Система Orphus

Назад

Об ошибках идентификации сел Петровское и Рождествено Звенигородского уезда
(к вопросу о месте Вифлеема в «Русской Палестине»)
С. Носиков 20.11.2015

В последнее время в связи с приближающимся окончанием работ по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря в средствах массовой информации все чаще звучит тема развития «туристического кластера» в Истринском районе Московской области. Одним из его компонентов является «Русская Палестина», которую называют «ландшафтной иконой Святой земли», и под которой понимаются святыни, церкви и часовни вокруг Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, расположенного в городе Истра (бывший город Воскресенск Звенигородского уезда). В данной статье будет обсуждаться возможное место Вифлеема на подмосковной земле.

Один из активных исследователей этой темы, директор благотворительного фонда «Русская Палестина» Н. А. Колотий предполагает, что подмосковный Вифлеем находился южнее Воскресенского монастыря в бывшем селе Петровское-Рождествено, где когда-то был храм Рождества Христова [1]. Ныне это деревня Петровское Ивановского сельского поселения Истринского района (прежде она называлась Петровская, Петрова, а в церковных документах иногда встречается название Петровское-Голое). Указанная деревня расположена вблизи пересечения автотрасс А107 («Малое бетонное кольцо») и М9 («Новая Рига») – отметка «1» на рисунке 1 (для удобства обозначим данное место «Петровское-1»). Такой же точки зрения насчет возможного места Вифлеема в «Русской Палестине» придерживается и Г. М. Зеленская [2].

В рамках проводимых исследований по краеведческому проекту «Утраченный Божий Дом» производится сбор информации об указанном селении Петровское. Установлено, что там была часовня, разрушенная незадолго до Великой Отечественной войны [3]. Возможно, она находилась на месте древнего храма. В выпуске 2 книги братьев Холмогоровых про «деревню Петровская Звенигородскаго уезда» говорится так:
«В 1583 году село Петровское с церковью святых апостолов Петра и Павла находилось Звенигородскаго уезда, Городскаго стана, в вотчине Пафнутьева монастыря; в начале XVII столетия церковь вместе с дворами разорена Литвою и село обратилось в пустошь. В писцовых книгах 7131 и 7132 (1623 и 1624) годов значится: "пустошь, что было село Петровское, по обе стороны большой Московской дороги, что ездят с Москвы в Онофриев монастырь, а на ней место церковное"» [4].

Рисунок 1. Современная карта Московской области окрестностей города Истра
(с отметками селений «Петровское-1» и «Петровское-2»):

Таким образом, в деревне Петровское, бывшем селе, когда-то была Петропавловская церковь, но в начале XVII века (то есть еще задолго до основания Воскресенского монастыря на реке Истре) ее уже нет, и храм там больше не строили. Сведений о том, что в данной местности когда-либо была церковь Рождества Христова не обнаружено, как и не подтверждается то, что это село имело второе название – Рождествено. Зато храм с таким посвящением и соответствующим названием села был недалеко от Воскресенского монастыря и даже одно время принадлежал ему (с 1658 по 1764 года). Но находилось данное село Рождествено в противоположном направлении от обители – в 14 км севернее города Воскресенск. Ныне это место на Пятницком шоссе в Соколовском сельском поселении Солнечногорского района Московской области – отметку «2» на рисунке 1 (обозначим как «Петровское-2»).

В настоящее время данное село называется Соколово, а прежде оно именовалось Петровское, Рождествено (в документах встречаются также Рожествено, Рождественское и различные варианты двойных наименований). Помимо этих «официальных» названий у него было еще одно, народное – «Тихон-Никон». Так люди называли свое село по именам когда-то подвизавшихся в Соколовской пустыни святых [5] (о них подробнее в конце статьи).

Первопричиной некоторых исторических ошибок является схожесть названий сел в разных местностях, иногда усугубляемая одинаковостью посвящения церквей, что при невнимательности и недостаточно «глубокой проработке» предмета исследований приводит к досадной путанице. Необходимо в таких случаях обращать внимание на «мелкие» детали, встречающиеся в исторических текстах, архивных документах – на названия соседних деревень, рек и другие топонимы, на имена хозяев-владельцев и тому подобное. Увы, это не всегда делается.

Судя по всему, нечто подобное случилось при подготовке материала о деревне Петровское (Ивановского сельского округа) для книги «Истринская земля», где несколько раз в материале, посвященном этому селению, утверждается, что в нем была Христорождественская церковь [6]. Несложное сравнение текстов показывает, что авторы современного издания просто переписали ряд цитат из книги братьев Холмогоровых, не до конца в них разобравшись, не обратив внимания, что ряд исторических текстов относятся к другому селу, а именно к Рождествено-Петровскому. Иначе говоря, некоторые архивные материалы, описывающие историю села, которое мы обозначили как «Петровское-2», ошибочно приписали к селу «Петровское-1». Чтобы показать и доказать произошедшую путаницу с разными селами, необходимо рассмотреть исторические цитаты подробнее. При этом анализ текстов будем производить по изданиям XIX века.

На четырех страницах книги Холмогоровых (Вып. 3. С. 253-256) в разделе, именованном «86. Рождества Христова церковь в селе Рождественском-Петровском» [7] (ниже будем его называть «Раздел 86») приводятся выдержки из разных архивных источников, начиная с 1623 года и кончая 1740-м. Ниже воспроизводятся тексты первых 5 исторических цитат:

1. «Церковь Рождества Христова с приделом Петра и Павла деревянная, построенная изстари, в селе Петровском в начале XVII столетия "стояла пуста", и село Петровское, на суходоле, было пустошью, находившеюся по писцовым книгам 131 и 132 (1623-1624) годов Московскаго уезда, Сурожскаго стана, в вотчине за "Алексеем Микитиным Годуновым, что было преж сего за Васильем Головленковым"... К селу Петровскому принадлежали: деревня Соколова, а Безжеребье тож... деревня Новинки...»

2. «В 7154 (1646) году село Петровское с деревнями находилось во владении жены Алексея Николаева Годунова, вдовы Аксиньи. В это время в селе Петровском была церковь деревянная во имя Рождества Христова с приделами, у церкви "во дворе поп Пимен, да двор дьячков пуст"; в деревне Соколовой числилось 6 дворов крестьянских, ... в деревне Новинках – 2 двора крестьянских, в них 15 человек».

3. «В 7166 (1658) году, генваря 4 дня, князь Юрий приданую свою вотчину продал патриарху Никону. В купчей написано: "Се аз, боярин князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский продал есми великому государю святейшему Никону патриарху Московскому ... приданую жены своей вотчину в Московском уезде, в Сурожском стану, село Петровское, а Рождествено тож, на речке на Каменке, а в нем церковь Рожества Христова, да в пределех: Николы Чудотворца, да Иоакима и Анны древянная, ... деревня Соколова, на речке на Каменке, ... деревня Новинки, ... а взял я, князь Юрья Петрович за ту приданую жены своей вотчину у него великаго государя св. Никона патриарха, из ево государя патриарха келейной казны, 1800 рублей"».

4. «Село Петровское-Рождествено с деревнями, по Соборному изложению, в 1668 году утверждено за Воскресенским монастырем, что на Истре. В отказной книге того же года упоминается: "В селе церковь во имя Рождества Христова деревянная, шатровая, стоит без пения"».

5. «В 7186 (1678) году в селе находился двор монастырской, в котором было 3 человека, и в деревнях: Соколовой состояло 4 двора крестьянских, в них 23 человека, 7 дворов бобыльских, в них 25 человек, и в Новинках – один двор с 3 в нем крестьянами и 2 двора бобыльских с 10 челевеками».

При первом взгляде на приведенные выше тексты бросается в глаза большое разнообразие топонимов и имен. И возникает естественный вопрос – описывают ли указанные исторические тексты одну и ту же местность, как это предполагают братья Холмогоровы? Для этого вначале выясним: что связывает указанные цитаты? После проведения несложного анализа приведенных текстов было определено. Во-первых, везде встречается название села «Петровское», вначале с одним этим наименованием, а потом с припиской «Рождествено тож». Правда, в последней цитате (№5) его нет, но из контекста книги братьев Холмогоровых оно подразумевается. Отметим также, что в первых четырех текстах в указанном селе упоминается церковь Рождества Христова. Во-вторых, во всех цитатах, кроме четвертом, встречаются названия деревень Соколова и Новинки (в текстах они для наглядности выделены автором жирным шрифтом, как и речка Каменка).

В-третьих, хорошо прослеживается история смены владельцев села Петровского с соседними деревнями. В 1623-1624 годах оно «за Алексеем Микитиным Годуновым». В 1646 году уже «находилось во владении жены Алексея Николаева Годунова, вдовы Аксиньи». Далее, судя по всему, произошла смена владельца села, ибо в 1656 году упоминается уже другая фамилия: «владел князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, получивший эту вотчину в приданое за своею женою» [8]. К сожалению, при этом не указано имя жены и потому остается сомнение: действительно ли были связаны семейными узами представители фамилии Годунова и Буйносова-Ростовского? Не влезая глубоко в сложную историю древних дворянских родов, необходимое подтверждение можно получить из сведений, приведенных в книге «Памятники истории русского служилого сословия конца XIV – конца XVII веков: алфавит лиц (Р-Я)», где среди прочего встречается такая фраза: «Хилкова Аксинья Иванова дочь, смотри Годунова Аксинья Алексеева жена (первый брак), Буйносова Ростовская Аксинья Юрьева жена (второй брак)» [9]. Однако селом Петровским князь Буйносов-Ростовский владел недолго – через 2 года, судя по купчей, он продал его вместе с деревнями патриарху Никону. А еще спустя 12 лет оно уже перешло в монастырское владение: «По Соборному изложению, в 1668 году утверждено за Воскресенским монастырем, что на Истре» [10]. И во владении этой обители указанное село оставалось вплоть до 1764 года.

Таким образом, думается можно согласиться с правомерностью отнесения приведенных выше исторических текстов к одному селу Петровское-Рождествено и подтвердить справедливость их включения в один раздел книги братьев Холмогоровых. Это важное заключение, так как оно позволяет считать все упомянутые выше топонимы относящимися к одной местности. Поэтому достаточно будет определить местоположение всего лишь одного упомянутого в цитатах топонима, и тем самым решить вопрос: где находилась местность, описываемая в «Разделе 86».

Архимандрит Воскресенского монастыря Леонид Кавелин относит упомянутую выше купчую 1658 года (цитата №3) к селу Соколово [11]. Это автоматически означает, что и остальные четыре исторических текста относятся к этому же селу, то есть к «Петровскому-2». В принципе на этом вопрос географической идентификации можно было бы считать решенным. Однако хотелось бы убедиться в правоте архимандрита Леонида.

Решать вопрос географического определения местности по ее описанию можно разными способами. Например, можно проанализировать сведения об уездах, десятинах, станах, приведенные в исторических текстах. Для этого надо хорошо представлять себе, как на подмосковных землях проходили границы десятин и станов в XVII веке, как они со временем менялись. За неимением подобных сведений предлагается решить вопрос идентификации местности иначе, а именно путем поиска на старых картах ключевых топонимов, к которым в нашем случае следует отнести названия сел «Петровское» и «Рождествено», деревень «Соколова» и «Новинки». К их числу отнесем также речку «Каменка». О ней следует сказать особо, так как именно этот топоним, как это будет показано ниже, сыграет решающую роль в вопросе идентификации местности.

Кому-то возможно включение речки Каменки в ключевые топонимы покажется спорным – ведь указанное название встречается лишь однажды в «Разделе 86» книги Холмогоровых (в цитате №3). Более того, в одной из других цитат (№1) говорится: «Село Петровское, на суходоле, было пустошью...» Обращает на себя внимание приписка к названию села уточнения его местоположения: «на суходоле», что означает отсутствие на описываемой местности всяких речек и водоемов. Как же так – ведь только что выяснили, все пять первых цитат указанного раздела относятся к селу Петровское, которое было на речке: «Село Петровское, а Рождествено тож, на речке на Каменке»? Объяснить такое несоответствие не представляется возможным, кроме как экономией места при составлении текста и крайней незначительностью указанной речки. Можно тут еще добавить, что далеко не на каждой современной карте указанная речка показывается, несмотря на то, что она на самом деле и ныне существует и летом не пересыхает, хотя в некоторых местах по виду это просто ручей.

Итак, ключевые топонимы, по которым будет производиться поиск, определили. Теперь надо определиться: по каким историческим источникам будем решать вопрос об идентификации местности. Все приведенные выше цитаты «Раздела 86» относятся к XVII веку. К сожалению, для этого времени подробных карт подмосковных земель не существует. Самые старые из известных графических произведений с достаточным масштабом, где показаны названия деревень и речек – это планы Генерального межевания (ПГМ), которые составлялись в конце XVIII века. За неимением других, ими и воспользуемся.

Поиск будем производить вокруг селений, обозначенных нами как «Петровское-1» и «Петровское-2», так как в ближайших окрестностях Воскресенского монастыря других мест с подходящими топонимами не обнаружено. Ниже, на рисунках 2 и 3, приводятся фрагменты ПГМ для Воскресенского уезда [12] (позже это стали земли Звенигородского уезда) вокруг интересующих нас селений. Для облегчения поиска помимо копий старых карт рядом приведены их упрощенные варианты, в которых стрелками отмечены интересующие нас топонимы.

Рисунок 2. Фрагмент ПГМ Воскресенского уезда (окрестности селения «Петровское-1»):

Рисунок 3. Фрагмент ПГМ Воскресенского уезда (окрестности селения «Петровское-2»):

Итак, что же видно на планах конца XVIII века? Для местности «Петровское-2» все наглядно – имеется село Рожествино (рисунок 3). Для «Петровское-1» ситуация такая: села с нужным названием нет (по крайней мере так было на момент составления ПГМ), но зато есть деревня Петрова (рисунок 2). Как сказано у братьев Холмогоровых, в начале XVII века село было разорено: «В писцовых книгах 7131 и 7132 (1623 и 1624) годов значится: «Пустошь, что было село Петровское...» [13]. Но как говорится далее в той же книге (выпуск 2), позже тут вновь поселились люди: «Из переписных книг 1705 года видно, что пустошь Петровская населенная вновь, после 1685 года, была деревнею...» Таким образом, прослеживается преемственность названий: село Петровское – пустошь Петровская – деревня Петрова. А вот название Рождествено в местности «Петровское-1» ни разу не встречается.

Анализируя топонимы, встречающиеся на указанных планах, можно увидеть, что в одном случае недалеко от Петрова имеется селение Сокольское (Красновидово), а в другом вблизи Рожествино есть Соколова. Да, названия Сокольское и Соколова несколько различаются. Но учитывая, как со временем могу изменяться наименования селений, можно считать, что варианты топонима Соколово присутствует на обеих картах ПГМ.

Перейдем теперь к поиску следующего топонима – Новинки. На обоих планах в ближайших окрестностях Петрова и Рожествино селения с похожим названием нет. Но, если расширить круг поиска, то для местности «Петровское-1» на востоке от Петрова в 18 верстах найдется деревня Новинки (на рисунке 2 в виду дальности она не показана). Если же говорить про «Петровское-2», то опять же на востоке от Рожествино, но почти в три раза ближе (а именно в 6,5 верстах) расположена деревня Новое (правая часть рисунка 3). Как можно заметить, название топонима несколько отличается от нужного нам. Чтобы снять сомнения, привлечем на помощь военно-топографическую карту Ф. Ф. Шуберта. На ней видно, что на том месте, где была деревня Новое, в 1860 году находятся Навинки. Вероятно, у этой деревни существовали разные варианты написания названия. И если она в XIX веке называлась Навинки, но почему бы не предположить, что и в XVII веке она не могла иметь такое же или близкое название?

У кого-то, возможно, возникнет попутный вопрос: почему на карте Шуберта на местности, обозначенной нами как «Петровское-2», нет названий Каменки и Рождествено, но зато рядом имеются два селения со схожим названием – Соколова и Соколово? О причинах отсутствия названия Каменки выше уже говорилось (при этом сама речка и овраг, по которому она протекает, на карте показаны). Ну, а про наличие второго Соколово следует сказать, что так в XIX веке стали называть село Петровское-Рождествено.

Рисунок 4. Фрагмент военно-топографической карты Ф. Ф. Шуберта
Московской губернии 1860 года (окрестности селения «Петровское-2»):

Таким образом, топонимы Соколово и Новинки не дают однозначного и убедительного ответа в вопросе идентификации местности. Хотя все же, судя по большей территориальной близости деревни Новое (Навинки) и по более «схожему» написанию названия деревни Соколова, а не Сокольское – более предпочтительным выглядит вариант «Петровское-2». Чтобы снять сомнения, необходимо дальше продолжить анализ местности. И тут на помощь приходит речка Каменка, упомянутая в купчей 1658 года (цитата №3).

Как хорошо видно на рисунке 3 («Петровское-2»), речка с таким названием протекает вблизи как села Рождествено, так и деревни Соколова (отметим, что как раз про одну и ту же речку дважды говорится в цитате №3: «Село Петровское, а Рождествено тож, на речке на Каменке, ... деревня Соколова, на речке на Каменке»). На рисунке 4, где показана та же местность, хорошо виден безымянный ручей, протекающий вблизи обоих Соколово, и даже показан мост через него (как уже отмечалось выше – этот ручей и есть речка Каменка). А вот на рисунке 2 («Петровское-1») речек с подобным или схожим названием нет, в отдалении лишь имеются ручьи Студенец и Пересалка. Более того, на той же карте хорошо видно, что деревня Петрова расположена, как говорили в старину, «на суходоле».

Конечно, кто-то может возразить: мол, небольшие речки, ручьи, ручейки со временем то появляются, то исчезают. В ответ можно заметить, что даже если ручьи пересыхают, следы от них все равно долгое время еще остаются. Однако натурное обследование обоих интересующих нас местностей показало, что деревня Петровская действительно находится на возвышенности, никаких речек там нет, видимо и не было, так как овраги ни в самой деревне, ни в ближайшей округе не наблюдаются. Можно сказать, что там поверхность земли ровная, чего не скажешь про холмистую местность в районе селе Соколово. Там, как уже говорилось выше, и поныне существует небольшая речка, причем с тем же названием Каменка.

Итак, с географической идентификаций местности, описанной в «Разделе 86», будем надеяться разобрались. Это нынешнее село Соколово, обозначенное у нас как «Петровское-2». И находится оно на севере от города Истра и Воскресенского монастыря.

 

* * *

Однако, анализ исторических текстов «Раздела 86» книги Холмогоровых на этом не окончен. Дело в том, что в нем приведена еще одна цитата, явно выделяющаяся среди остальных. В ней говорится:
6. «7189 (1680) года, октября в 15 день, при досмотре и описи церковных земель в Сурожском стану, по указу патриарха, оказалось: село Петровское, а на нем кладбище в каменье знать, ... а с приезду та церковная земля от села Ивановскаго на левой стороне, в межах государева села Павловскаго, деревни Покровской; и около той церковной земли лес Пафнутьева монастыря села Ивановского; подле того кладбища болотцо, а то кладбище и церковная земля на дороге, что ездят из Онофриева монастыря к Москве, а до той церковной земли от Москвы 40 верст, а от села Ивановскаго 3 версты и та церковная земля в приходе Чудова монастыря села Лушков у церкви Николая Чудотворца, а тем де селом Ивановским и церковною пустошью, что было село Петровское владеют Пафнутьева монастыря власти; а та церковная земля велено беречь села Лушков Николаевскому попу Тимофею» [14].

Сразу бросается в глаза то, что тут не встречается ни одного привычного по другим цитатам топонима, нет ни слова про село Рождествено, ничего не говорится про церковь Рождества Христова или придел с таким посвящением. Зато приводятся детали (они выделены в цитате №6 жирным шрифтом), по которым однозначно можно определить описываемое место – это деревня Петровское, обозначенная у нас как «Петровское-1». Это та самая деревня Петрова, которая в XIX веке сначала входила в приход Петропавловской церкви села Лужки (иногда писали «Лушки») Звенигородского уезда, а потом была причислена в приход новопостроенной Успенской церкви в том же уезде в селе Ивановском при суконной фабрике П. Г. Цурикова. Все перечисленные выше топонимы сохранились и по сей день (с незначительными вариациями названий), что хорошо видно на современной карте (для упрощения поиска на рисунке 5 упомянутые в цитате топонимы отмечены стрелками).

Рисунок 5. Современная карта Московской области (окрестности селения «Петровское-1»):

Подтверждением того, что цитата №6 относится к селу «Петровское-1», а не к «Петровское-2», являются и другие данные, приведенные в этом тексте: «Владеют Пафнутьева монастыря власти», «Ездят из Онофриева монастыря к Москве». Те же самые сведения можно найти в исторических текстах выпуска 2 книги Холмогоровых, датированных 1583, 1623 и 1624 годами [15], и относящихся к бывшему селу Петровское (потом деревне), в котором до Смутного времени была Петропавловская церковь (цитата 1583 года в самом начале данной статьи). И еще можно заметить, что местность «Петровское-1» лежит практически на прямой линии, которая соединяет Москву и село Онуфриево, чего не скажешь про «Петровское-2», достаточно лишь взглянуть на карту Подмосковья (это к вопросу об упомянутой в цитате №6 дороге, по которой «ездят из Онофриева монастыря к Москве»).

Таким образом, думается можно определено говорить об ошибке идентификации одного из текстов, в результате чего в «Разделе 86» ошибочно оказались смешаны исторические сведения из разных местностей. Те тексты, где встречаются топонимы «Соколова», «Новинки», «Каменка» (цитаты № 1-5), относятся к селению «Петровское-2», то есть они находятся «на своем месте», описывая историю села Рождествено-Петровское (ныне село Соколово). А вот тот текст 1680 года (цитата №6), в которой упоминаются «Ивановское», «Павловское», «Покровское», «Лушки», на самом деле относится к селению «Петровское-1», история которого рассматривается в другой книге братьев Холмогоровых – в выпуске 2 (С. 127-128). И для исправления путаницы следует указанную цитату №6 туда перенести.

Что сказать про ошибку, допущенную Холмогоровыми? Вообще-то это не единственная «неточность» в книгах этих уважаемых авторов (нами обнаружено еще несколько ошибок, например одна из них имеется в описании села Назарово). Однако, это ни в коей мере не снижает важность труда, который проделали эти братья-историки, и книги которых по сей день остаются самыми цитируемыми источниками по истории церквей XVI-XVIII веков. Учитывая новизну темы, ее объем (охвачены почти все церкви большой Московской губернии), подобные ошибки неизбежны. А принимая во внимание, когда были написаны указанные книги и широту охвата территории, следует признать, что авторы не могли просто физически побывать во всех местах, чтобы проверить верность идентификации каждого села, каждой цитаты.

Но вот почему наши современники, жители описываемых мест, не обратили внимания на «географические нестыковки», остается вопросом. Более того, автор, писавший текст про историю деревни Петровское Ивановского сельского округа в книге-энциклопедии «Истринская земля», еще больше запутал дело – исправив одну ошибку Холмогоровых, допустил ряд других, перенеся материал, посвященный селу Соколово, в главу по указанной деревне. Иначе говоря, совершил «обратную» ошибку: включил тексты, относящиеся к «Петровскому-2» в описание «Петровское-1», и таких неверных цитат оказалось несколько! Видимо, его сбила с толку та самая ошибочная цитата 1680 года (№6): увидев в тексте знакомые названия сел (Ивановское, Павловское, Лужки), он посчитал, что весь «Раздел 86» описывает историю деревни Петровское нынешнего Истринского района, не придав при этом значения незнакомым топонимам в других местах исторических текстов (следует оговориться, что это лишь предположение, попытка найти возможное объяснение, как такая досадная ошибка могла произойти в таком солидном издании).

В итоге же появились неверная история, что недалеко от Воскресенского монастыря и города Истра, на южном направлении, когда-то было село Петровское-Рождествено с Христорождественским храмом, тогда как на самом деле там прежде было село Петровское с Петропавловской церковью. Стоит еще сказать, что указанная ошибка, как и многие подобные другие, осталась бы малозначимой, если бы она не нашла своего продолжения в «Русской Палестине».

Справедливости ради в оправдание этой ошибки следует сказать, что указанные местности «Петровское-1» и «Петровское-2» на удивление во многих деталях оказались схожими. Но к счастью не во всех. Именно некоторые «мелкие» топонимы, на которые многие не обращают внимания, помогли разобраться в данном вопросе. Необходимо также признать, что он оказался не простым и потребовал времени на поиск и изучение старых карт.

Необходимо также отметить, что не все современные авторы повторяют ошибку, допущенную составителями энциклопедии «Истринская земля». В недавно вышедшей книге об истории селений Солнечногорского района, в главе, посвященной селу Соколово, приводятся сведения о покупке его в 1658 году патриархом Никоном у князя Ю. П. Буйносова-Ростовского [16] (цитата №3). То есть, владения указанного князя совершенно верно отнесены к местности «Петровскому-2», а не к «Петровскому-1».

 

* * *

Итак, будем надеяться, что с идентификацией сел Петровское и Рождествено, упомянутых в выпусках 2 и 3 книг братьев Холмогоровых разобрались. Перейдем теперь к следующему вопросу: как же быть с подмосковным Вифлеемом, где он находился в «Русской Палестине»? И был ли вообще? Вопрос так стоит потому, что ни на одной из старых карт не обнаружено обозначение этого святого места на подмосковной земле.

То, что Вифлеем задумывался в окрестностях Воскресенского монастыря еще самим патриархом Никоном, подтверждается как минимум тремя историческими фактами, датируемыми XVII веком. Первый – в материалах Церковного Собора 1666 года, обвинявшего Никона в числе прочих «грехов» в использовании палестинских наименований, среди них упоминается Вифлеем [17]. Второй – в дневниках голландца Витсена, который описывает свое путешествие в Московию в 1664-1665 годах, тоже встречается это палестинское название [18]. И наконец, в Воскресенской редакции «Книги Большому чертежу», которую составлял в 1694-1696 годах монах Воскресенского монастыря Варлаам, бывший до этого в ссылке вместе с патриархом Никоном, имеются такие слова: «От усть реки Истры вверх 15 верст на левой стороне реки монастырь живоносного Христова Воскресения Новый Иерусалим строение святейшего Никона патриарха Московского и всея России; ... Близь тоя обители окрест и вдале учинены многие веси и наречены имены по образу древняго Иерусалима яже есть: Иордан, Елеон, Фавор, Вифиния, Рама, Вифлием, Самария, Сидон, Назарет, Капернаум, Галилея» [19].

Теперь сомнений нет – подмосковный Вифлеем во времена патриарха Никона был, причем, по-видимому, находился не так далеко от Воскресенского монастыря на реке Истра. Но где именно? Как уже отмечалось в начале данной статьи, некоторые исследователи «Русской Палестины» считают, что наиболее подходящее место для него было в 10 км на юг от указанного монастыря (то, что мы выше обозначили как «Петровское-1»). Основными доводами в пользу данного варианта (назовем его «южным») выдвигаются два основных аргумента, условия.

Первое – топологическая схожесть с картой Святой земли (Базилика Рождества Христова в Вифлееме по отношению к Гробу Господня в Иерусалиме расположена в 8,5 км почти точно на юг). Второе - «южное» село когда-то называлось Петровское-Рождествено, а церковь в нем была Рождества Христова. В качестве подтверждения этого приводятся ссылки на книги Холмогоровых, «Истринская земля» и на купчую 1680 года о покупке села патриархом Никоном у князя Буйносова-Ростовского. Все эти ссылки, исторические цитаты были подробно рассмотрены в данной статье и показано, что они относятся к другому месту («Петровское-2»), которое находится в противоположном направлении от Воскресенского монастыря. Иных же свидетельств того, что в местности «Петровское-1» когда-то была Христорождественская церковь, пока не обнаружено. И, следовательно, на данный момент нет оснований считать, что в этом месте когда-то существовал храм с таким посвящением.

Но означает ли это, что южное село Петровское не могло быть Вифлеемом во времена Никона? Нет, не означает. Мы не можем ничего определенного утверждать, не имея достоверных сведений о замыслах патриарха. А, не зная о них, остается только предполагать, где бы в окрестностях Воскресенского монастыря могло быть село, деревня или что-то иное, обозначающее место рождения Иисуса Христа. Если же «идеального» места Вифлеема, как по географическому положению, так и по посвящению храма на подмосковной земле пока не обнаружено, то видимо стоит рассмотреть другие возможные варианты. Но при этом надо четко представлять себе, что каким-то из двух перечисленных выше основных условий придется поступиться – либо топологическим сходством со Святой землей, либо наличием храма нужного посвящения.

Начнем с первого условия, то есть с географии. В южном направлении от Воскресенского монастыря известно не так уж много мест, где когда-либо были православные храмы. Помимо упомянутого в 10 км села Петровского с Петропавловской церковью, в 3 раза ближе к обители находилось Ильинское Городище с Ильинской церковью. В некоторых трудах, посвященных «Русской Палестине», высказывается предположение об этом древнем городище как месте возможного Вифлеема [20]. Однако информации о наличии когда-либо в данном Ильинском храме Христорождественского придела пока не обнаружено. Известно лишь, что полтора-два столетия назад в нем были приделы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского, а еще раньше возможно некоторое время в храме существовал придел в честь Рождества Богородицы [21].

Несколько дальше и уже не совсем точно на юг от Воскресенского монастыря находятся деревни Лукино и Давыдовское, в которых в конце XIX века – начале XX имелись часовни [22, 23]. Однако сведений о том, что в этих селениях когда-то были православные храмы, не обнаружено. Если смотреть еще дальше в южном направлении в сторону Звенигорода, то можно увидеть села, в которых прежде были православные церкви или часовни – это Сурмино, Фуниково, Караллово, Ершово. Но эти места расположены довольно далеко от Воскресенского монастыря. Да и храмы там были иных посвящений (имелись ли в них приделы в честь Рождествена Христова – неизвестно, данный вопрос не изучался). А вот в Звенигороде на Верхнем Посаде церковь Рождества Христова была (она и ныне сохранилась). Но вряд ли Патриарх Никон имел ее в виду, учитывая неблизкое расстояние (более 20 верст). Таким образом, на данный момент нет оснований утверждать, что в южном направлении от Воскресенского монастыря был Христорождественский храм или придел ближе, чем в уездном городе.

Но имелись ли во времена патриаршества Никона какие-либо другие церкви нужного посвящения в окрестностях Воскресенского монастыря, пусть и по иным направлениям? На этот вопрос можно ответить утвердительно – в радиусе до 20 км можно найти несколько сел, в которых были (а где-то и сохранились) храмы в честь Рождества Христова (исторические сведения о них позаимствованы из книги «Истринская земля» [24]):

1. Село Рождествено-Юркино (иногда его называли Рождественским погостом, иногда относили к Татищево). Это место расположено в 19 км на запад (чуть южнее) от Воскресенского монастыря. В нем каменный храм существует с начала XVI века.

2. Рождественский погост на Мологоше почти в 11 км на запад (немного севернее). Деревянный храм там имелся еще до Смутного времени, потом был разорен, в 1704 году восставлен и просуществовал до 1808 года, пока не сгорел. В 1750 года в версте от него в соседнем селе Филатово был построен каменный храм такого же посвящения, который частично сохранился и сейчас восстанавливается.

3. Село Рождествено-Кутайсово почти в 15 км на восток (чуть южнее). Первое упоминание о церкви относится к 1628 году. В 1823 году построен каменный храм, который сохранился и ныне действует.

4. Село Рождествено-Петровское-Соколово, в 14 км на север от монастыря, о котором уже много было сказано в данной статье (это местность «Петровское-2»). На погосте стояла деревянная Христорождественская церковь, которая в 1849 году сгорела. Через 9 лет недалеко от нее был построен кирпичный храм с таким же посвящением. До нашего времени он также не сохранился.

Таким образом, можно говорить, что в любом направлении сторон света, кроме южного, в радиусе до 20 км от Воскресенского монастыря прежде были села или погосты с Христорождественскими церквями. Да, все они расположены не так близко и до любого из этих храмов по прямой более 10 км. Но все же это ближе, же до Звенигорода.

Мог ли быть в одном из этих мест Вифлеем? А почему бы и нет, коль скоро в литературе встречаются сведения, что подмосковный Назарет был в селе Чернево, которое находится в 30 км на востоке от Воскресенского монастыря, а не на севере как на Святой земле (сведения об этом можно найти как в книгах Зеленской Г. М. [25], так и Дорошенко С. М. [26]). Какой из перечисленных четырех вариантов окрестных сел с Христорождественской церковью предпочтительнее для возможного Вифлеема? Представляется, что на данный момент более весомые аргументы у последнего, «северного» варианта, так как достоверно известно, что именно эти земли были вотчиной Воскресенского монастыря (вопрос о принадлежности монастырю трех других упомянутых выше селений пока не изучался). Да, во времена Никона церковь тут стояла уже «без пения», то есть в ней священники не служили. Но ведь существовала же! И патриарх покупал село Петровское-Рождествено у Буйносова-Ростовского вместе с церковью Рождества Христова. Очень может быть, что эта покупка была совершена Никоном с далеко идущими планами. Понятно, что возможностей по должному обустройству выбранного места было намного больше на землях, принадлежащих Воскресенскому монастырю.

Есть еще один аргумент, возможно решающий, по которому первым кандидатом на пока вакантное место Вифлеема видится «северный» вариант в виде села Соколово, оно же бывшее Петровское, оно же бывшее Рождествено. Дело в том, что данная местность освящена подвигами Соколовских святых – Тихона, Никона и Василия, подвизавшихся в Соколовской пустыни еще до появления Нового Иерусалима на подмосковной земле. Эти православные святые позднее были более чем на два столетия почти позабыты, память о них в конце XIX века стал возрождать архимандрит Леонид Кавелин (в то время настоятель Воскресенского Новоиерусалимского монастыря), написав о них две статьи в церковном журнале [27]. Ныне память о Соколовских святых пытаются восстановить прихожане Солнечногорского благочиния (в июле 2015 года при большом стечении народа в селе был установлен памятный крест недалеко от места несохранившегося деревянного Христорождественского храма, планируется сооружение новой церкви в честь трех подвижников).

В завершении хотелось бы сказать еще следующее. Случайно ли совпадение имени одного из Соколовских святых с именем патриарха Никона, которого возможно канонизируют? Вряд ли Патриарх ничего не знал о когда-то подвизавшихся в Соколовской пустыни подвижниках. Да, в 1658 году (когда покупалось село) в живых их уже не было. Но учитывая, что прошло не так много лет от времен Соколовских подвижников (около полувека), есть все основания полагать, что предание об этих угодниках Божиих было еще свежо у местных прихожан, и о них наверняка слышал Никон. Не случайно ли все это, не многовато ли совпадений вокруг Соколово? Может тут все-таки когда-то был Вифлеем?

Список используемых источников:
1. Колотий Н. А. Русская Палестина – ландшафтная икона Святой земли. Трагедии, тайны, факты истории. – М., 2011. С. 39.
2. Святыни Истринской земли. – Дедовск, 2010. С. 20.
3. Учетная карточка часовни в деревне Петровское (Ивановское сельское поселение) на сайте «Утраченный Божий Дом».
4. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып. 2. – М., 1882. С. 127-128.
5. Архимандрит Леонид. Исторический отдел. Село Соколово именуемое в просторечии «Тихон-Никон». // Московские епархиальные ведомости. – 1872, №25. С. 175-177 (копия имеется на сайте «Утраченный Божий Дом»).
6. Истринская земля. Энциклопедия сел и деревень. – М., 2004. С. 424.
7. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып. 3. – М., 1886. С. 253-254.
8. Там же. С. 253.
9. Сайт «История, культура и традиции Рязанского края».
10. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып. 3. – М., 1886. С. 253.
11. Архимандрит Леонид. Исторический отдел. Село Соколово именуемое в просторечии «Тихон-Никон». // Московские епархиальные ведомости. – 1872, №25. С. 175-177 (копия имеется на сайте «Утраченный Божий Дом»).
12. РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 2238. Воскресенский уездный план. 1847 год (копия плана 1784 года).
13. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып. 2. – М., 1882. С. 127-128.
14. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып. 3. – М., 1886. С. 254.
15. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып. 2. – М., 1882. С. 127-128.
16. Солнечногорье – страницы истории. – Солнечногорск, 2014. С. 188-189.
17. Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Путеводитель. – М., 2003. С. 93.
18. Там же. С. 95.
19. Книга Большому чертежу. Подготовка к печати и редакция К. Н. Сербиной. – М., Л., 1950. С. 189.
20. Выборный В. Н. «Русская Палестина» как архитектурно-ландшафтный и историко-богословский комплекс. // Патриарх Никон: духовный свет сквозь века (духовная власть как духовная опора на все времена). Ч. 2. Сияние славы Отчей: Патриарх Никон в истории культуры. Исследования. – М., Саранск, 2010. С. 1060-1071.
21. Учетная карточка Ильинской церкви на погосте Ильинское-Городище на на сайте «Утраченный Божий Дом».
22. Учетная карточка часовни в деревне Лукино на сайте «Утраченный Божий Дом».
23. Учетная карточка часовни в деревне Давыдовское на сайте «Утраченный Божий Дом».
24. Истринская земля. Энциклопедия сел и деревень. – М., 2004. С. 487-492, 294-297, 705-711.
25. Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Путеводитель. – М., 2003. С. 84.
26. Дорошенко С. М. Настоятели Воскресенского монастыря Нового Иерусалима: живая история обители. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2009, №2 спецвыпуск. С. 138.
27. Архимандрит Леонид. Исторический отдел. Изследование народнаго предания, по которому село Соколово именуется в просторечьи «Тихон-Никон». // Московские епархиальные ведомости. – 1878, №27. С. 246-247 (копия имеется на сайте «Утраченный Божий Дом»).

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика