Система Orphus

Назад

Богородицерождественская церковь в селе Нижневасильевское
С. Мамаев, С. Носиков, П. Малкин Духовная Нива. – 2013, №3. С. 4

На северо-западе Истринского района находится следующий утраченный храм, о котором мы хотим рассказать. Если проехать по Волоколамскому шоссе железнодорожную станцию Румянцево и, свернув в сторону Савельево, а затем Курово, повернуть в сторону Московского большого кольца, вскоре справа от дороги будет видно несколько старых деревенских домиков. Это все, что осталось теперь от некогда крупного села Васильевское Рузского уезда.

Селение известно с 1561-1562 годов, когда Афанасий Терентьевич Негодяев отдал свою вотчину, треть сельца Васильевское в Иосифо-Волоцкий монастырь. После Смутного времени сельцо стало пустошью, а к 1646 году снова было заселено крестьянами. С 1678 года Васильевским поочередно владели боярин Родион Матвеевич Стрешнев, купец Василий Остафьевич Филатьев, граф Иван Гаврилович Головкин, полковник Федор Михайлович Чемесов, граф Михаил Петрович Румянцев, подполковник Иван Михайлович Хлебников, а в XIX веке – Иван Иванович Вейденгаммер и его потомки.

В 1716 году по челобитью владельца Васильевского Ивана Гавриловича Головкина в сельце была построена «деревянная церковь с такою же колокольнею в одной связи на каменном фундаменте». В книгах синодального Казенного приказа записано: «Велено в новопостроенной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Васильевском попа с причетниками положить». В приходе находился один двор вотчинника и 16 дворов крестьянских (всего 310 человек).

В конце 1812 года, после изгнания Наполеона из России, благочинный докладывал своему начальству, что «церковь Рождества Божия Матери с приделом во имя преподобного Симеона, Христа ради юродиваго, и Иоанна, спостника его, деревяннаго здания, не видав, по благости Божией, никакого неприятельскаго нахождения, находилась в целости». При церкви в это время служили священник, дьячок и пономарь. В приходе числилось 83 двора, а в них «душ мужескаго пола 368, женскаго пола 387, которые все целы».

В феврале 1887 года настоятелем храма Рождества Богородицы отцом Василием Скворцовым была составлена метрика о храме, из которой можно узнать, что церковь была одноэтажная, построенная «разносторонним крестом»: длина 22,75 аршина ( 16 метров), ширина «настоящей церкви» 7,75 аршин ( 5,5 метров), ширина трапезной 11 аршин ( 7,8 метров). Располагалась она «на пригорке, близ коего на юг в овраге есть два ключа, из которых образовалась речка, именуемая Болденка».

Наружные стены деревянного храма были гладкими и окрашенными белой масляной краской, кровля – «шатровая, на два ската, железная, выкрашена медянкою». Венчала храм одна глава с позолоченным железным четырехконечным крестом «с четырьмя цепями, спускающимися к главе». Внутри церковь была устроена «в виде палаты, алтарь от храма отделялся одним трехъярусным иконостасом с тремя пролетами», оштукатурена и окрашена. На колокольне находились семь различных колоколов.

Сохранились некоторые сведения о ремонтах, произведенных в храме Рождества Богородицы. Известно, что в 1883 году силами живописца Якова Кураева обновили иконы главного иконостаса. В 1898 году за 500 рублей изготовили новый иконостас в приделе Иоанна Севского, а «пред постановлением иконостаса» окрасили потолки и стены (более половины суммы – 300 рублей – было пожертвовано крестьянкой деревни Алехново Варварой Ильиничной Егоровой). Летом следующего, 1899 года, исправили под колокольней фундамент, переделали верхнюю ее половину (заменили сгнившие бревна новыми), обшили новым тесом и окрасили в цвет всего храма с «израсходованием на сие из церковных сумм 475 рублей».

Во второй половине XIX века в документах впервые встречается разделение Васильевского на два населенных пункта. Северная часть села стала называться Васильевское Верхнее, а южная – Васильевское Нижнее. Однако, говоря о селе в целом, продолжали писать без уточнения. В начале XX века село было центром Васильевской волости Рузского уезда. После революции центр волости переместился в Новопетровское, и волость переименовали.

Согласно страховой карточке, составленной в 1910 году, церковь Рождества Богородицы оценивали всего в 3000 рублей. Приход села Васильевского был довольно малолюден. В него, помимо самого Васильевского, входили село Назарово, деревни Бодрово, Медведки, Минино, Парфенки и Фелюково. Всего в приходе числилось 164 двора, 431 прихожанин и 514 прихожанок.

Перед революцией в Васильевском в доме учительницы Мельниковой была открыта церковно-приходская школа. После революции она была преобразована в школу первой ступени и расположилась в двухэтажном здании рядом с церковью в небольшом парке на берегу речки. Законоучителем в школе с 1915 года и до революции состоял молодой настоятель храма Рождества Богородицы отец Александр Соколов. Он же был законоучителем и в земской школе соседнего села Назарово.

С приходом советской власти церковь в Васильевском разделила участь многих других церквей Московской губернии. В мае 1922 года был составлен акт, согласно которому из Богородицерождественского храма изъяли церковные ценности из серебра: два креста, сосуд, дарохранительницу, кадило, две небольшие ризы с икон и ковш для теплоты. В 1926 году между общиной верующих и исполкомом был составлен стандартный договор о передаче «в бесплатное пользование здания культа». Документ подписали 34 человека и настоятель храма священник Георгий Михайлович Орлов. А спустя три года, в 1929 году, в журнале «Деревенский безбожник» появилась заметка о том, что «верхне-васильевцы, нижне-васильевцы, бодровцы и веретенковцы постановили на своих собраниях верующих отвести членов церковного совета, отказались выплачивать деньги церковному сторожу и производить ремонт церкви. Все имеющееся имущество просили принять волисполком».

Чуть позже в том же журнале появилась и другая статья: «При селе Васильевском закрылась по желанию самих крестьян церковь. Церковники повели работу среди женщин, полетели делегаты в волость, в милицию и начались хлопоты, чтобы не закрывать церковь, а 7 апреля созвали всех женщин на собрание. Собрались было в избу-читальню, но сельсовет не разрешил там проводить, тогда собрались в доме Горшковой Дарьи, прямой сторонницы и подпевалы попа. На собрании порешили, собрать с дома по 5 копеек и выбрали делегатом Рябчикова Кондратия поехать к Калинину в Кремль для того, чтобы не закрывать церковь, которая пришла в ветхость. Разрешить службу в таком виде ни в коем случае нельзя, а ремонта в ней не меньше, чем на три тысячи рублей». Чем закончилась эта история неизвестно, в архивных источниках данных об этом пока не найдено.

По воспоминаниям старожила села Нины Васильевны Перовой, деревянную церковь в Васильевском закрыли в начале 1930-х годов, в ее здании разместился клуб. А во время фашистской оккупации, в декабре 1941 года, немцы загнали деревенскую скотину под лестницу у входа в клуб и подожгли его. Так прекратил свое существование храм с более чем двухсотлетней историей. Еще Нина Васильевна рассказала о том, что последний настоятель храма священник Георгий Михайлович Орлов в годы гонений отказался от веры, чтобы сохранить жизнь своей многодетной семье. Оккупацию он пережил в Васильевском, а затем с семьей переехал в Москву.

Другая жительница села, Надежда Николаевна Короленко, сама храм уже не застала, но о нем ей рассказывал отец. По его словам, в 1930-х годах из церкви вытащили иконы, устроили костер и все сожгли, а дед Надежды Николаевны спрятал у себя серебряный крест, который во время войны обменял на продукты. Позже на месте церкви был клуб, а с другой стороны здания библиотека. Вокруг места, где была церковь, росли кусты сирени и двенадцать больших тополей (сейчас остался лишь один тополь и небольшой куст сирени). Кладбище, которое было за церковью, закрыли в 1920-1930-х годах. Сейчас ни крестов, ни могильных плит уже не осталось, а вот в 1970-х годах они еще были.

К концу 1980-х годов некогда состоявшее из двух частей село Васильевское было окончательно переименовано в Нижневасильевское, так как бывшее Верхнее вовсе прекратило свое существование. Сейчас в Нижневасильевском рядом с местом бывшей церкви Рождества Богородицы находится деревянный крест, установленный у развилки дорог, за которой начинается территория бывшего кладбища и огороженный участок предпринимателя Германа Стерлигова. На его средства в 2011 году и был установлен этот крест, но по какой причине им было выбрано именно это место, пока выяснить не удалось.

Несколько лет назад в Нижневасильевское несколько раз приезжала занимающаяся историей своей семьи москвичка Наталия Петровна Машкова, чьи предки более трех веков жили в этом селе. В 2007 году она писала на своем сайте: «Мы с дочкой поехали посмотреть на родину предков. Кладбище в селе – нет ни одной могилы, ни одного памятника – все в старых и совсем свежих вырытых ямах. Рядом с кладбищем на месте снесенной церкви Рождества Богородицы, где крестили, венчали и отпевали всех моих предков, установлен самодельный деревянный памятный крест».

Как позже выяснилось, крест этот установил Алекс, он же Александр Константинович Федоров – американский гражданин с русскими корнями (внук священника), вернувшийся в Россию в конце 1990-х годов. Сейчас семья Федоровых в Нижневасильевском уже не живет, но, по словам Наталии Петровны, при установке креста Алексу даже удалось обнаружить остатки фундамента бывшей церкви. Этот крест недавно был убран, а нынешний же находится на несколько десятков метров южнее примерного места церкви Рождества Богородицы. К сожалению, до сих пор не найдено ни одного изображения или чертежа бывшего храма в Нижневасильевском. Только по описанию, взятому из метрики, мы можем в общих чертах представить, как выглядела эта деревянная церковь.

Часовня на кладбище в селе Филатово

Недалеко от поселка Глебовской птицефабрики в конце тупиковой дороги находится небольшая деревня Филатово. Мало кто знает, что в конце XVII века через деревню Филатово проходил крупный оживленный тракт для паломников из Новоиерусалимского в Иосифо-Волоцкий монастырь.

В старину деревня Филатово относилась к приходу церкви Рождественского погоста на Мологоще, уничтоженной в Смутное время, но в 1704 году возрожденной вновь. По преданию, на месте погоста когда-то располагался женский монастырь. В 1750-х годах в самой деревне Филатово был построен каменный храм также во имя Рождества Христова. Расстояние между двумя церквями составляло всего полверсты.

В начале XIX века филатовская церковь считалась домовой и приписной к церкви погоста, несмотря на то, что она к тому времени уже была каменной, а храм погоста по-прежнему деревянным. После того как последний в 1808 году сгорел и было принято решение его не восстанавливать, филатовский храм в 1817 году стал приходским.

В сентябре 1906 года Московская Духовная Консистория подала в Строительное отделение прошение «на постройку на кладбище села Филатово Звенигородского уезда вместо ветхой новой деревянной часовни» вместе с чертежом и планом местности. Строительство было разрешено, и вскоре новая часовня была построена. Ни об этой, ни о прежней часовне нет ни одного упоминания в литературных источниках, лишь документы Центрального исторического архива Москвы подтверждают ее существование.

В клировой ведомости Рождественской церкви села Филатова за 1916 год указано: «Приписанные к сей церкви: на погосте Рождества Христова деревянная часовня». До наших дней близ Филатова сохранилось кладбище на древнем погосте, но, несмотря на имеющийся в архивном деле план местности, где именно находилась часовня, пока установить не удалось. Не получилось до сих пор и найти старожилов из окрестных селений, знающих что-то о кладбищенской часовне, ее местонахождении и уничтожении. По чертежу из архивного дела можно лишь сделать вывод, что она была не совсем обычной.


© 2012, С. Носиков

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 160. Д. 8
Дата 1906 год

Статья в газете
«Духовная Нива»
Дата Скачать

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика