Система Orphus

Назад

Обстоятельства постройки каменного храма в селе Бужарово
С. Носиков Круглый стол «Село Бужарово и окрестности» 11.10.2013

В 2012 году вышло второе здание книги «Село Бужарово и окрестности: история и современность» [1], где довольно подробно описана история Преображенской церкви этого села. Этой книге, которая стала номинантом премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария, был посвящен круглый стол «Капля в море Российской истории: село Бужарово и окрестности», состоявшийся 11 октября 2013 года в музее «Новый Иерусалим». В рамках работы по теме утраченных храмов Истринского района нами из разных источников собираются сведения о часовнях, ранее бывших на нашей земле. Среди них две часовни, которые были приписаны к Преображенской церкви (кладбищенская часовня [2] и часовня у церкви [3]). При этом нам попутно попадаются сведения и о сохранившихся храмах, в том числе и бужаровском. Как оказалось – некоторые сведения доселе были не известны (в известных литературных источниках они не публиковались). В связи с этим возникло желание поделиться фактами о постройке Преображенской церкви, которые были обнаружены в архивных делах.

Согласно официальным данным каменный храм в Бужарово был построен в 1859 году, хотя указ о выдаче нового антиминса в Успенский придел датирован 5 ноября 1858 года [4]. В архиве ЦИАМ были обнаружены и просмотрены несколько дел, в которых описываются некоторые обстоятельства постройки Преображенской церкви, не отображенные в книге об истории села. Вот о них и пойдет речь. Временной отрезок этих дел – 1853-1860 годы.

Предыдущая деревянная церковь в Бужарове была построена в 1731 году. Само собой разумеется, что за более чем столетний срок храм неоднократно ремонтировался. Например, в деле за 1839 год говорится, что «церковь ветха, двери в ней перекосились, а колокольня клонится к востоку» [5]. В клировой ведомости за 1842 год отмечается, что церковь «утварью посредственна» [6]. Однако надо полагать вскоре деревянная церковь обветшала настолько, что в 1853 году было подано прошение о постройке нового каменного храма [7]. В деле говорилось о собранной кошельковой сумме в 1175 рублей и высказывалось желание поставить новый храм на месте прежнего.

За 1856 год сохранилось два дела, в которых уже идет речь о желании возвести новый храм на другом месте – в 1,5 саженях (3 метрах) от существующего деревянного. Особо отмечается, что это позволит «удобно устраивать подмостки» [8]. К сожалению, в делах нет чертежей и планов (хотя они упоминаются), и можно лишь догадываться о взаимном расположении храмов. Учитывая характер местности (крутой обрыв к реке Истра с южной стороны), а в деле говорится о необходимости укрепления берега от подмыва силами крестьян, можно предположить, что новый храм хотели расположить дальше от берега, то есть севернее. Было произведено обследование места под храм, и оно было признано «приличным». Помимо необходимости укрепления берега возникла еще одна проблема – место будущей церкви оказалось занято жилыми строениями.

Это были дома священника Воинова и дьячка (их предложили отодвинуть на 5 саженей «вглубь» [9]) и дома двух крестьян Терентьева и Андреева (речь шла о переносе). Священник и дьячек «по обветшанию тех зданий согласны на получение за сие от прихожан по 20 рублей серебром» [8]. Там же отмечается, что к этому времени кошельковой суммы собрано до 2,5 тысяч рублей и изготовлено более полумиллиона штук кирпича. За перенос построек крестьян конкретная сумма не указывается, просто в деле написано «о приличном вознаграждении крестьян Терентьева и Андреева» [9].

Следующее дело, которое обнаружено, датировано 1860 годом. В нем говорится, что каменная церковь сооружена, в трапезной в правом Успенском приделе «постоянно совершается Божественная служба» [10]. Из дела понятно, что на это время Успенский придел был в новой церкви, а в старой оставался Преображенский. Имеется прошение от священника Воинова о желании перенести старую деревянную церковь на кладбище и устроить в ней «престол во имя Пресвятыя Богородицы всех Скорбящих радости». Благочинный Александр Копьев (настоятель церкви села Куритниково) освидетельствовал деревянный храм и доносил своему начальству, что «церковь ветха, есть дерева гнилые, угол предалтарный сгнил и по непрочности нахожу неудобную к перенесению на кладбище» [10]. Надо полагать, что после этого перенос старого деревянного здания на кладбище не состоялся.

Необходимо еще сказать о часовнях, приписанных к Преображенской церкви. Собранная информация по ним отображена на нашем сайте [2-3], а также в статье «О двух часовнях в Бужарове» [11]. Кроме того, вышли две статьи в газете Истринского благочиния «Духовная Нива» [12]. По клировой ведомости за 1916 год для храма в Бужарове в графе «приписанных к сей церкви церквей и часовен» написано: «две, крытыя железом» [13]. Материал построек не указан, но о нем говорится в страховом деле за 1910 год, где сказано: «Часовня каменная, оценочная сумма 50 рублей» и «Часовня деревянная, оценочная сумма 20 рублей» [14].

К сожалению, в этих делах не сказано, где находились эти часовни – в самом ли селе (и где именно), или в какой-нибудь из деревень прихода. Следы одной из них (деревянной) оказалось найти проще. В книге «Истринская земля» [15] приведена карта села Бужарово (из книги Е. С. Радченко «Село Бужарово Воскресенского уезда» [16]), где на кладбище показан значок, напоминающий часовню. Для подтверждения этих данных были произведены поиски старожилов в селе Бужарово. Оставшихся в живых местных жителей в довольно большом селе увы оказалось на удивление немного. И только одна из них – бабушка Клавдия Андреевна Бакланова, 1929 года рождения – смогла реально нам помочь. Она рассказала о деревянной часовне, стоявшей на кладбище. Старожил лично видела часовню, хотя в то время она была уже закрыта. По словам Клавдии Андреевены, часовню разрушили до войны. Все эти сведения приведены на нашем сайте в учетной карточке кладбищенской часовни [2]. Уже после этого нам попались подтверждающие сведения о существовании кладбищенской часовни в книге «Село Бужарово и окрестности: история и современность» [1], (она вышла позже описываемых событий). И совсем недавно была обработана клировая ведомость за 1892 год, где сказано: «Зданий, принадлежащих к сей церкви суть: в) часовня на приходском кладбище, крыта железом» [17].

Надо полагать, что часовня на кладбище в Бужарове оказалась не случайно. Несмотря на то, что судя по делу 1860 года было отказано в переносе старого деревянного здания церкви [10], от этой идеи жители села (или причт храма) не отказались и поставили на кладбище деревянную часовню. Причем как можно судить – это было сделано достаточно быстро. В ЦИАМ было найдено дело 1862 года, в котором говорится только об одной часовне, приписанной к бужаровскому храму [18] (к сожалению, и тут точное место не указано). Но что важно – сказано, что она была деревянной. Поэтому с большой долей уверенности можно говорить, что в этом деле речь идет именно о часовне на кладбище. Таким образом, можно более-менее уверенно говорить о дате постройки кладбищенской часовни в период 1860-1862 годов. И предположительно освятить ее могли в честь Скорбященской иконы Богоматери.

Со второй приписной часовней оказалось намного сложнее – ни публикаций, ни планов, ни архивных дел – ничего обнаружить не удалось. И старожилы в самом селе Бужарово ничего не смогли сказать. Мы лишь знали, что она была каменная (кирпичная). А вот где стояла? Могла и вовсе находится вне села. Долгое время мы оставались в неведении, пока нам не помог настоятель Преображенского храма отец Алексий. Он сообщил о старожиле, который приходил к нему в храм. Это был Семен Николаевич Родионцев, 1929 года рождения, который является уроженцем села Бужарово. Связавшись с ним, мы узнали, что была около храма с южной стороны кирпичная часовня, выкрашенная в белый цвет. А перед войной ее разобрали на кирпич (данные из учетной карточки часовни [3]). Мы предполагаем, что эта часовня была построена на месте и в память старого деревянного храма (это обосновывается в статье «О двух часовнях в Бужарове» [11]). Такая благочестивая традиция имелась до революции в случае закрытия и упразднения старых церквей. Думаю, что и в этом случае было тоже самое. О дате постройки ничего не известно. К сожалению, фотографий ни одной из этих двух часовен в Бужарове не сохранилось, хотя несколько старых снимков самой церкви имеется. Но ракурс их таков, что то место, где, как мы предполагаем, была каменная часовня, в кадр не попало.

На этом предполагалось по данной теме поставить точку. Но уже после выступления на круглом столе в ходе подготовке данной публикации в архивных документах обратили внимание на неизвестные нам ранее сведения (благодарю за внимательность к деталям Сергея Мамаева). В клировой ведомости 1892 года имеется запись: «Зданий, принадлежащих к сей церкви суть: а) круглый каменный шатер над местом святого престола бывшей деревянной церкви» [17]. А в паспорте Преображенской церкви, составленным Министерством культуры СССР в 1976 году было обнаружено: «одновременно с церковью в селе была построена каменная часовня, не сохранившаяся до нашего времени» [19]. Из какого источника эта информация взята, к сожалению, в паспорте не сказано. Что на сей счет можно сказать? Только высказать свои предположения.

Вызывает сомнения слова, приведенные в паспорте «одновременно с церковью» и «каменная часовня». Дело в том, что ни в одном обнаруженном документе о «ранней» каменной часовне у Преображенской церкви не говорится. Если предположить, что речь идет о каменном шатре, упомянутом в документе 1892 года, то тогда более-менее становится понятно. Спустя какое-то время (не обязательно «одновременно» с постройкой храма) построили на месте алтаря упраздненной деревянной церкви «каменный шатер». Почему эту постройку назвали шатром, а не часовней? Видимо из-за ее архитектурных особенностей. Когда его могли построить? В любой год после 1860 и до 1892. А скорее всего даже после 1863 года, так как в клировой ведомости за этот год записано: «зданий, принадлежащих сей церкви не имеется» [20].

О каменном шатре при церкви в Бужарово ни в каком другом документе – более раннем и более позднем – не говорится (в архиве ЦИАМ многие архивные документы не сохранились, имеются большие пропуски по годам). В деле 1910 года упомянута каменная часовня [14]. Возникает вопрос – а как шатер и часовня могут быть связаны между собой помимо материала (каменные)? Совершенно однозначно – через место постройки. Про оба строения мы знаем, что они были на месте алтаря упраздненной церкви. Для шатра это явно сказано в паспорте храма [17], а для часовни это обосновано в статье [11]. Но тут имеется нестыковка: про шатер говорится, что он был круглый, а из рассказа старожила Родионцева явно следует, что он имел ввиду не круглую постройку, так как употреблял такие выражения: «по бокам стояли лавки», «вход с западной стороны». Как эти расхождения можно разрешить? Например, шатер после 1892 года могли существенно перестроить (или вовсе заменить) на часовню. Надеемся, что когда-нибудь будут найдены документы, проливающие свет на загадки часовен в Бужарове. И очень хотелось бы найти их изображения.

Список используемых источников:
1. Село Бужарово и окрестности: история и современность. Автор-сост. Е. Воронцова. – М.: Смирение, 2012.
2. http://www.istra-ltc.ru/chapel/buzharovo.htm
3. http://www.istra-ltc.ru/chapel/buzharovoch.htm
4. РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Д. 1378. Л. 78. 1858 год.
5. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 806. Л. 1, 1об. 1839 год.
6. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2156. Л. 299. 1842 год.
7. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 433. Д. 6. Л. 1-2. 1853 год.
8. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 436. Д. 14. Л. 40, 40об. 1856 год.
9. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1351. Л. 5, 5об. 1856 год.
10. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 440. Д. 9. Л. 1-6. 1860 год.
11. http://www.istra-ltc.ru/publication/o-dvuh-chasovnyah.htm
12. Духовная Нива. – 2012, №6. С. 4; №7. С. 4.
13. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 84. Л. 89. 1916 год.
14. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1740. Л. 30, 42. 1910 год.
15. Истринская земля. – М.: Энциклопедия сел и деревень, 2004. С. 162.
16. Радченко Е. С. Село Бужарово Воскресенского уезда Московского округа. – М., 1929. С. 71.
17. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2504. Л. 5. 1892 год.
18. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 2512. Л. 8. 1862 год.
19. Архив Министерства культуры СССР. Паспорт Преображенской церкви села Бужарово. Л. 2. 1976 год.
20. ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1453. Л. 62. 1863 год.

 

Участие в работе круглого стола об истории села Бужарово
Круглый стол «Село Бужарово и окрестности» в музее «Новый Иерусалим» 11.10.2013

В 2014 году текст выступления был опубликован в издании – Капля в море российской истории:
село Бужарово и окрестности. Материалы круглого стола, состоявшегося 11 октября 2013 года
в Выставочном корпусе Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим».

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика