Прежде всего надо определиться, что мы точно знаем об этой часовне: 1. Находилась она на приходском кладбище. Словосочетание «кладбищенская часовня» упоминается в клировых ведомостях 1916, 1921 и 1928 годов. 2. Она была деревянная, крыта железом. Об этом говорится в тех же клировых и в страховой карточке 1910 года. 3. В начале XX века она уже была ветхой. В 1910 году оценивалась всего в 10 рублей (очень малая сумма по тем временам). Однако в 1928 году часовня, видимо, еще была цела. Вот пожалуй и все, что можно охарактеризовать как достоверные данные.
Не известно, как часовня выглядела, так как пока не обнаружено ни одной фотографии или архивного чертежа. Мы также не знаем ни даты постройки, ни даты и обстоятельств ее уничтожения. К сожалению, не удалось установить и точного места расположения часовни, поскольку не найдено ни одного плана села, где бы она была обозначена, хотя где находилось старое кладбище нам известно (с южной стороны от каменного храма). Еще, к огорчению, о часовне ничего не слышали две бабушки-старожила, с которыми удалось переговорить (одна из них переехала в Рождествено уже после войны), но других старожилов в деревне, по словам этих бабушек, и нет.
Вообще о существовании данной часовни впервые узнали из статьи Александра Бокарева: «После постройки в Рождествене в 1830-х годах каменной церкви старый деревянный храм XVIII века был перенесен на сельское кладбище, а в середине XIX века разобран. На месте церкви осталась часовня. В начале ХХ века это была деревянная, крытая железными кровлями постройка. Вполне возможно, что при ее сооружении было использовано старое здание деревянной церкви. Часовня использовалась для отпеваний и была приписана к сельской церкви. Здание, вероятно, не сохранилось».
В личной переписке Александр дополнительно сообщил: «Часовня, получается, была кладбищенская, для отпеваний. Это постройка по сути своей отличная от деревенских часовен. Если деревенские часовни были интересны для отчетности – их и контролировать надо было (начальство остерегалось сбора в них раскольников), и с точки зрения церковных сборов они важны (могла стоять сборная кружка), то часовня на кладбище в этом плане была мало интересна, и ее могли в ряде бумаг вовсе не указывать. Потому и местные жители ее в меньшей степени могут помнить. Мне лично кажется более вероятным сооружение ее из материала старой церкви. Но это скорее интуитивно. Достаточного количества статистических данных, чтобы сказать – да, сплошь и рядом когда старую разбирали, из остатков часовенку делали – не имею».
Таким образом, Бокарев, предположил два факта, хоть и поставил сам их под сомнение: 1. Часовня была поставлена на месте старой церкви, существовавшей до постройки каменнаго храма. Причем перед этим старая церковь была перенесена на кладбище. 2. Материал старой церкви мог использоваться при постройке часовни. Но это лишь его предположения, основанные на опыте, накопленном при обработке сведений большого количества других часовен. К сожалению, пока не найдено ни одного дела, напрямую связанного с самой часовней. Однако в последнее время в архиве ЦИАМ обнаружены несколько дел про старую деревянную церковь в Рождествено и постройке там новой каменной:
1. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 211. Д. 34. О постройке каменной церкви вместо деревянной в селе Рождествено. 1829 год. На листе 32 сказано: «Для построения вновь церкви признано приличным и удобным (место) близ старой существующей деревянной (церкви) на том же погосте по правую сторону». А далее на листе 69 говорится: «для обжига кирпича в дровах они имеют большой недостаток. А как в не в дальнем от них разстоянии Клинскаго уезда прихода Ильинскаго, что на Катыше в сельце Колтошеве находится ветхая давно нарушенная деревянная церковь. И просит дозволить означенную церковь употребить им для обжигу кирпича».
2. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 218. Д. 36. О пожаре в деревянной церкви села Рождествено на Истре. 1833 год. На листах 6-6об сказано: «деревянная церковь сгорела вся до основания со всею церковною утварью и ризницею, поелику оная хранилась еще в деревянной церкви, а у находящейся в ряд с оною разстоянием в двух саженях вновь устроенной каменной церкви с левой стороны».
3. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 218. Д. 34. О пожаре деревянной церкви села Рождествено на Истре и найденных на пожарище деньгах. 1833-1834 годы. На листе 17 сказано: «в деревянной церкви, а находившейся впредь с оной разстоянием в двух саженях вновь устроенной каменной церкви с левой стороны».
Из этих архивных дел теперь известно: старая (деревянная) и новая (каменная) церкви стояли совсем рядом, в 4 метрах. И в один ряд, причем деревянная церковь стояла южнее, ближе к погосту. О взаимном расположении храмов говорят слова «на том же погосте по правую сторону» из первого дела. А еще ни в одном деле не говорится про перенос старой церкви на кладбище. Его, полагаю, и не было. Ну и материал старой церкви не мог использоваться при строительстве часовни, так как церковь «сгорела вся до основания». А при обжиге кирпичей для строительстве новой церкви использовался материал не старой соседней церкви, а другой, из Клинского уезда.
Теперь предположения, которые можно сделать, изучая указанные архивные дела. Кладбищенская часовня вряд ли стояла на месте старой деревянной церкви , так как не было в этом нужды из-за крайней близости к каменному храму – место около него и так не могло оскверняться животными или людьми. А кладбищенскую часовню так близко вряд ли имело смысл ставить – ведь погост, по-видимому, располагался чуть далее. Да и если б часовня стояла бы так близко храму, то была бы более заметна по этой причине. И наверно о ней помнили бы старожилы (как мы знаем, в 1928 году по документам она еще существовала). Ну а если факт основания часовни все-таки связан со старой церковью, то датой возведения часовни можно считать 1830-е годы. Однако пока этот факт также ничем не подтвержден.
|