В тринадцати километрах западнее города Истры, между Волоколамским и Новорижским шоссе, вблизи Кострова, на противоположном берегу речки Малой Истры находится деревня Александрово. Несколько десятилетий назад возле нынешнего кладбища здесь стояла каменная церковь Рождества Богородицы, разрушенная в годы советской власти.
В начале XVIII века владелец Александрова Никита Борисович Пушкин бил челом о сооружении в селе каменной церкви, но первые сведения о ее строительстве относятся лишь к 1712 году, когда селом владел уже зять Пушкина адмирал Николай Федорович Головин с супругой Софьей Никитичной. В 1728 году строительство храма было окончено, и благоустроители подали прошение о его освящении: «В 1703 году июля 27 дня велено вместо обветшалой древянной церкви построить вновь каменную во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, да предел Сергия Радонежскаго Чудотворца, которая ныне оная построена и ко освящению со всем в готовности». В том же году храм освятили.
В октябре 1773 года владелец села обер-шталмейстер и камергер Петр Спиридонович Сумароков подал прошение в Синодальную контору: «В вотчине моей, селе Александрове, находится каменная церковь Рождества Богородицы, во всяком благосостоянии, в трапезе которой по левую сторону, по обещанию моему построен придел во имя пророка Самуила». Помещик просил придел освидетельствовать и затем освятить, на что в том же году было получено разрешение.
Во время Отечественной войны 1812 года в селе Александрове побывали наступающие на Москву французы. Позднее благочинный докладывал епархиальному начальству: «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами Николая Чудотворца и пророка Самуила цела. Престолы, на них срачицы и одежды и священные антиминсы целы. Церковная утварь разграблена частью. Суммы церковной было 10 рублей серебром, 15 меди, серебряные неприятелем из сундука похищены. Иконостасы и в них иконы целы».
Тут следует обратить особое внимание на указанное в тексте благочинного посвящение приделов церкви. Вместо придела Преподобного Сергия Радонежского, который был освящен в 1728 году, впервые называется придел Святителя Николая Чудотворца, однако ни в одном историческом источнике, в том числе и в архивных документах сведений о переосвящении приделов в данной церкви не встречается. Есть сведения из двух клировых ведомостей: в 1784 году церковь показана «с одним приделом», а в 1804 году – «с приделом пророка Самуила». Имея документальное подтверждение, что Самуиловский придел был освящен в 1773 году, можно сделать вывод, что Сергиевский придел был упразднен еще в XVIII веке (до 1784 года), а Никольский устроен в период с 1804 по 1812 год. Об этом же писали авторы книги «Истринская земля» без ссылки на первоисточник: «Храм был значительно перестроен и приобрел черты зрелого классицизма. Судя по старым фотографиям, он имел выразительные портики с двумя колоннами и двумя парами пилястров по бокам, обширную трапезную, четырехярусную колокольню со шпилем».
В 1887 году настоятель храма отец Иоанн Соколов писал о Никольском приделе: «В теплом трапезном храме на северной стороне против царских врат придела пророка Самуила находится каменная плита с буквами Д. и С., огороженная железной решеткой. А на доске, висящей на стене против оной, есть надпись, в которой сказано: что в сем храме погребено тело соорудительницы онаго, Дарьи Алексеевны Шатиловой. А как о строителях настоящей церкви и севернаго придела было уже сказано, и ничего не было помянуто о приделе южном, то можно предполагать, что похороненная была соорудительница придела южнаго». Двумя годами позднее, другой настоятель – отец Александр Державин – сообщал в Консисторию противоположные сведения, в частности, что «погребенная в храме госпожа Шатилова не значится строительницею», потому просил снять ту самую железную решетку, ограждающую надгробную плиту.
В 1821 году настоятелем отцом Кириллом Лукиным была составлена полная опись церкви села Александрова. Среди прочего есть описание главного пятиярусного иконостаса: «Иконостас новый резной, врата царские вызолощены». В приделе пророка Самуила иконостас был в четыре яруса, в приделе Николая Чудотворца – в два. На колокольне храма висели шесть колоколов разного веса: от 6 килограммов до четверти тонны.
В конце 1820-х или начале 1830-х годов, возможно в связи с проведением ремонтных работ или по какой-либо другой причине, приход александровской церкви был временно приписан к церкви села Покровское-Рубцово. Такой вывод можно сделать из найденного документа Московской Духовной Консистории, в котором в 1833 году рассматривалось прошение «о приписке Александрова из прихода села Рубцова по близости и удобности в приход села Телепнева». После сбора всех необходимых данных, в том числе и показаний самих прихожан, в марте 1834 года постановили село «с приходом и землею приписать к селу Телепневу». В документе не указаны причины изменений александровского прихода. Из других архивных источников известно, что в 1852 году он уже снова существовал как самостоятельный.
В январе 1887 года для Императорской Академии Художеств священником Богородицерождественской церкви Иоанном Соколовым была составлена метрика, в которой подробно описаны архитектурные особенности церкви в Александрове: «Церковь находится на отдельном погосте при усадьбе штабс-капитана Фомы Антоновича Куршинского. Церковь квадратная, одноэтажная. Алтарь церкви с одним полукружием без граней. Церковь построена вся из кирпича, цоколь выложен белым камнем. Вся церковь покрыта кровельным железом, выкрашена зеленой краской. Крест на главе деревянный, позолочен. Колокольня построена квадратным столбом в три яруса вся из кирпича. Всех колоколов пять. А так как вес оных малый – более двадцати пяти пудов нет, то можно предполагать, что они не были заказываемы, а покупали у разных заводчиков». В той же метрике приводится и внутреннее описание храма: «Настоящая церковь холодная от теплой трапезной отделяется каменной стеной и полукруглой аркой с двумя створчатыми стеклянными дверями. Алтарь от храма отделяется каменной стеною с тремя пролетами (двери царския и двое боковые). В куполе сделано живописное изображение Бога Саваофа с сонмом Ангелов. Все иконостасы сделаны из дерева гладкие».
В документах Консистории сохранились сведения о ремонтных работах, проводимых в церкви села Александрово на рубеже XIX и XX веков. Первые найденные данные датируются августом 1887 года, но без перечня выполненных работ. В июне 1893 года в церкви «окрасили масляной краской в трапезной стены и иконостасы, сделали новые рамы и колоды и переложили печи», истратив на это 300 рублей из церковных сумм и пожертвованные прихожанами 100 рублей. Летом 1896 года «кровлю вновь окрасили медянкою на масле, штукатурку стен храма снаружи исправили и окрасили приличною краскою, с израсходованием на то 200 рублей церковных сумм и 50 рублей, пожертвованных госпожой Цуриковой». В марте 1902 года «переменили в храме пол на бетонный, промыли иконостас и стены, покрыли новым колером, и снаружи окрасили стены и крышу с израсходованием на сие 500 рублей из свободных церковных сумм». В описи консисторских дел за 1900 год значится еще прошение «о переливке колокола церкви села Александрово», однако отметка об исполнении этого в документе отсутствует.
Согласно страховой карточке, составленной в 1910 году, каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Александрово оценивали в 7000 рублей. Из клировой ведомости храма за 1916 год известно, что церковь была «зданием каменная с таковою же колокольнею, ограда деревянная, престолов в ней три, приписных к сей церкви церквей и часовен не имеется». Перед революцией село Александрово входило в состав Лучинской волости Звенигородского уезда. В приход, помимо самого села, входили деревни: Дарьино, Дубровское, Кострово, Скрябино и Фроловское. Всего в приходе находилось 97 дворов, в коих было 197 мужских и 196 женских душ.
С приходом советской власти церковь в Александрове, как и все остальные в уезде, по соглашению с волостным совдепом, в декабре 1921 года была передана «в безсрочное безплатное пользование» общине верующих, о чем был составлен акт с описью церковного имущества. В описи, в частности, указано в главном приделе большое «паникадило о трех ярусах медно-серебряное весом 1,5 пуда». С указанием материала и веса риз перечислены и все храмовые иконы, а также утварь и колокола: «Большой весом 50 пудов 21 фунт, средний весом 24 пуда 26 фунтов» и четыре малых. В мае 1922 года из церкви местные власти изъяли некоторые ценности: напольный золотой крест, венчик, двенадцать риз, два потира, два дискоса, напрестольный крест и другие предметы.
В июле 1933 года по ходатайству Истринского райисполкома на заседании Мособлисполкома постановили, «принимая во внимание ходатайство граждан нескольких селений о закрытии Александровской церкви для переоборудования под клуб, наличие соответствующих средств, что группа верующих может быть переведена в близ лежащую церковь на расстоянии двух километров» (имеется в виду храм в Телепневе, который закрыли месяцем раньше), закрыть церковь в Александрове и переоборудовать ее под клуб. К ходатайству было присовокуплено заключение о церковном строении: «Здание кирпичное под железной крышей. Расположено в центре усадьбы колхоза Дубровское, вполне может быть использовано для клуба со зрительным залом в летнем помещении на 150 мест, а зимнее помещение использовать для кружковой работы».
Клуб в церковном здании так и не сделали. По данным книги «Истринская земля», в 1937 году в церкви устроили колхозный склад, в годы войны здание храма пострадало от обстрелов, а в середине 1980-х руины растащили на кирпич для гаражей. Однако эти сведения противоречат показаниям старожила. Мария Алексеевна Иванова из деревни Фроловское рассказала, что «церковь в селе Александрово взорвали примерно в 1935 году, а руины стали растаскивать уже в 1943 году, когда люди восстанавливали после войны свое жилье. Под церковью был обнаружен склеп из черного камня – из него потом местные делали памятники». По фотографии женщина узнала церковь и добавила, что «в деревенском доме (на снимке справа) жила матушка, а после войны в нем поселили работников колхоза». Сейчас на месте бывшего храма хорошо заметны остатки кирпичного фундамента и обгорелые бревна на нем. Но это фундамент не церковного здания, а трех жилых домов, построенных здесь позднее и существовавших еще в 1970-х годах. Через дорогу неподалеку частично сохранился фундамент церковно-приходской школы, существовавшей при храме в начале XX века.
Из фондов музея
«Новый Иерусалим»
© Май 1941, Касаткин |
Статья в газете
«Духовная Нива»
Скачать |
|