Система Orphus

Назад

Часовни на месте прежде существовавших храмов
С. Носиков, С. Мамаев 12.06.2013

Издавна на Руси существовал обычай ставить часовни на месте алтарей закрытых и упраздненных храмов. Делалось это как для увековечивания памяти о храме, так и чтобы не допустить осквернения святого места людьми или скотиной (с этой целью иногда постройки еще огораживались забором). Трудно сказать, когда эта традиция появилась, ставились ли часовни сразу после закрытия церкви или спустя годы и даже десятилетия (видимо бывало и так, и так). И чьей инициативы здесь было больше – благочестивых местных жителей или церковного начальства. Однако следует сказать (по опыту просмотра архивных дел), что подобные прошения «от низов» благожелательно встречались начальством, это считалось уважительной причиной и разрешение на постройку, как правило, давалось, чего нельзя сказать о некоторых прошениях на возведение часовен по другим поводам.

Возникает вопрос – а сколько подобных часовен было построено в прежние века на территории, ныне занимаемой Истринским районом? Анализ собранной информации позволяет более-менее достоверно предположить, что в нашем районе было 15 таких случаев, причем две часовни сохранились до наших дней: Сергиевская в деревне Загорье и Никольская в деревне Лучинское. Первая была построена в 1904 году на месте основанной в 1715 году и сгоревшей в конце XVIII века церкви преподобного Сергия, вторая – в 1875 году на месте существовавшей с XVI века и также сгоревшей в 1818 году церкви святителя Николая.

Остальные часовни не сохранились, как и церкви, в память которых они ставились. По некоторым из них у нас нет сомнений, что они поставлены на месте прежних храмов (сведения об этом имеются в найденных документах). В их числе пять деревянных часовен: на месте уничтоженной в Смутное время Никольской церкви на кладбище в сельце Кутузово; на месте упраздненной в конце XVIII века Преображенской церкви в деревне Никитское; на месте святого престола сгоревшей в 1810 году церкви у села Филатово (а точнее на ранее существовавшем неподалеку Рождественском погосте); на месте прежней деревянной церкви села Куртниково, и на месте закрытой в 1809 году Казанской церкви в деревне Ивановское (Павло-Слободское с/п).

По остальным часовням у нас пока нет явных документальных сведений о поводах их постройки, но часовни точно были (уничтожены в годы советской власти). Также нам известно о ранее существовавших церквях в этих селениях. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что часовни поставлены на месте или в память прежде существовавших храмов. К ним относятся шесть часовен: в селе Бужарово, где каменная Преображенская церковь была построена в 1859 году вблизи деревянной, позже разобранной; в селе Мансурово (судя по старым планам генерального межевания, существовавшая в XVI-XVIII веках Никольская церковь находилась примерно там же, где и была позже поставлена часовня); в деревне Петровское, где в XVI-XVII веках существовала Рождественская церковь; в селе Рождествено (Бужаровское с/п), где в 1830-х годах в связи с постройкой каменного был разобран рядом находившийся деревянный Рождественский храм; в деревне Воскресенки, где существовала в XVI веке Воскресенская церковь; в деревне Троица, где в Смутное время была разрушена деревянная церковь.

И, наконец, есть еще две часовни, о существовании которых мы не можем достоверно утверждать (ибо пока не найдено документальных свидетельств о них, есть только свидетельства старожилов). Но церкви в этих деревнях прежде точно были. Это деревня Славково с упраздненной в 1800 году церковью Александра Свирского и деревня Зыково, в которой до 1822 года существовала Ченстоховская домовая церковь.

Таким образом, из 15 часовен семь точно были установлены в память и на месте прежде существовавших храмов (про остальные мы с уверенностью этого сказать не можем). Скорее всего, это далеко не полный список. На территории современного Истринского района в XVIII веке были еще церкви в Куртасове, Никольском-Размыслове, Чудцеве, Бутырках. Эти места нами еще не обследовались. Возможно и там на месте церквей после их упразднения были поставлены часовни. В связи с этим возникает вопрос: а на месте всех ли церквей в царское время ставились часовни? Мы этого пока не знаем. Но судя по фактам, которые удалось установить, «процент» увековечивания памяти в виде часовен в нашем районе был довольно высокий.

Очень хотелось бы, чтобы эта древняя, благочестивая традиция возродилась в нашем районе (пока же примеров сооружения часовен в честь прежде существовавших храмов в наше время нет). Но первые шаги в этом направлении уже делаются – в 2012 году установлен памятный крест в Савельево на месте разрушенной в войну Богородицерождественской церкви, в ближайшее время планируется установка еще двух (в Хованском и Назарово).

* * *

В день святой Троицы, 23 июня 2013 года, в Хованском и Назарове были установлены кресты на месте существовавших ранее храмов. Перед молебнами к собравшимся обратились главы поселений: в Хованском – Валерий Васильевич Решетин, в Назарове – Сергей Николаевич Прохоров, которые оба высказали мнение, что при желании местных жителей со временем рядом с установленными крестами могут быть воздвигнуты и небольшие часовни в память утраченных храмов. Полный фотоотчет

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика