загородскою». С 1679 по 1711 год полагалось «дани 29 алтын заезда гривна», с 1712 по 1740 год – «дани рубль 9 алтын». В конце XVII столетия в селе вместо обветшавшей старинной церкви была построена новая, освященная в 1692 году: «Ноября в 5 день, по благословенной грамоте дан антиминс ко освящению Николая чудотворца в Московском уезде, в село Лучинское; взял антиминс тоя ж церкви поп Максим (Петров)».

По землям прихода Лучинской церкви протекают речки - Маглуша и Малая Истра. Они сейчас они небольшие, а прежде в период весеннего половодья и отсутствия мостов люди испытывали затруднения, чтобы добраться в храм на службу. Прихожане «отдаленных» деревень подали прошение о сооружении новой церкви, которое было удовлетворено. И в 1743 году была построена каменная Покровская церковь в Рубцове, к которой отошла часть лучинского прихода.

Согласно клировой ведомости за 1785 год, церковь в Лучинском была «в твердости» и «утварью довольна». В приходе числилось 100 дворов, 480 мужчин и 370 женщин. В начале XIX века причт церкви составляли: священник Иоанн Осипов с 1773 года, дьячок Семен Андреев с 1787 года, пономарь Николай Иванов с 1799 года (все они служили до 1818 года). Должность диакона в 1801 году «по бедности прихода» была упразднена, до этого ее занимал Георгий Никитин. В 1812 году, после нашествия французов, церковь Николая Чудотворца осталась цела и неприятелем не тронута. Три дома причта также уцелели, однако священник Иван Львов лишился всего хлеба, который был посеян, и имения на 100 рублей.

Деревянную церковь Николая Чудотворца в селе Лучинское постигла та же печальная участь, что и Сергиевского храма в Загорье - она сгорела. Случилось это в 1818 году 23 апреля. Владелица села Елизавета Алексеевна Голохвастова восстановить ее не пожелала, прошение о постройке нового храма подал владелец сельца Глебово Федор Васильевич Окуньков: «Я как ближайший к той церкви прихожанин имею усердное желание в том селе Лучинском на прежнем месте построить каменную церковь во имя Успения Божиея Матери, а преждебывшей храм Николая Чудотворца и вновь Архистратига Михаила приделами поместить».

Мнения самих прихожан на этот счет разделились: одни желали восстановления храма, а другие хотели остаться в приходе Покровской церкви села Рубцово, куда их перевели после пожара. Консистория Окунькову храмозданную грамоту выдала, но «с тем, чтобы он построение производил на другом удобном вне селения месте». Каменная церковь в Лучинском так и не была возведена, а деревни прежнего прихода распределили между Покровским храмом в Рубцове и Богоявленским в Брыкове.

Пока остается неизвестным, как быстро была поставлена часовня на месте прежней церкви. Но в донесении об имеющихся в уезде часовнях 1841 года написано: «по причине сгоревшей в селе Лучинском церкви (деревянная)». А в июне 1875 года в Строительное отделение при Московском губернском правлении был представлен проект каменной часовни, предполагаемой к возведению на кладбище при сельце Лучинское. Проект, автором которого выступил архитектор Владислав Осипович Грудзин, нашли «составленным правильно», постройку разрешили. Вскоре строительство часовни было завершено, о чем в 1879 году докладывал в Консисторию священник села Рубцово Василий Скворцов.
В 1905 году причтом и прихожанами Покровской церкви села Рубцово в Консисторию было подано прошение о расширении приходского кладбища в сельце Лучинском. В материалах дела, в частности, упоминается и «благоустроенная крестьянами каменная часовня, в которой издавна совершаются поминовения усопших сродников». Не желая иметь новое кладбище вдали от существующего (и от «благоустроенной» часовни), причт и прихожане просили «прирезать к старому кладбищу» полдесятины. Прошение епархиальные власти удовлетворили.

Часовня Николая Чудотворца в бывшем селе Лучинское в годы советской власти была закрыта, до наших дней сохранились лишь ее стены. Их сохранность по внешнему виду представляется хорошей. Года два назад нашлись люди, изъявившие желание восстановить часовню, даже уже начали завозить материалы. Но процесс этот не так прост: требуются разрешения на проведение работ и различные согласования. Пока остается лишь надеяться, что часовня в Лучинском будет восстановлена. Желание это сделать у причта Покровской церкви поселка Пионерский (бывшее село Покровское-Рубцово) есть.

Часовня в селе Полевшина

Село Полевшина находится в 4 километрах севернее Истры, через него раньше проходил Клинский большак – дорога из Воскресенска в Клин, которая исчезла с созданием Истринского водохранилища. Прежде село именовалось Малинки и Никольское, а современное название получило от самых известных своих владельцев – Полевых. Впервые оно упоминается в 1584–1586 годах как «сельцо Малинки на речке на Веине», принадлежащее Богдану Ивановичу Полеву.

В 1672 году в Малинках (Никольском) была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами Архангела Михаила и сСвятителя Николая Чудотворца на средства владельца села, стольника Михаила Ивановича Полева. В 1692 году, по прошению Федора Михайловича Полева, патриарх благословил в селе Никольском строить каменную церковь. Процесс строительства храма растянулся на два десятилетия. Церковь была построена двухэтажная: в верхнем этаже находился престол во имя Казанской иконы Божией Матери, а нижний состоял из пристройки с престолом Святителя Николая Чудотворца и усыпальницы Полевых, которая расположилась под верхним храмом. Никольский придел освятили в 1694 году, а главный, Казанский храм – только в 1704 году.

В конце XVIII века селом Никольское-Малинки владела генеральша Матрена Павловна Салтыкова, а после нее – статский советник и камергер князь Александр Александрович Щербатов. В 1825 году из донесения местного священника Петра Григорьева стало известно, что князь Щербатов построил близ Казанской церкви каменную часовню «с учреждением кружки за его печатью» без дозволения епархиального начальства. Митрополит Филарет вынес свою резолюцию: «Поручить местному благочинному, отнестись к господину помещику, чтобы он ключ от кружки и заведывание сбора, как требует порядок, предоставил причту со старостою, и о построении дал сведение». «Часовня находилась по одну сторону от церковных ворот, а по другую стояла сторожка – по внешнему виду и размерам похожая на часовню, но без креста наверху. Именно эта сторожка, как принято считать, упомянута в рассказе Антона Павловича Чехова «Ведьма». Очевидно, что строительство часовни и стоящей рядом сторожки велось одновременно.

Часовня при Казанской церкви в Малинках не являлась каким-то примечательным строением, поэтому упоминается лишь в немногочисленных редких архивных документах. Первый из них относится к 1862 году, это сводная ведомость о церквях, в которой представлены лишь статистические сведения: «Казанская в Малинках, одноклирная, каменная. Одна часовня каменная». Вполне возможно, что полевшинская часовня даже не имела посвящения, но ни подтвердить, ни опровергнуть это пока не удалось. Следующий раз она упоминается в страховой карточке Казанской церкви в 1910 году: «Часовня каменная. Оценочная сумма 50 рублей». Причем в том же документе стоявшая рядом каменная сторожка оценена в 65 рублей.

С 1838 года Казанская церковь в Полевшине была приписана к храму Преображения Господня в селе Бужарово и своего причта не имела, службы в ней совершались лишь изредка. И только в 1908 году самостоятельный приход «с причтом из священника и псаломщика» в селе был восстановлен. Последний дореволюционный документ, в котором упоминается полевшинская часовня, – клировая ведомость Казанской церкви за 1916 год: «Приписных к сей церкви церквей нет, часовен – одна каменная, крыта железом и находится в разстоянии близком от церкви».

«В 1935 году храм Казанской иконы Божией Матери закрыли, а спустя три года устроили в нем столярную мастерскую. В 1940-х годах разобрали колокольню и ограду, вынесли из усыпальницы гробницы Полевых. Судьба их пока неизвестна. Храм использовали как гончарную мастерскую, зернохранилище и склад школы».

Здания Казанского храма, бывшей часовни и сторожки сохранились. Если церковь начали восстанавливать в 1998 году и рядом поставили деревянный храм, то до находящихся в сотне метров бывших церковных строений, ныне заброшенных, руки реставраторов пока не дошли. К сожалению, они еще даже не принадлежат Казанскому храму. И не просто понять – какая из двух сохранившихся построек была часовней. Ответ можно найти на рисунке С. М. Чехова (племянника знаменитого писателя), который изобразил оба строения, но одно из них (которое находится южнее) – с крестом.

Как видно из вышеизложенного, пока ни одна из трех сохранившихся часовен не восстановлена в полной мере, а две из них (Лучинское и Полевшина) и вовсе находятся в заброшенном, неприглядном состоянии. Хотелось бы надеяться, что в таком виде они будут находиться недолго. Ведь материальные затраты на восстановление этих святынь не сопоставимы с возрождением храмов. И, даст Бог, найдутся благодетели, которые обратят на наши часовни свое внимание.


© 2014, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

© 2015, С. Носиков

Статья в газете
«Духовная Нива»
Дата Скачать

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика