Система Orphus

Назад

Придел Богородицерождественской церкви села Васильевское Рузского уезда
С. Носиков 28.10.2013

Когда мы более года назад в рамках проекта «Утраченный Божий Дом» составляли учетные карточки для храмов Истринского района, для церкви села Васильевского (Нижневасильевского) бывшего Рузского уезда занесли информацию, которую взяли из материала Александра Бокарева [1]: «Теплый придел – во имя преподобного Иоанна Севского – святого, соименного храмоздателю». Аналогичная информация в тот момент имелась и на сайте «Храмы России» [2], автор ее тот же. Со слов Александра, первоисточником данных сведений являются публикации в журнале «Московские епархиальные ведомости» [3] и в книге Благовещенского [4]: «Приделов два: Рождества Богородицы и преподобного Иоанна Севского». Никаких вопросов и сомнений в этой информации не возникло, и она была занесена в учетную карточку [5], а затем попала в статью о церкви в газету Истринского благочиния [6]. Ведь иногда встречаются наименования таких святых или приделов в их честь, о которых прежде не приходилось слышать.

За год активной работы в библиотеках и архивах города Москвы найдено несколько документов и публикаций о Богородицерождественской церкви в селе Васильевское. Хотелось бы, конечно, чтобы их было больше, но данный храм был «на отшибе», в нем редко происходили события, достойные внимания церковных властей, даже сведения о ремонтах встречаются не часто. В книге «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» [7] со ссылкой на данные 1812-1813 годов сказано: «Церковь Рождества Божия Матери с приделом во имя преподобного Симеона, Христа ради юродиваго, и Иоанна, спостника его, деревяннаго здания». В архивном деле ЦИАМ [8] за 1898 год есть запись: «В храме их в приделе Преподобного Иоанна Спостника Симеонова иконостас пришел в ветхость». В обоих случаях ни слова про Иоанна Севского. Когда в архиве ЦИАМ было просмотрено восемь клировых ведомостей церкви села Васильевского с конца XVIII века по 1916 год [9-16], то оказалось, что в них нигде нет упоминания про святого Севского. Как правило, местные священники про свой храм в клировых ведомостях писали так: «Богородицерождественская церковь с приделом преподобнаго Иоанна Спостника» (иногда было «Спосника»). И только в самой последней ведомости написано более подробно [16]: «Богородицерождественская церковь с приделом преподобнаго Иоанна Спостника Симеонова».

После этого возникли большие сомнения в именовании придела. Был произведен поиск в интернете по имени святых и на сайте Московского Патриархата [17] было обнаружено: «Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн были сирийцами, жили в VI веке в городе Едессе». Следует заметить, что во всех клировых XVIII и XIX веков наименование придела в Васильевском писалось сокращенно – «придел преп. Иоанна Спостника». Стилистика фраз такова, что речь в клировых везде как бы шла про одного святого – Иоанна Спостника или Иоанна Спостника Симеонова (1916 год). Но как мы знаем, что прославлены были два святых, являющихся духовными братьями – юродивый Преподобный Симеон и спостник его Преподобный Иоанн. И совсем не факт, что местные священники знали, что придел был в честь двух святых, а не одного. Полагаю, это вызвано тем, что эти святые были редкими для храмов России.

Ну а как же с Иоанном Севским? Поиск по этому имени не выдал ни одной ссылки, кроме нашего сайта и проекта «Храмы России». Это позволяет предположить, что такого святого вовсе не было. А ошибка пошла из данных Благовещенского [3-4]. Каким образом она у него появилась, как просмотрели это цензоры, остается загадкой. Конечно, это пока лишь наши предположения. Полагаю многие вопросы были бы сняты, если бы было обнаружено архивное дело о приделе в Богородицерождественской церкви в селе Васильевское Рузского уезда – в честь кого или какого праздника он был освящен, когда это произошло. Поиск нужной информации затрудняет тот факт, что в Рузском уезде имелось одноименное село Васильевское на Москве-реке, но посвящения приделов у этого храма были иные.

Еще был вопрос про «теплый придел Иоанна Богослова» в обсуждаемой церкви – о нем идет речь в материалах Бокарева [1-2]. Но такого в Васильевском не было, это признал в письме и сам Александр: «Придел Иоанна Богослова – это, видимо, моя ошибка при прочтении клировой за 1916 год».

Список использованной литературы и архивных дел:
1. http://www.istra-ltc.ru/publication/utrachennye-pravoslavnye.htm#13
2. http://temples.ru/card.php?ID=1034
3. Московские епархиальные ведомости. – 1871, №38, С. 395.
4. Благовещенский И. А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. – М., 1874. С. 55.
5. http://www.istra-ltc.ru/temple/nizhnevasilevskoe.htm
6. Газета «Духовная Нива» – 2013, №3. С. 4-5.
7. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. Кн. 4. Состояние церквей, причтов и приходов города Рузы и Рузского уезда. – 1912. С. 275-276.
8. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 418. Протоколы заседаний МДК. 1898 год. Л. 607-609.
9. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1543. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. Конец XVIII века. Л. 223об, 224.
10. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1582. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1812 год. Л. 127об, 128.
11. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1589. Клировые ведомости церквей Рузского уезда. 1814 год. Л. 62об.
12. ЦИАМ Ф. 203. Оп. 744. Д. 2109. Клировые ведомости церквей Рузского уезда. 1840 год. Л. 179-181об.
13. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2362. Клировые ведомости церквей Рузского уезда. 1850 год. Л. 140-142об.
14. ЦИАМ. Ф. 607. Оп. 1. Д. 482. Клировые ведомости церквей Рузского и Звенигородского уездов. 1825 год. Л. 7-8об.
15. ЦИАМ. Ф. 592. Оп. 1. Д. 1165. Клировые ведомости церквей Рузского уезда. 1872 год. Л. 31-35об.
16. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 108. Клировые ведомости церквей Рузского уезда, 2 округ. 1916 год. Л. 3.
17. http://www.patriarchia.ru/db/text/910399.html

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика