Система Orphus

Назад

Архитекторы некоторых утраченных церквей и часовен Истринского района
С. Носиков 19.09.2015

В ходе сбора информации в рамках проекта «Утраченный Божий Дом» иногда попадаются фамилии архитекторов церковных построек, возводившихся на территории Истринского района. Прежде, видимо, никто не собирал подобные сведения вместе, впервые такая попытка делается в данной публикации (следует оговориться, что для начала собраны сведения только об архитекторах утраченных церквей и часовен, по сохранившимся постройкам информация пока не анализировалась).

Следует отметить, откуда черпалась информация. Часть фамилий архитекторов известна по книгам протоиерея Олега Пэнэжко [1, 2] и «Истринская земля» [3]. Но как оказалось, в них упомянуты далеко не все имена, большинство построек остались «безавторскими». Мы в своей работе опираемся в первую очередь на первоисточники – архивные дела и публикации времен возведения построек. Все имена, упомянутые в указанных книгах, нашли свое подтверждение в строительных делах, хранящихся в архиве ЦИАМ (ныне ГБУ «ЦГА Москвы»). И немало имен выявлено впервые. Таким образом, некоторые церковные постройки обрели теперь своих заслуженных авторов.

Очевидно, у каждого построенного здания имеется свой автор проекта. Но, к сожалению, далеко не всегда о нем можно узнать, так как во многих строительных делах, особенно давних, фамилии архитекторов не указывались. Более того, из опыта просмотра в ЦИАМ большого числа дел Строительного отделения (Ф. 54), только начиная примерно с 1880-х годов под чертежами проектов стали иногда расписываться их авторы (к сожалению, как показала практика, далеко не в каждом сохранившимся строительном деле имеются чертежи построек, а там, где они есть, не всегда проставлены фамилии архитекторов).

Перейдем к рассмотрению тех фамилий архитекторов, которые удалось узнать из архивных документов. Следует сразу оговориться, что некоторые из них не проектировали сами храмы, но являлись авторами их коренной перестройки или же дополнительных церковных построек поблизости, например, колоколен, оград. Такие факты тоже представляют интерес для истории, поэтому фиксировались все найденные фамилии авторов проектов. В конце публикации приводятся краткие биографические сведения об найденных людях, почерпнутые из интернета. Еще заметим, что большинство из перечисленных ниже населенных пунктов Истринского района прежде находились в Звенигородском уезде Московской губернии, за исключением деревень Холуяниха, Троица и Ядромино, которые были в составе соседнего Рузского уезда.

Город Воскресенск (ныне Истра), церковь Вознесения Господня. В конце XVIII века в городе взамен прежней деревянной церкви стали строить новое каменное здание. Строительство длилось примерно два десятилетия и окончательно было завершено в 1805 году. Архитектор этого здания, к сожалению, ни в каких документах не указан. Через век, когда возникла необходимость в расширении храма, московский архитектор Кузнецов Иван Сергеевич разработал проект перестройки существующей трапезной и строительства новой колокольни. Эта фамилия встречается в материалах Императорского Археологического общества в папке по городу Воскресенск [4], датированной 1908 годом, а также в недавно вышедшей книге, посвященной творчеству этого известного архитектора [5].


Из дела ЦИАМ
Ф. 454. Оп. 3. Д. 71

Четверть века ранее, а именно в 1884 году рассматривалось дело «О постройке каменной ограды вокруг Вознесенской церкви города Воскресенск» [6]. Под чертежом Святых врат стоит подпись «Архитектор Грудзин». Инициалы не указаны. В том же городе Воскресенск на Торговой площади в 1889 году была возведена кирпичная часовня в память спасения жизни императора Александра III и его семейства при крушении поезда у станции Борки под Харьковом. Как следует из строительного дела [7], чертежи составлял уже знакомый по предыдущему делу «Архитектор Грудзин». В книге протоиерея Олега Пэнэжко делается предположение, что это Владислав Осипович Грудзин.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 141. Д. 1

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 146. Д. 16

Судьба Богородицерождественской церкви села Надовражино на удивление во многом схожа с упомянутым выше храмом города Воскресенск: каменное здание построено в конце XVIII века, автор проекта остался неизвестным, а примерно век спустя возникла необходимость в сооружении колокольни. Пояснительную записку 1884 года к «проекту постройки каменной колокольни при церкви села Никола-Надовражье» [8] подписал «Архитектор Добрынин». Инициалы и тут не указаны. В Большой Биографической Энциклопедии (ББЭ) есть архитектор Иван Иванович Добрынин, работавший как раз в эти годы. Вероятно, это он и был автором проекта колокольни для церкви села Надовражино.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 141. Д. 1

Однако в той же энциклопедии для того же храма указан другой автор проекта – Вячеслав Францевич Жигардлович, в послужном списке которого упоминаются: «Колокольни и трапезные церквей в селе Надовражное Звенигородского уезда (1885)» [9]. Эти сведения пока не нашли своего подтверждения в архивных делах. Кто же прав на самом деле, в каком источнике указаны достоверные сведения, установить пока не удалось. Возможно, в обоих случаях приведены правильные данные, если предположить, что над проектом начинал работать один архитектор, а некоторое время спустя его заменил другой. Такой вариант развития событий нетрудно предположить, учитывая те биографические сведения, которые приведены в ББЭ о Добрынине: если в 1826 году он получил диплом, то можно предположить, в каком пожилом возрасте он был к началу строительства колокольни 59 лет спустя.
В том же селе Надовражино в 1901 году была построена ограда вокруг храма [10]. Под ее проектом стоит подпись, которую можно прочитать как «Архитектор Жигардлович». Так что предположение, что этот человек мог завершать проект колокольни в селе, вполне имеет основание.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 155. Д. 14

В 1905 году рассматривалось дело «Об устройстве духового отопления и расширение арок в церкви села Надовражино» [11]. Под чертежом дела читается подпись: «Архитектор Н. П. Марков». Поиск в ББЭ и других источниках архитектора с таким именем не привел к успеху. Возможно, фамилия была расшифрована неверно.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 159. Д. 18

В селе Онуфриево была каменная Успенская церковь, время постройки которой не установлено, возможно здание осталось от бывшего монастыря, закрытого в конце XVII – начале XVIII века. По документам установлено, что спустя почти два столетия в храме производились строительные работы: в 1883 году рассматривался проект «пристройки трапезной церкви» [12]. Под чертежом стоит подпись, разобрать которую не удалось. В 1885 году был представлен проект о надстройки одного яруса колокольни Успенской церкви [13], подписанный другим архитектором, чью подпись также не удалось однозначно идентифицировать.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 140. Д. 2

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 142. Д. 4

В 1890 году для того же храма был представлен проект церковной ограды [14], под которым стоит подпись «Архитектор П. Сальников». По данным ББЭ это мог быть Павел Петрович Сальников. В 1905 году рассматривалось дело «на расширение храма» в селе Онуфриево [15], которое подразумевало перестройку трапезной и пристройку к северной стене Успенской церкви нового придела (Никольского). Под чертежом стоит нечеткая подпись, которую можно прочитать как: «Епархиальный архитектор И. Благовещенский». Был ли это автор проекта или же данный человек просто был проверяющим и выполнял надзорные функции со стороны епархии – сказать сложно. В ББЭ или в других открытых источниках о нем ничего узнать не удалось.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 147. Д. 6

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 159. Д. 18

В селе Савельево в 1814 году была построена каменная Богородицерождественская церковь, архитектор которой неизвестен. Почти век спустя, в 1901 году рассматривалось дело об обустройстве в трапезной этой церкви Никольского придела [16]. Под чертежом стоит подпись: «Архитектор Надворный Советник Николай Петров». К сожалению, в ББЭ нет сведений об этом человеке. Только в журнальной публикации под названием «Из села Савельева Рузскаго уезда. Освящение вновь устроеннаго придела» [17] удалось получить о нем подтверждение и даже узнать второй инициал: «Н. Г. Петров».


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 155. Д. 14

В бывшем селе Мушкино с конца XVIII века существовало здание деревянной Троицкой церкви. В начале XX века оно заметно обветшало, и возникла необходимость в новом храме. В 1911 году был составлен проект каменной церкви [18]. На одном из чертежей этого дела имеется неполная подпись архитектора, которую можно прочитать как «Архитектор С. Яковлев». Если это так, то возможно этим человеком был Семен Яковлевич Яковлев, который согласно сведениям, приведенным в ББЭ, как раз в эти годы работал в Москве: «В 1905 перестроил Тихвинскую церковь в Сущеве (Тихвинская улица, 13)». Увы, проверить правильность определения имени архитектора не представляется пока возможным, так как в других документах об этом проекте ничего не говорится. Да и вообще прежде в широкой печати не было известно о планах возведения каменного храма в Мушкино. Следует также отметить, что указанный проект постройки новой церкви не был воплощен на практике.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 166. Д. 142

Вблизи Успенской церкви, что находилась при Ивановской суконной фабрике в селе Ивановское в 1893 году была построена кирпичная часовня «для выноса покойников» [19]. На ее чертеже в строительном деле имеется нечеткая подпись «Архитектор С. Тропаревский». Сама фамилия не очень хорошо читается. Но она потом дублируется на других листах архивного дела. Так что сомнений в ее прочтении нет. Поиском в ББЭ найдено подходящее имя – Сергей Константинович Тропаревский, годы и места трудовой деятельности которого вполне подходят.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 181. Д. 1421

В том же селении (при Ивановской суконной фабрики) в 1917 году была построена еще одна часовня – в честь векового юбилея указанной фабрики. Дело о ее проекте в архивах не обнаружено. В мемуарах Анны Михайловны Шуберт говорится, что часовню построили «по чертежу архитектора Веснина» [20]. К сожалению, имя или хотя бы инициалы не указаны. Как известно, было три брата-архитектора с одной фамилией Веснин: Леонид, Виктор и Александр. В музее архитектуры имени А. В. Щусева имеется рисунок этой часовни, в аннотации к которому написано: «В. Веснин». Это позволяет определить автора проекта часовни – Веснин Виктор Александрович.

В деревне Троица прихода села Петрово в 1888 году была построена кирпичная часовня [21]. В строительном деле на ее чертеже имеется малоразборчивая подпись архитектора. Один из вариантов ее прочтения – «Архитектор А. П. Белоярцев». По ББЭ определено подходящее имя архитектора – Александр Петрович Белоярцев. В энциклопедии имеются два полных тезки-архитектора с таким именем. По годам жизни подходит первый. Остаются сомнения в правильности прочтения имени, так как других сведений, подтверждающих это имя, пока не обнаружено.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 145. Д. 2

В приходе села Брыково в деревне Холуяниха (ныне деревня Лужки) в 1907 году была построена деревянная часовня взамен предыдущей обветшавшей [22]. В строительном деле указано посвящение этой часовни (во имя Святых Апостолов Петра и Павла), а также приводится имя архитектора – «Ив. Дм. Боголепов». С помощью ББЭ было установлено полное ФИО автора проекта – Иван Дмитриевич Боголепов.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 179. Д. 1008а

В деревне Ядромино прихода села Савельево в 1899 году была построена кирпичная часовня [23], автором проекта которой, судя по подписи на чертеже, являлся «архитектор Машков». В архивном деле о ее постройке инициалы архитектора не указаны. По данным, полученным из ББЭ, вероятнее всего автором был Иван Павлович Машков.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 152. Д. 15

В деревню Кутузово прихода села Ламишино в 1908 году был перенесен деревянный молитвенный дом этого села, переделанный потом под часовню. Этот храм был сооружен как временный на время возведения в селе новой каменной церкви, а по завершении ее строительства, видимо, стал не нужен и его отдали в одну из приписных деревень прихода. В строительном деле о постройке каменной церкви в селе Ламишино [24] имеются несколько чертежей как каменной церкви, так и временного деревянного молитвенного дома при школе. Под всеми стоит неразборчивая подпись одного человека «художника-архитектора». Разгадать загадку трудного подчерка помогли сведения из Википедии, согласно которым архитектором в Ламишино был Александр Антонович Галецкий.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 156. Д. 20

Деревянная часовня в деревне Борисково прихода села Лужки была построена в 1891 году [25]. В архивном деле на чертеже проставлен штамп, где читается полное имя архитектора – Василий Георгиевич Сретенский. В ББЭ имеется следующая информация о нем: «В 1890 построил церковь в селе Борисково Звенигородского уезда. Работал также в Новом Иерусалиме и Аносином монастыре» (отметим неточность этой информации – по достоверной информации возведена была часовня, а не церковь, и Борисково было не селом, а деревней).


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239

Неподалеку в деревне Покровское прихода села Павловское в 1895 году была построена кирпичная Никольская часовня [26]. В архивном деле о постройке этой часовни на чертеже имеется подпись «Архитектор А. Зверев». В книге протоиерея Олега Пэнэжко приведено полное имя автора проекта – Алексей Алексеевич Зверев.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 149. Д. 5

В том же приходе села Павловское «при деревне» Юрьево в 1896 году была построена деревянная Никольская часовня [27]. В строительном деле на чертеже имеется подпись, разобрать которую трудно, учитывая низкое качество копии документа. Один из возможных вариантов: «Архитектор А. Каминский». Если это верная расшифровка подписи, то по данным ББЭ автором мог бы быть Александр Степанович Каминский, который в 1890-х годах трудился в Москве.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 150. Д. 12

В приходе всего того же села Павловское в деревне Обушково в 1908 году была построена кирпичная часовня [28], для которой, как следует из архивного дела , «проект составил В. Глазов». Как следует из ББЭ, автором указанного проекта скорее всего был Владимир Дмитриевич Глазов. Эти же сведения приводятся в книге протоиерея Олега Пэнэжко.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 162. Д. 16

Все в том же большом приходе села Павловское была еще одна кирпичная часовня. Она была построена в 1901 году в деревне Чесноково [29]. Подпись на чертеже проекта этой часовни, имеющегося в архивном деле, очень похожа на предыдущую: «Чертеж составил В. Глазов». По сходству подписей можно сделать вывод, что эту часовню также спроектировал Владимир Дмитриевич Глазов.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 155. Д. 15

Этот же человек – Владимир Дмитриевич Глазов – был автором проекта и третьей кирпичной часовни, построенной в 1903 году, в том же приходе села Павловское, а именно в деревне Зеленково [30]. Такой вывод можно сделать, если сравнить подпись на чертеже, приведенном в строительном деле, с подписями на проектах двух предыдущих часовен.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 156. Д. 27

Теперь можно подвести некоторые итоги проведенных исследований. Удалось определить авторов проектов для 18 утраченных церквей и часовен (5+13), которые находились в 16 населенных пунктах нынешнего Истринского района. Отметим, что если все проекты упомянутых выше часовней предназначены были для постройки новых зданий, то для церквей ситуация иная. Только для храма Мушкино предполагалась постройка новой церкви. А для четырех других храмов это были проекты расширения или перестройки существующих церковных зданий или проекты обустройства оград. К сожалению, 2 подписи на чертежах не удалось расшифровать, а еще по двум (Марков и Благовещенский) не удалось найти никаких библиографических сведений.

Таким образом, остается 17 фамилий, про которые с той или иной долей уверенности можно говорить, что это были архитекторы, потрудившиеся на Истринской земле в конце XIX – начале XX века на церковной ниве: 1. Белоярцев (первый) Алексей Петрович – наиболее вероятный автор проекта часовни в деревне Троица. 2. Боголепов Иван Дмитриевич – автор проекта часовни в деревне Холуяниха (ныне деревня Лужки). 3. Веснин Виктор Александрович – автор проекта юбилейной часовни при Ивановской суконной фабрике. 4. Галецкий Александр Антонович – автор проекта молитвенного дома, который был переделан под часовню в деревне Кутузово. 5. Глазов Владимир Дмитриевич – автор проекта часовен в деревнях Обушково, Чесноково и Зеленково. 6. Грудзин Владислав Осипович – автор проекта Александровской часовни в городе Воскресенске и ограды вокруг Вознесенской церкви этого города. 7. Добрынин Иван Иванович – один из возможных авторов перестройки Богородицкой церкви в селе Надовражино. 8. Жигардлович Вячеслав Францевич – один из возможных авторов перестройки Богородицерождественской церкви в селе Надовражино. 9. Зверев Алексей Алексеевич – автор проекта часовни в деревне Покровское. 10. Каминский Александр Степанович – вероятный автор проекта часовни в деревне Юрьево. 11. Кузнецов Иван Сергеевич – автор перестройки Вознесенской церкви в городе Воскресенск (ныне Истра). 12. Машков Иван Павлович – возможный автор проекта часовни в деревне Ядромино. 13. Петров Николай Г. – автор придела для Богородицерождественской церкви в селе Савельево. 14. Сальников Павел Петрович – автор проекта церковной ограды в селе Онуфриево. 15. Сретенский Василий Георгиевич – автор проекта часовни в деревне Борисково. 16. Тропаревский Сергей Константинович – автор проекта часовни вблизи Успенской церкви, что при Ивановской суконной фабрике. 17. Яковлев Семен Яковлевич – возможный автор так и неосуществленного проекта постройки каменной Троицкой церкви в селе Мушкино. Как уже отмечалось в самом начале статьи, этот список не полный, ибо в нем не отображены сведения по сохранившимся церковным зданиям.

Из текстов биографических справок Большой биографической энциклопедии (ББЭ), только в двух случаях мы находим подтверждение информации, почерпнутой из архивных дел: Жигардлович – про Надовражино и Сретенский – про Борисково. Думается отсутствие в «послужных списках» архитекторов подтверждений не ставит под сомнение большинство обнаруженных нами проектов построек церквей и часовен. Чем же тогда вызван такой низкий процент упоминания? Возможно малозначительностью построек (в большинстве случаев это были небольшие часовни). Но скорее всего, просто биографы архитекторов недостаточно глубоко проработали наследие указанных архитекторов.

Список используемых источников:
1. Пэнэжко О. Храмы Истринского района. Ч. 1. – Владимир, 2009.
2. Пэнэжко О. Храмы Истринского района. Ч. 2. – Владимир, 2009.
3. Истринская земля. Энциклопедия сел и деревень. – М., 2004.
4. ЦИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 71. Л. 60.
5. Сайгина Л. В., Печенкин И Е., Михайлова О. Б. Московский зодчий Иван Кузнецов. – М., 2014. С. 208-209, 270-271.
6. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 141. Д. 1. Л. 209.
7. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 146. Д. 16. Л. 62.
8. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 141. Д. 1. Л. 188об.
9. Большая Биографическая Энциклопедия. Страничка «Жигардлович Вячеслав Францевич»
http://enc-dic.com/enc_biography/Zhigardlovich-vjacheslav-francevich-80262.html
10. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 155. Д. 14. Л. 37.
11. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 159. Д. 18. Л. 106.
12. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 140. Д. 2. Л. 38
13. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 142. Д. 4. Л. 180.
14. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 147. Д. 6. Л. 228.
15. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 159. Д. 18. Л. 44
16. ЦИАМ. Ф. 54. Оп..155. Д..14. Л. 136.
17. Московский церковные ведомости. – 1902, №14. С. 194-195.
18. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 166. Д. 142. Л. 16.
19. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 181. Д. 1421. Л. 218.
20. НИОР РГБ Ф. 547. П. 8. Д. 7. Л. 2.
21. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 145. Д. 2. Л. 2
22. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 179. Д. 1008а. Л. 26.
23. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 152. Д. 15. Л. 167.
24. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 156. Д. 20. Л. 76
25. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239. Л. 8.
26. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 149. Д. 5. Л. 165.
27. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 150. Д. 12. Л. 65.
28. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 162. Д. 16. Л. 2.
29. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 155. Д. 15. Л. 26.
30. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 156. Д. 27. Л. 95.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика