Система Orphus

Назад

Памятник зодчества или фантазия на тему старины?
Автор А. Шатохин 10.05.2015

Воздвиженский, или Люторицкий погост близ Сокольникова (Сокольников) Семеновской волости Серпуховского уезда Московской губернии известен еще с досмутных времен. Исстари на нем стояла деревянная Крестовоздвиженская церковь. Запустевший в Смуту храм к 1678 году был возобновлен, а в 1755-1756 годах старанием капитана артиллерии, коллежского советника Федора Даниловича Шиловского на погосте возвели новую деревянную церковь.

От селения погост отделяла речка Люторка, приток Лопасни, и потому Сокольниково долго имело статус сельца, а погост, близ которого стояли храм и дома его причта, в официальных списках указывался отдельным населенным пунктом. Со временем Сокольниково «шагнуло» за реку, приблизилось к церкви и в начале ХХ века именовалось уже селом.

В 1847 году на средства, завещанные московскими купцами братьями Толоконниковыми, близ погоста начали строить каменную церковь во имя Воздвижения Честного Креста Господня с приделами в честь иконы Божией Матери «Казанская» и святителя Николая Чудотворца. Работа шла неспешно: новопостроенный храм освятили только в 1858 году.

Деревянную же его предшественницу разбирать сразу не стали. До освящения каменного храма в ней продолжались службы, затем они, возможно, проходили в холодное время года: приход Крестовоздвиженской церкви был небольшим (Сокольниково и Угрюмово), а отапливать небольшой старый храм было намного дешевле.

К 1883 году обветшавшую деревянную церковь все же разобрали. На месте ее алтаря было решено поставить часовню. В те годы еще была жива древняя православная традиция (к сожалению, в наше время утраченная) отмечать места престолов разобранных церквей крестами, памятными знаками или часовнями, чтобы уберечь святые места от застройки, распашки или нечаянного осквернения.

В Московскую духовную консисторию был послан проект деревянной часовни (иллюстрация 1). Подпись его автора на чертеже не расшифрована, но достаточно разборчива: проект был составлен В. О. Грудзиным (1824-1901), служившим в 1875-1894 годах главным архитектором уездного города Серпухова. Кстати, Владислав Осипович «отметился» своими работами и на истринской земле. По его проектам были построены церковь Преображения Господня в Бужарове (1856-1859), каменная ограда Вознесенской церкви (1884) и кирпичная часовня (1889) на Торговой площади Воскресенска. Последние два строения до наших дней не сохранились.

Проекты культовых сооружений в те годы утверждали строительные отделения при губернских правлениях. И потому 3 августа 1883 года консистория препроводила чертежи Грудзина в Строительное отделение при Московском губернском правлении, о чем был составлен документ №4808 [1]: «Консистория, препровождая при сем планы на двух листах на постройку деревянной часовни на месте разобранной церкви в погосте Люторицы Серпуховского уезда, просит от Строительного управления уведомления, можно ли по оным планам дозволить предполагаемую постройку деревянной часовни? Член консистории архимандрит Амфилохий (подпись)».

Иллюстрация 1. Проект часовни на Люторицком погосте близ Сокольникова Серпуховского уезда:


ГБУ «ЦГА Москвы»
Ф. 54. Оп. 140. Д. 2. Л. 152

Строительное отделение рассмотрело проект часовни, о чем составило протокол [2]: «Для доклада господину московскому губернатору Московского губернского правления по строительному отделению. №183. Протокол. Рассмотрев препровожденный Московскою духовною консисториею при отношении за №4808 проект на постройку деревянной часовни на месте разобранной церкви в погосте Люторицы Серпуховского уезда, Строительное отделение нашло этот проект составленным правильно и исполнение согласно оного работ в техническом отношении может быть допущено с тем только, чтобы работы были произведены с соблюдением установленных правил и под надзором техника, имеющего на то право. (Подписи неразборчивы)».

Заключение губернского правления было таким [3]: «В духовную консисторию. №939. Заключение. Вышеозначенный проект, как найденный Строительным отделением составленным правильно, утвердить и по надлежащем засвидетельствовании возвратить в Московскую духовную консисторию для дальнейшего с ее стороны рассмотрения согласно 206 и 209 ст. Св. зак. уст. стр. (по прод. 1876 г.). Августа 19 дня 1883 года. За Вице-губернатора Старший советник (подпись). И. д. Губернского инженера (подпись). Старший делопроизводитель (подпись)». Вскоре часовня была построена.

В середине 1970-х годов село Сокольниково входило в Домодедовский район Московской области. Крестовоздвиженский храм и часовня, пережив «нелегкий мир и тягостные войны», по-прежнему стояли друг подле друга на Люторицком погосте – холодные, поруганные, но сохранившие кресты на завершениях. Летом 1974 года автору этих строк довелось сфотографировать часовню (иллюстрация 4). Сравнивая это фото с иллюстрацией 1, можно заметить, что часовня действительно была возведена по проекту Грудзина: многие декоративные элементы уже утрачены, но пропорции граней, форма кровли и венчания соответствуют чертежу. И лишь ширина венцов бревен и их количество на постройке иные. Это вполне объяснимо: небольшой приход мог не иметь средств на закупку нужного стройматериала и с разрешения «техника, имеющего на то право», часовню «слепили из того, что было». Возможно, были использованы бревна разобранного храма.

В 1975 году часовня Люторицкого погоста была включена во вновь изданный каталог архитектурных памятников Московской области. Мы находим ее в разделе, озаглавленном: «Дополнение. Памятники архитектуры, выявленные в последнее время и систематически не обследованные». Составители сопроводили этот вновь выявленный памятник следующим текстом [4]: «Сокольниково (Воздвиженский погост). 25. Часовня XVIII-XIX вв. – деревянная, представляет срубленный из брусьев "в лапу" одноглавый восьмерик, снаружи обшитый тесом. Фасады, соответствующие странам света, завершены фронтонами».

Обычно строгие искусствоведы середины ХХ столетия не признавали рядовые постройки второй половины XIX века архитектурными памятниками. Часовне «повезло» лишь потому, что она не была «систематически обследована» и не был изучен ее проект, где указан год постройки. Ее взяли на заметку, предположив – возможно, на основании возраста бревен – гораздо более раннее время возведения, чем это было на самом деле, и последующую частичную перестройку. Кстати, выстроенная в русско-византийском стиле Крестовоздвиженская церковь тогда архитектурным памятником признана не была. Ее включили только во второе издание каталога, вышедшее в 1999 году.

В 1976 году часовня, так и не дождавшись своего скрупулезного исследователя, сгорела. Казалось бы, на этом рассказ о ней можно закончить. Но через несколько лет история часовни неожиданно получила продолжение.

В начале 1980-х годов близ Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в Истре был организован музей деревянного зодчества. В нем под сенью вековых деревьев Гефсиманского сада расположили экспонат, позиционируемый на музейных стендах как «часовня из села Сокольники Чеховского (?!) района Московской области». Имеется комментарий: «Деревянная часовня воссоздана по обмерам и фотографиям постройки XVIII века» (иллюстрации 2, 3). На сайте «Музеи России» [5] есть более подробное пояснение: «Часовня из села Сокольники Чеховского района в подлинном виде не сохранилась. На месте она сгорела в 1976 году. В музее часовню восстановили по обмерам фундамента и сохранившимся фотографиям. Как и все памятники деревянного зодчества, она была сильно искажена позднейшими наслоениями».

Иллюстрации 2, 3. Информационные стенды музея деревянного зодчества в Истре:


Март 2015 года

Март 2015 года

Иллюстрации 4, 5. Часовня на Люторицком погосте близ села Сокольниково (слева)
и «воссозданная» часовня в музее деревянного зодчества:


Лето 1974 года

Март 2015 года

Автор этих строк умышленно разместил рядом фотографии часовни на Люторицком погосте (иллюстрация 4) и ее музейной версии (иллюстрация 5). Они похожи друг на друга восьмигранной формой, но имеют совершенно разные завершения, размеры входных и оконных проемов. Сотрудник музея пояснил автору, что двери в часовни делались низкими (иллюстрация 6), чтобы каждый проходил через них с поклоном. Как видим (иллюстрация 1), в данном случае это не так: высота входного проема по проекту составляла чуть меньше сажени (около 2 метров).

Иллюстрация 6. Даже человеку среднего роста непросто войти в часовню:


© 2015, Е. Андреева

Если основатели музея имели в виду показать, какие в XVIII веке строили на Руси часовни, то при чем тут часовня, выстроенная в 1893 году на погосте близ Сокольникова? В музейной экспозиции не представлены фотографии, по которым она восстанавливалась, не приведен чертеж проекта, не указаны дата постройки и фамилия автора проекта – архитектора Грудзина. Справедливо ли при этом вообще указывать конкретный прототип, к тому же в XVIII столетии не существовавший? Это ведь не более чем типовой образец деревянной часовни XVIII века.

В начале мая 2015 года, когда эта статья уже была готова к публикации, в судьбе музейной часовни наметился положительный поворот. Из нее вынесли складированный внутри хозяйственный инвентарь (иллюстрация 7), и теперь, по словам сотрудника музея, часовню готовят к реставрации, предусматривающей организацию интерьера в соответствии с православными традициями. Очевидно, что нет смысла реставрировать часовню по чертежам Грудзина: по ним проще соорудить отдельный экспонат. Но пояснения на стендах музея многочисленным его посетителям хотелось бы видеть исторически более правильные.

Иллюстрация 7. «Переезд» склада:


© 2015, Е. Андреева

Автор благодарит модератора сайта «Храмы России» Александра Бокарева за консультацию по сути затронутой темы. В статье использованы материалы издания «Святыни земли Домодедовской» (Щеглятьево, 2004. С. 129-132), сайта «Храмы России», сайта Крестовоздвиженского храма в Сокольникове, строки из стихотворений Александра Дольского и Михаила Танича. Связаться с автором можно здесь.

Список использованной литературы и архивных дел:
1. ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 54. Оп. 140. Д. 2. Л. 142.
2. ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 54. Оп. 140. Д. 2. Л. 151.
3. ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 54. Оп. 140. Д. 2. Л. 151-151об.
4. Памятники архитектуры Московской области. / Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской. Т. 1. – М., 1975. С. 352.
5. Сайт «Музеи России».

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика