Система Orphus


В этом разделе собраны сведения из дореволюционных источников и архивных дел о православных иконах (в том числе и чудотворных) на территории Звенигородского и Рузского уездов Московской губернии. Такие сведения нечасто попадаются в современной литературе. Если у вас есть что добавить, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом из раздела «Контакты».

АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ
Показать

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 752. Д. 2372. Л. 3. Опись имущества церкви в Савельеве. 1814 год:
Опись учиненная Рузской округи благочинным села Теплаго священником Иоанном Стефановым о вновь построенной каменной настоящей церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы той же округи в селе Савельеве и церковной утвари. А именно: Церковь зданием каменная и с колокольнею, покрыта железом, внутри оштукатурена. В оной церкви иконостас столярной работы, окрашен под лиловой цвет, по местам резьба позолочена. Царские врата выкрашенные под лиловой же цвет с колоннами вызолоченными, в них образа, в средине Благовещения Божией Матери, внизу Евангелисты и над оными сияние вызолочено. Полный текст документа

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2745. Л. 1. Опись имущества церкви в Хованском. 1820 год:
Опись учиненная Московской Губернии Звенигородскаго уезда села Козьмодемьянскаго церкви Знамения Пресвятой Богородицы, которая приписана к селу Никольскому, Надовражино тож. Церковь знамения Пресвятой Богородицы, деревяннаго здания, при ней колокольней каменной с колокольным звоном. Иконы. 1. Образ храмовый Знамения Пресвятой Богородицы на деке, риза серебряная и вызолочена местами. 2. Образ Спасителя, венец серебряный. 3. Образ Святителей Николая и Димитрия Ростовскаго. 4. Образ Козмы и Дамиана. 5. Вверху иконостаса шестнадцать образов, писанных на деках. Полный текст документа

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2765. Л. 1. Опись имущества церкви в Александрове. 1821 год:
Опись Звенигородской округи села Александрова Рождественской церкви с приделами пророка Самуила и Николая Чудотворца церковной утвари и имущества, учиненный по силе указа священником Кириллом Васильевым с причтом, 1821 года. 1. Церковь каменнаго здания, покрыта железом. О иконостасе. 2. Иконостас новый резной, врата царские вызолощены. Вверху по углам четыре евангелиста, еще на них повешены два образа (не разборчиво) на лентах, в средине царских врат по правую сторону врезаны ангел Господень, а по левую – Благовещение Пресвятой Богородицы, и по обоим сторонам колонны. Полный текст документа

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 350. Л. 247-247об. Журнал МДК. 1849 год:
1849 года августа 25 дня. Донесение в должности благочиннаго Звенигородскаго уезда села Петровскаго священника Александра Зорина о препровождении следствия об иконе Тихвинской Божия Матери, оглашенной в приходе села Павловскаго и дела по вышеозначенному предмету. Приказали: Поелику: 1. Представленная местным в должности благочиннаго священником Зориным показания священноцерковнослужителей села Павловскаго достаточно подтверждают и объясняют донесение священника Благовещенскаго от 10 марта сего года касательно возобновления и явления иконы Тихвинской Божия Матери; 2. О том, будет ли к ней приходить богомольцы и не произойдет ли чего особеннаго, предписано немедленно доносить Его Высокопреосвященству: то показания сии, не подвергая дельнейшему формальному судопроизводству, приобщить к делу и принять к разсмотрению при решении село дела. Отметка об исполнении: 25 августа 1849 года.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 351. Л. 253-254об. Журнал МДК. 1850 год:
Журнал Московской Духовной Консистории по 1 экспедиции 1850 года. Июля 27 дня слушали: Донесение благочиннаго Рузской округи села Никольскаго, Гагарино тож священника Сергия Платонова с представлением донесения священника села Онуфриева Петра Петрова об иконе, внесенной 25 июня сего года в церковь села Онуфриева по прошению крестьянки Матрены Ивановой, к которой иконе для молебствия стекаются прихожане разных приходов как бы явленной. И резолюцию Его Высокопреосвященства, коею предписано: «1) Икону как уже поставленную в церкви оставить в оной до усмотрения. 2) Молебствий пред нею не возбранять. 3) Из церкви оной не выносить. 4) Поручить благочинному с сотрудником освидетельствовать ее и подробно описать ея величину и вид, качество иконописания, целость или ветхость и в каких частях. 5) Крестьянке Ивановой по содержанию сего донесения и донесения священника сделать вопросные пункты и по оным чрез надлежащее начальство спросить ее и при депутате с Духовной стороны. 6) Взять также установленным порядком о ея поведении от причта и от знающих. 7) Что окажется, Консистории разсмотреть и дать мнение. 8) Относительно поступка священника должное предписано по его донесению. 9) Донести Святейшему Синоду и сем произшествии и распоряжения. Приказали: Учинить 1) С прописанием 1, 2, 3, 4 и 6 пунктов резолюции Его Высокопреосвященства для надлежащего по оным исполнения, послать к местному благочинному указ о том, чтобы о последующем доносе Его Высокопреосвященству с приложением требуемаго. 2) По 5 пункту резолюции составить вопросные пункты, препроводить оные в Губернское Правление и просить об отобрании по ним ответов от крестьянки Ивановой и присылки в Консисторию. 3) По 9 пункту резолюции заготовить проект донесения, представить оный Его Высокопреосвященству на благоусмотрение вместе с делом. Отметка об исполнении: 28 июля.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 640. Д. 344. Л. 1а. О пожертвовании иконы Спасителя. 1856 год:
№3669. Святейшаго Правительствующего Синода члену Высокопреосвященнейшему Филарету Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священноархимандриту и разных орденов кавалеру Рузского уезда, благочиннаго села Васильевскаго священника Василия Хотьковскаго Всепокорнейшее прошение. №8827/3296, 12 октября 1956 года. В силу отношения Московскаго Государственнаго подвижнаго ополчения командира (2-й роты) 4-й роты поручика Скрипицына от 25 сентября 1856 года за №67, честь имею всепокорнейше донести Вашему Высокопреосвященству, что командуемая вышеозначенным поручиком Скрипицыным дружина 4-й роты за №112-м пожертвовала свой ротный образ Спасителя с чашей в серебренном вызолоченном окладе в киоте краснаго дерева в Троицкую церковь, приписанную к Богородицерождественской села Васильевскаго церковь, находящуюся в принадлежащем села Троицкаго, Назарово тож, имении штабс-капитана господина Валицкаго. Вашего высокопреосвященства, Милостивейшаго Отца и Архипастыря нижайший послушник благочинный села Васильевскаго священник Василий Хотьковский. 1856 года 6 октября. На следующем листе запись: «в докладном реестре 15.10.1856 года отмечено: для надлежащего исполнения по резолюции Его Высокопреосвященства послать благочинному указ №9700.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1583. Л. 4. Опись дел ЗДП. 1863 год:
Пункт 21. О передаче иконы Святой Троицы из Покровской церкви села Рубцово крестьянам сельца Троицка Рузскаго уезда. 26 листов. Начато: 9 июня 1863 года. Окончено: 19 июля 1863 года. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 369. Л. 427об. Журнал МДК. 1869 год:
Об оставлении в церкви села Знаменскаго, Холм тож иконы Святого Мученика Трифона, поставленной неизвестно кем на паперти оной церкви. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 415. Л. 462-465об. Протоколы заседаний МДК. 1885 год:
Прошение общества крестьян Звенигородского уезда Пятницкой волости села Рождествено – прихожан Рождественской церкви, в коем изъяснено, что 10 августа 1884 они, крестьяне, с общего согласия и разрешения местнаго священника Анатолия Куньева пожелали принять в свое селение святую икону преподобнаго Саввы из Сторожевской пустыни. И приняли оную без участия священника Куньева, почему-то уехавшего в село Мушкино. Затем святыня была поставлена в церковь. А на следующий день, 11 августа, после обычнаго богослужения в храме последовало ношение святой иконы по домам для молебствования, каковые и совершало духовенство Сторожевской пустыни, сопровождающие святую икону. Полный текст документа

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 395. Л. 169-169об. Журнал МДК. 1908 год:
№2659. 1908 года, июня 17 дня. Исполнить. Прошение потомственнаго почетнаго директора Ивановской суконной фабрики Сергея Максимовича Попова о разрешении ему поставить в помещении станции «Манихино» Виндавской железной дороги икону Спасителя в дубовом киоте за стеклом. Из донесения местнаго благочиннаго видно, что место для постановки иконы в правом углу при входе в зал 3 класса вполне приличное и удобное. Следует только внушить жертвователю, чтобы он сделал железную решетку или барьер для охранения иконы от прикосновения посторонними посетителями и на некотором разстоянии, дабы мог поместиться подсвечник или лампада, на каковое дело жертвователь по его мнению будет согласен. №2310. Приказали: Разрешить поставить икону Спасителя на станции «Манихино» с соблюдением указаний, сделанных в донесении благочиннаго. Отметка об исполнении: №7973, 20 июня 1908 года. Приведено лишь краткое описание, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 400. Л. 336об-337. Журнал МДК. 1914 год:
№3/546. Прошение жителей заштатнаго города Воскресенска о разрешении соорудить в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых икону в складнях и киоте в здании станции «Истра» Виндавской железной дороги. Приказали: Принимая во внимание, что по отзыву благочиннаго место для постановки иконы очень удобно и прилично, Консистория определяет: разрешить жителям города Воскресенска на средства, собранные добровольно между означенными жителями в здании станции «Истра» Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги поставить киот и в ней иконы: Святого Пророка Илии, Святителя Николая и Архистратига Михаила с тем, чтобы киот был огражден решеткой и чтобы иконы содержались в чистоте и опрятности, и чтобы наблюдение было поручено смотрителю означенной станции Губанову и приходскому причту. И чтобы по окончании работ таковыя были осмотрены благочинным, причтом приходской церкви и соорудителями сего киота составлен был акт за подписью всех наблюдавших, каковой и представлен был в Консисторию. О чем послать благочинному указ. Отметка об исполнении: 11849, 30 мая 1914 года. Приведено лишь краткое описание, самого дела нет.

 
ТЕКУЩАЯ РАБОТА
Показать

Автор С. Носиков Дата 17.06.2013:
В архиве ЦИАМ было обнаружено два схожих и необычных дела – прошения об установке в Звенигородском уезде Московской губернии икон на станциях Московско-Виндавской железной дороги (ныне это Рижское направление Московской железной дороги). Оба дела к сожалению очень кратки – всего лишь выдержки из протоколов Московской Духовной Консистории, куда подавались все прошения церковного характера. Полный текст статьи

 

 

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика