Система Orphus

Назад

Сонм золотых хоругвей
П. Малкин Духовная Нива. – 2013, №4. С. 5

«Колышется-плывет сонм золотых хоругвей, благословляет нас всех, сияет Праздниками, Святыми, Угодниками, Мучениками, Преподобными... Тяжелые, трудные хоругви. Их несут по трое, древки в чехлы уперты, тяжкой раскачкой движутся, – темные стрелы-солнца, – лучи из них: Успение, Благовещение, Архангелы, Спас на Бору, Спас-Золотая Решетка, Темное Око, строгое... Несут бородатые купцы, все в кафтанах, в медалях, исконные-именитые, – чуть плывут... Великая Глава Спаса: темная в серебре, тяжелая икона. На холстине Его несут. Певчие, в кафтанах, – цветных, откидных, подбитых, – и великое духовенство, в серебряных и злаченых ризах: причетники, дьяконы, протопопы в лиловых камилавках, юноши в стихарях, с рипидами: на золоченых древках лики крылатых херувимов, дикирии и трикирии, кадила... – и вот, золотится митра викарного архиерея. Поют «Царю Небесный». Течет и течет народ, вся улица забита. Уже не видно блеска, – одна чернота, народ. А на заборах сидят, глядят».

Так описывает крестный ход Иван Сергеевич Шмелев в своем произведении «Лето Господне» и хочется, нет, прямо тянет какая-то неведомая сила, встать, оторваться от будничной рутины и суеты и присоединиться, взять хоругвь или икону и идти, идти, ощущая себя частью чего-то большого, устремленного к Богу. «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, – говорил святитель Филарет, – что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную».

Что же такое Крестный ход? За ответом обратимся к образовательному порталу Слово» (www. portal-slovo.ru). Это внехрамовое богослужение, в котором верующие с молитвой и пением торжественно шествуют с большим выносным крестом и другими святынями. Крестные ходы бывают вокруг храма, как например, в Пасхальную седмицу; из одного храма или монастыря в другой или к какому-либо означенному святому или знаменательному для этой области месту. Название свое шествие получило от большого Креста, который неизменно несется во главе процессии. Следом крестоходцы несут Евангелие, чтимые иконы и другие святыни храма или обители, хоругви. Священнослужители и церковнослужители совершают крестный ход в богослужебных облачениях. Во время пути делаются остановки для чтения Евангелия и кропления молящихся святой водой.

Святитель Симеон Солунский объясняет: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, – то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное». Призывая, очищая и освящая все вокруг, крестные ходы имеют такое же благотворное влияние и на самих участников.

Из Ветхого Завета нам известны некоторые прообразы крестных ходов. Это путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю; семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном. И, конечно, сам Господь наш Иисус Христос показывал пример, когда шествовал в Иерусалим в сопровождении множества народа, который Ему восклицал: «Осанна сыну Давидову!» (Мф. 21,9).

В первые века своего существования Церковь не имела возможности открыто совершать торжественные шествия. Все ограничивалось перенесением мощей мученика, которые только под покровом ночи христиане могли забрать от места судилища и доставить к месту погребения. Так, например, тело священномученика Киприана, епископа Карфагенского, было перенесено ночью торжественной процессией со светильниками с места суда над ним к частному кладбищу прокуратора Макровия Кандидиана.

Позже, когда Церковь получила официальный статус в империи, появляются упоминания о торжественных шествиях в богослужении Иерусалимской церкви, описанные западной паломницей Этерией в конце IV века: «Ежедневно по окончании вечерни, которая совершалась в храме Воскресения, верующие с епископом во главе с пением гимна шли к храму, или, вернее, атриуму, находившемуся между храмом Воскресения и Голгофой».

Кроме этих исхождений ежедневных, связанных с суточной службой, в Иерусалиме во времена Этерии совершались и другие. Последние отличались особой торжественностью и были приурочены к известным дням в году. Например, в Лазареву субботу верующие собирались после полудня в Вифанию, в церковь, построенную на том месте, где Мария встретила Господа. Отсюда шли к гробу Лазаря и потом уже возвращались в Иерусалим, где в храме Воскресения служилась вечерня. Также накануне Великого Пятка целое ночное бдение проходило в таких торжественных шествиях по святым местам. Нетрудно заметить, что эти шествия напоминают наши крестные ходы, совершаемые вне связи с суточным богослужением по чрезвычайным поводам.

Но, крестные хода как шествия, в которых должны нести святой Крест появились только при Иоанне Златоусте. Из «Церковной истории» Сократа известно их чинопоследование: народ шел и пел псалмы, а священнослужители, по-видимому, шествовали с народом без каких-либо прошений. Сначала в противоположность еретикам «арианам», которые устраивали частые шествия, а позже и в дни общественных бедствий крестные ходы прочно вошли в жизнь православных христиан.

С течением времени крестные хода получили широкое применение и развитие в Византии. Всякое выдающееся событие в жизни Церкви вызывало общие молитвы и крестный ход: дни основания и освящения храмов, перенесение мощей и других священных предметов, в дни особых торжеств церковных и гражданских, в борьбе с еретиками и в других случаях. Особенно выделялись среди них так называемые покаянные крестные ходы, проводимые во время общественных бедствий: землетрясений, наводнений, засух. В них люди видели наказание Божие народу за его грехи.

К покаянным крестным ходам можно отнести также те, которые совершались перед войной. В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма. Святой патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна ризу Божией Матери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

В Россию совершение крестных ходов перешло из Греции и существовало на протяжении всей истории. Уже в XII веке можно заметить один из примеров крестного хода при перенесении честных мощей святых Бориса и Глеба из старой церкви в новый храм. Николай Михайлович Карамзин так описывал это событие: «Собрались воеводы, бояре, духовенство и бесчисленное множество народа, которые при пении псалмов со свечами сопровождали останки святых».

* * *

В дореволюционной России на Истринской земле были свои памятные и покаянные крестные ходы. С 1871 года 27 июля совершался торжественный крестный ход в память благодарного воспоминания благодеяний Божиих, явленных жителям города Воскресенска (ныне Истра) по случаю прекращения холеры. В Вознесенскую церковь города шли две торжественные процессии. Одна с иконами Божией Матери «Троеручица» и «Иверская» из Ново-Иерусалимского монастыря, а другая – с иконой преподобного Саввы, игумена Сторожевского из Звенигорода. С 1867 года 29 июня был крестный ход с иконой Божией Матери «Иверская» из церкви Живоночальной Троицы села Мушкино в Борисоглебскую церковь села Куртниково по случаю прекращения падежа скота в приходской деревне Карцево. Из архивных документов ЦИАМ известно, что благочинный ходатайствовал перед Священным Синодом об оставлении этих двух крестных ходов, так как отмена их означала бы глубокое оскорбление религиозных чувств народа.

В документе 1884 года упоминается ходатайство об оставлении другого крестного хода, который «совершается уже 36 лет» и «без ущерба религиозному чувству жителей и без сильного ропота с их стороны отменен быть не может». В день Пятка «пред 20 днем июля месяца» совершалось шествие в село Онуфриево из Аннино и Михайловского на Озерне, и «22 числа июля месяца» в деревню Слободу из сел Никольского-Гагарина, Козлова и Покровского-Шереметьева (ныне это Рузское благочиние).

Он получил «свое начало в 1848 году, когда азиатская холера особенно свирепствовала в сих селениях, так что многие дома остались без обитателей. Видя особый гнев Божий, жители пожелали совершить соборную молитву и пригласили причты с иконами, и соборная молитва их была услышана и смертность от холеры прекратилась. В память сей милости Божией жители села Онуфриева и деревень Карасино и Слободы положили в сии дни, достопамятные для них и в назидание своему потомству на все времена совершать крестные ходы из тех же церквей вокруг селений с принесением благодарности Господу Богу молений». В книге «Истринская земля» есть еще несколько упоминаний о крестных ходах в Истринском районе.

В повествовании о селе Ламишино и Казанском храме есть упоминание еще об одном крестном ходе: «15 июля, в день святого равноапостольного князя Владимира и мучеников Кирика и Улиты, из года в год в пяти приходских деревнях: Ушаково, Тарлапово, Бурцевка, Васильки и Горки бывал крестный ход. Как говорили старожилы, при священнике Павловском (служил в храме с 1834 по 1869 год) в этот день была страшная гроза, буря и сильнейший град. Во всех деревнях рожь и яровое поле совершенно были побиты градом, смешаны с грязью». Люди сочли это «посещением Божиим» и решили особым молитвенным образом отметить этот день. В 1848 году 22 мая вокруг села Павловское (ныне Павловская Слобода) был установлен крестный ход, в память об избавлении от эпидемии холеры. Шли с особо чтимыми иконами преподобного Саввы из Саввино-Сторожевского монастыря и Боголюбской иконой Божией Матери из села Сидоровское (ныне Одинцовский район), несли липовую, резную икону Усекновения главы Иоанна Предтечи из Садковской церкви.

В 1917-1918 годах политическая обстановка в России изменилась. Крестные ходы были запрещены, но паломники некоторое время продолжали их совершать, пока давление на храмы не усилилось. В настоящее время традиции совершать крестные ходы только-только возрождаются. В 2011 году в День города Истры, после молебна в Вознесенском храме, который совершил благочинный церквей Истринского округа протоиерей Димитрий Подорванов в сослужении многочисленного духовенства, состоялся крестный ход к поклонному кресту на месте Елеонской часовни, установленному и освященному по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 2006 году. А 2 июня того же года, у этого поклонного креста встретились два крестных хода. Один из Вознесенского храма, другой из Новоиерусалимского монастыря. Состоялся молебен, по окончании которого все присутствующие были окроплены святой водой. Хотелось бы надеяться, что с Божией помощью крестные ходы все-таки возродятся в нашем благочинии.


Из личного архива
С. В. Секлетова

Статья в газете
«Духовная Нива»
Дата Скачать

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика