Система Orphus


В этом разделе собраны документальные подтверждения существования в ряде селений истринского края старообрядцев или, как их называли ранее, раскольников. Такие сведения крайне редко попадаются даже в архивных делах. Если у вас есть что добавить, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом из раздела «Контакты».

ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Карты и планы:

Дата 1871 год

Дата Начало XX века
БИБЛИОГРАФИЯ
Показать

Карточка Московские епархиальные ведомости. – 1871, №29. С. 279-280:
Недавно Московским статистическим комитетом издана карта раскольничьих селений в Московской губернии и таблица о числе раскольников, считавшихся в этих селениях, по сведениям за 1869 год. Наибольшее число раскольников проживает в Богородском уезде, где считается поповщинскаго толка 42 650, безпоповщинскаго 604; затем следует Московский уезд, с населением поповщинскаго толка 12 416 и безпоповщинскаго 4390; за ним Бронницкий уезд с населением раскольников поповщинскаго толка 10 974 и безпоповщинскаго 525. Прочие уезды представляются по числу раскольников в следующем порядке: Коломенский 4204, Верейский 2064, Волоколамский 2034, Клинский 1361, Серпуховской 1180, Можайский 979, Подольский 652, Рузский 378, Дмитровский 297 и Звенигородский 263.

Павловская слобода. 500 лет в истории России. – М, 2004. С. 110-111, 133-134:
Особую группу населения Павловской Слободы составляли старообрядцы. Они жили на краю села, в так называемом «кладбищенском конце». И они были гораздо сильнее связаны с московским старообрядческим центром, чем со своими соседями по селу. Павловские старообрядцы принадлежат к беспоповцам-федосеевцам. Это течение восходит к самым ранним временам раскола. Вскоре после отделения старообрядцев от Официальной церкви в их среде возникло два основных направления: поповцы и беспоповцы. Первые имели своих священников, рукоположенных старообрядческими епископами, или принимали никонианских священников, перешедших на их сторону (беглопоповцы). Вторые же не признавали никакой священнической власти и подчинялись только своим старцам, духовным лидерам, а вместо службы в церкви устраивали совместные моления в особых домах. Время от времени беспоповцы проводили свои соборы. В недрах этих двух главных направлений старообрядчества вскоре возникло огромное количество более мелких течений и «толков» и один из самых распространенных – федосеевский. В конце XVII века у старообрядцев-беспоповцев Новгородских и Псковских земель появился духовный наставник – Феодосий Васильев. Отвергнутый собором новгородских беспоповцев 1699 года, он продолжал проповедовать в Польше. Окончательное выделение федосеевцев в особое направление состоялось в 1706 году. Последователи Феодосия Васильева встречались по всей России, но особенно много их было в европейской части к западу от Москвы, а также в Сибири. В XVIII веке старообрядцы смогли образовать в Москве две крупные общины – Рогожскую и Преображенскую, по названию двух больших московских кладбищ. Толчком к их появлению послужила эпидемия чумы, поразившая столицу в 1771 году. Нужно было хоронить заразных покойников, и за это опасное дело взялись старообрядцы. Правительство не возражало, а в ответ на эту услугу предоставило им право построить на кладбищах свои храмы или молельни. Поповцы закрепились на Рогожском кладбище, федосеевцы – на Преображенском, которое с тех пор стало их главным оплотом. Камнем преткновения для федосеевцев был вопрос о браке, «Классические» федосеевцы не признавали брак ни в какой форме, поскольку при отсутствии «правильных» священников некому было совершать это таинство. Однако появление среди беспоповцев состоятельных купцов и промышленников, а, следовательно, и проблем наследования капитала, заставило шире смотреть на этот вопрос. Вопреки решениям федосеевских соборов, в частности собора 1883 года, брачные отношения проникали в эту следу. В быту федосеевцев легко было отличить от других «согласий» по обычаю ходить в гости со своей посудой, чтобы не «мирщиться», то есть не смешиваться с «еретиками». И по тому, что говорят официальные документы, и по особенностям бытового поведения Павловские старообрядцы – признающие брак федосеевцы. Церковная ведомость Благовещенского храма за 1864 год показывает «раскольников беспоповщиной секты крестьян и мещан» 11 дворов, 41 мужчину и 55 женщин. К 1872 году число старообрядцев возросло: мужчин – вдвое, а женщин до 137 человек. Из официальных документов кроме цифр мы ничего не узнаем. Зато в письмах композитора А. П. Бородина, который в 1884 году жил на даче как раз на «кладбищенском конце», быт Павловских старообрядцев предстает весьма ярко. 2 августа, устроившись на новой квартире, Бородин писал знакомым: «Светлый, теплый, для зимы построенный дом, просторный, с сараями, погребом, чуланчиками, хозяйственный вполне. Благодаря добрым людям мы снабжены мебелью всякою – мягкою и не мягкою, железными кроватями и прочим. У нас маленький садик перед домом и большие сады поблизости. Дом выходит на огромный луг и на дорогу. По другую сторону – огромное кладбище с двумя живописными гробницами. Теперь мы привыкли к виду кладбища и смотрим на него только, как на красивую и разросшуюся рощу. По правде сказать, из всех дач, на которых мы живали – нынешняя самая лучшая. Какие виды и окрестности для прогулок. Какой порядочный народ здесь. Живут все «нарастопашку», ничего не запирают путем: сено, дрова, лошади, телеги на улице; ягодные сады едва огороженные, никем не охраняемые, о сторожевых собаках нет и помину – а краж нет. Скандалов, ругани, пьянства нет. Есть правда пьяненькие по праздникам, но тихие и вежливые. Нарядные парни и девки прогуливаются и поют – к сожалению пакостнейшие песни, – «о патом песочке, следочках милой» и в том же роде. Но зато все трезвые и благообразные». Нравы старообрядцев представляли собой смесь старинного суеверия и стандартных для мещанской среды признаков цивилизации. Подруга дочери Бородина – Сашенька «одевается очень изящно и кокетливо, читает Лермонтова, знакома с артиллерийскими офицерскими семьями, бывает в театре – и в то же время строжайшая постница, кладет ежедневно, по лестовкам земные поклоны в невероятном количестве и пьет и ест только из своей посуды, чтобы «не мирщиться». Ее тетки «любезничают с офицерами, ведут самые игривые разговоры, франтят и в то же время важно рассказывают о том, как Иуда и до сих пор висит все на той же осине, где повесился, и как в окружности никто ничего не сеет и не садит и нельзя там пройти мимо, не зажав носа от смердящей вони, испускаемой Иудой и так далее. Черт знает, что за ерунда! А поют преинтересные старинные мотивы, в роде Dance macabre Листа «dies irae dies illа». На молитву все ходят в черных платках и сарафанах, а в миру рядятся в прекрасно сшитых «дипломатах» и «панье», выписывают «Модный свет», в домах развешивают модные картинки – под тою же кровлею, где перед огромными лампадами чернеют древнего письма иконы и бережно хранятся раскольничьи кадила».

 
АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ
Показать

ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 109. Д. 10. Л. 201-201об. Ведомости о старообрядцах. 1826-1847 годы:
Старообрядческие часовни. В Звенигородском уезде: 1. Казеннаго ведомства в селе Дмитриевском деревянная раскольническая часовня. В Рузском уезде: 1. Моленная раскольническая деревянная при доме крестьянина Лукьяна Максимова.

ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 109. Д. 10. Л. 223об-225об. Ведомости о старообрядцах. 1826-1847 годы:
Число старообрядцев. В Рузском уезде: 1. Старообрядцев, приемлющих священство: в деревнях Якшиной (95 мужчин и 155 женщин из разных сословий), Клишине (9 мужчин и 8 женщин из разных сословий), Судниковой (13 мужчин и 19 женщин из разных сословий), Скирмановой (37 мужчин и 29 женщин из разных сословий), в сельцах Агафидове (1 мужчина из помещичьих крестьян), Алексеевой (1 мужчина и 1 женщина из помещичьих крестьян). Итого – 120 мужчин и 171 женщина из разных сословий, 2 мужчины и 1 женщина из помещичьих крестьян. В Звенигородском уезде: 1. Старообрядцев, приемлющих священство: в селе Павловском (3 мужчины и 3 женщины из разных сословий). 2. Раскольников, неприемлющих священство, но поклоняющихся иконам: в селе Павловском (85 мужчин и 99 женщин из разных сословий), в деревнях Покровской (1 мужчина и 2 женщины из разных сословий), Юрьевой (1 женщина из разных сословий), Черной (1 мужчина и 3 женщины из разных сословий), Исаковой (2 женщины из разных сословий), в селе Дмитровском (71 мужчина и 99 женщин из разных сословий), в деревнях Тимошкиной (54 мужчины и 65 женщин из разных сословий), Грибановой (12 мужчин и 20 женщин из разных сословий), Луцкой (6 мужчин и 10 женщин из разных сословий), в селе Аксиньине (4 мужчины и 5 женщин из разных сословий), в деревне Алехновой (26 мужчин и 25 женщин из разных сословий), в деревне Поповке (2 женщины из разных сословий), в сельце Лопотове (3 женщины из разных сословий). Итого – 263 мужчины и 342 женщины из разных сословий.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 217. Д. 113. Л. 1. О передаче утвари из моленной. 1832 год:
№4603. 20 мая 1832 года. К докладу. В Московскую Духовную Консисторию от Звенигородскаго Земскаго Исправника. По случаю открытия моленной, заведенной раскольниками из фабричных Павловской казенной суконной фабрики в селе Павловском при доме фабричнаго Павла Алексеева по донесению о сем его превосходительство господин Московский Гражданский Губернатор и кавалер предписать изволил оную моленную упразднить и находящиеся в ней образа разделить кому следует по принадлежности оных, ибо они принадлежат лично каждому из раскольников. Прочая утварь как-то два налоя, обитые ситцем, покрытые таковыми же пеленами, два налоя деревянных на одной ножке, покрытые ситцем в виде пелен, снес с духовным начальством передать по распоряжению его, о чем донос Московской Духовной Консистории. Прошу выслать свое распоряжение, куда оную утварь передать. №65. Мая 16 дня 1832 года.

ЦИАМ. Там же. Л. 3. О передаче утвари из моленной. 1832 год:
Из Московской Духовной Консистории Господину Звенигородскому Земскому Исправнику. Благоволите быть известны, что в следствие отношения вашего от мая от 16 за №65, что о принятой из упразденной моленной, заведенной раскольниками из фабричной Павловской казенной суконной фабрики в селе Павловском при доме фабричнаго Павла Алексеева находящейся в ней утвари кроме образов, а именно двух пелен об отдаче оных в приходскую церковь благочинному села Павловскаго священнику Ивану Егорову. Мая 28 дня 1832 года. №1884.

ЦИАМ. Там же. Л. 3об. О передаче утвари из моленной. 1832 год:
Указ (черновик). Из Московской Духовной Консистории Благочинному Звенигородской округи села Павловскаго священнику Ивану Егорову присланным в Консисторию Звенигородский Земской Исправник сего мая от 16 отношением №65 прописывает, что по случаю открытия моленной, заведенной (не заполнено) в виде пелен и просил сделать свое распоряжение куда оную утварь передать. Посему Московская Духовная Консистория приказали: господину Исправнику ответствовать, что утварь должна поступить в приходскую церковь, а о принятии благочинному послать сей указ. Мая 28 дня 1832 года. №4787.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 362. Д. 112. Л. 13об. Список сел, где есть раскольники. 1882 год:
Наименование приходов и сел, в которых имеются раскольники: Павловское (Павловская Слобода). Раскольников поповщинской секции, обоего пола: нет. Раскольников безпоповщинской секции, обоего пола: 42. Других сект, обоего пола: нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 317. Л. 25об. Обзор церквей Московской епархии. 1909 год:
В Московскую Духовную Консисторию Благочиннаго 2 округа Рузскаго уезда священника Павла Цветкова Покорнейшее донесение. 3. По объяснению причтов в их приходах кроме сел Петровскаго и Рождествена-Новикова раскольников нет, суеверий никаких не имеется.

ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 177. Д. 3141. Л. 57. Сведения о старообрядческих общинах. 1913 год:
12 сентября 1912 года. №2428. Секретно. В Московское Губернское Правление. Особый стол. Звенигородскаго Исправника. Рапорт. На предписание за №1619 представляю при сем в Губернское Правление статистические сведения о старообрядцах, проживающих во вверенном мне уезде. И доношу, что сектантов, отпавших от православия и отделившихся от инославных исповеданий, в Звенигородском уезде не имеется. Сентября 11 дня 1912 года.

ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 177. Д. 3141. Л. 58об. Сведения о старообрядческих общинах. 1913 год:
Статистические сведения о старообрядцах. Безпоповцев. Раскольников, признающих брак – мужчин 61, женщин 26, в селе Нахабино, селе Павловское, деревне Грибаново и городе Звенигород. Раскольников, не признающих брак – мужчин 27, женщин 2, в деревне Тимошкино, селе Дмитровское и деревне Сурмино. Старообрядцев 2-й Покровской общины Половскаго согласия – 29 (без указания пола), в городе Воскресенск. Итого – 145.

 
ТЕКУЩАЯ РАБОТА
Показать

Автор С. Носиков Дата 4.06.2013:
В ходе сбора сведений о приходах для каждой церкви, что существовала на территории нынешнего Истринского района, были сделаны копии клировых ведомостей разных лет (от 1 до 9 в зависимости от храма). На последнем листе, где описывался приход храма, в некоторых случаях указывались раскольники (старообрядцы). Иногда сведения были в целом по приходу, иногда по конкретному селению. В некоторых случаях отмечалось, какие именно были старообрядцы. Ниже приводятся все найденные сведения с указанием дела, где они были обнаружены:
1. Приход села Бужарово, деревня Алехново (раскольники Рогожцы):
1842 год – 4 двора, 13 мужчин, 12 женщин (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2156); 1851 год – 3 двора, 5 мужчин, 8 женщин (ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1210);
1863 год – 2 двора, 5 мужчин, 5 женщин (ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1453).
2. Город Воскресенск (раскольники-поповцы):
1916 год – 3 двора, 12 мужчин, 14 женщин (ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 84);
1918 год – 3 двора, 7 мужчин, 13 женщин (частный архив).
3. Приход села Еремеево, деревня Лисавино (раскольники):
1849 год – 1 мужчина (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2336).
4. Приход села Павловское, по всему приходу (раскольники-беспоповцы):
1831 год – 22 мужчины, 23 женщины (ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 556);
1842 год – 76 мужчин, 84 женщины (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2156);
1864 год – 41 мужчина, 55 женщин (Архив музея «НИ». Ф. 4. Оп. 34. Д. 11);
1865 год – 38 мужчин, 58 женщин (Архив музея «НИ». Ф. 4. Оп. 35. Д. 11);
1872 год – 28 мужчин, 36 женщин (Архив музея «НИ». Ф. 4. Оп. 40. Д. 9);
1875 год – 26 мужчин, 33 женщины (Архив музея «НИ». Ф. 4. Оп. 41. Д. 12).
5. Приход села Петровское, деревня Бели (раскольники):
1916 год – 3 двора, 3 женщины (ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 108).
6. Приход села Петровское, село Петровское (раскольники-поповцы):
1850 год – 3 мужчины, 5 женщин (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2362);
1870 год – 1 мужчина, 2 женщины (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1156);
1879 год – 1 мужчина, 1 женщина (ЦИАМ. Ф. 592. Оп. 1. Д. 1240).
6. Приход села Петровское, деревня Устиновка (раскольники-поповцы):
1850 год – 1 женщина (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2362).

 

 

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика