Система Orphus

Назад

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Населенный пункт: деревня Падиково (Обушковское сельское поселение)
Другие именования: Попадьяково, Подьяково, Падниково
Название: часовня Николая Чудотворца
Приписана: к Благовещенской церкви в селе Павловская Слобода
Координаты часовни: 55.82397 36.99549 Карта Посмотреть на карте или космоснимке
Материал: деревянная
Дата постройки: 1909 год
Архитектор: не известен
Адрес на 1917 год: Звенигородский уезд, Павловская волость, деревня Падиково
Дата уничтожения: не известна
 
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Карты и планы:
   
Чертежи:

Из дела ЦИАМ
Ф. 203. Оп. 759. Д. 310
Дата 1909 год
   
Старые фото:
   
Современные фото:

© 2012, С. Носиков
   
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Автор С. Мамаев Дата 13.05.2012:
Деревня Падиково находится в 26 км юго-восточнее Истры. В писцовой книге середины XVI века указана деревня Попадьяково, принадлежавшая некоему Морозову, очевидно, предку знаменитого боярина Бориса Ивановича. На рубеже XVI-XVII веков деревня опустела, а название ее упростилось – в 1624 году она значилась как пустошь, что была деревней Подьяково. После смерти боярина Морозова и его жены деревню постигла та же участь, что и большинство селений их подмосковсной вотчины – она стала дворцовой, затем с перерывами находилась до 1806 года у графов Ягужинских. В 1773 году в деревне Воронино проживали 150 человек, в 1859 году – 261 человек, в 1899 году – 220 человек.

ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ

«Утраченный Божий Дом». Выпуск №8. 2013 год

Содержание номера:
• Троицкая церковь в селе Назарово
• Никольские часовни в деревнях Падиково и Покровское

Все номера издания

 
БИБЛИОГРАФИЯ
Показать

Карточка Газета «Духовная Нива» – 2013, №5. С. 6-7:
О часовне в деревне Падиково сохранилось весьма интересное и необычное по своему содержанию архивное дело. В нем сказано, что в 1909 году «крестьяне деревни Падиковой самовольно, без всякаго разрешения выстроили посреди деревни новую деревянную часовню». Об этом священник из Павловской Слободы отец Георгий Фивейский написал в Московскую Духовную Консисторию, после чего было проведено духовным следователем дознание и выяснилось, что «крестьяне действительно не знали существовавшего и существующего порядка при подобных стройках». Полный текст

 
АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ
Показать

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 310. Л. 1. О самовольно построенной деревянной часовне в деревне Падиково. 1909-1910 годы:
Московской Епархии благочиннаго Успенской при с. Петровском церкви священника Михаила В. Кудрина 2-го округа Звенигородскаго уезда. Марта 9 дня 1909 года. № 195. Документ Московской Духовной Консистории (1 экспедиция, 2 стол) №3906/335 от 10 марта 1909 года. В Московскую Духовную Консисторию покорнейшее донесение. Священником Благовещенской, села Павловскаго, церкви отцом Георгием Фивейским донесено мне, что крестьяне деревни Падиковой прихода оной церкви самовольно, без всякаго разрешения выстроили посреди деревни новую деревянную часовню. На вопрос, обращенный к сельскому старосте: с чьего разрешения? Староста отвечал: деревня наша и мы в ней хозяева. О чем и имею честь покорнейше Консистории донести для благоусмотрения.

ЦИАМ. Там же. Л. 5. О самовольно построенной деревянной часовне в деревне Падиково. 1909-1910 годы:
Документ Московской Духовной Консистории (1 экспедиция, 2 стол) №7730/911 от 2 июня 1909 года. Указ его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Московской Духовной Консистории. Духовному следователю 2-го округа Звенигородскаго уезда села Лужков священнику Николаю Скобееву. Препровождая донесение благочиннаго 2-го округа Звенигородскаго уезда священника Михаила Кудрина за № 195 о том, что крестьяне деревни Падиковой самовольно выстроили посреди деревни часовню, Консистория предписывает вам произвести дознание по содержанию сего донесения. Марта 20 дня 1909 года.

ЦИАМ. Там же. Л. 8-9. О самовольно построенной деревянной часовне в деревне Падиково. 1909-1910 годы:
1909 года мая 31 дня духовный следователь священник Николай Скобеев разсмотрел произведенное дознание по поводу самовольной постройки часовни в деревне Падикова и нашел, что обстоятельства дела довольно выяснены, хотя из всех крестьян, явившихся по допросу, опрошены только двое, как более прикосновенные к делу постройки (староста как строитель и другой крестьянин, имевший по начатию постройки разговор по сему поводу с о. Фивейским) и их объяснения нужно считать общим голосом крестьян всей деревни. Из объяснений очевидно: крестьяне действительно не знали существовавшего и существующего порядка при подобных стройках. Ошибка сия с их стороны вполне естественна потому, что в деревне собственно говоря есть уже часовня меньших размеров, хотя она официально и не значится. Ее то, как изветшавшую, крестьяне задумали заменить новою, как и первая в свою очередь была заменена тою, которой в замену сделана новая теперешняя. Все это совершалось без препятствий, как со стороны причта, так и благочиннаго, который был ранее приходской священник Савва Нечаев – покойный ныне. Теперь, когда им предъявляется требование поступить по закону, они крестьяне не протестуют и в виду того, что затраты уже произведены и капитальныя (около 400 рублей), они просят Епархиальное начальство разрешить сию постройку законной и внутренне, если возможно, обязавшись подчиниться всем требованиям, какие им будут предъявлены ко введению сего дела, совершенного без должнаго разрешения в законную форму. Посему все дознание представляю на благоусмотрение Московской Духовной Консистории, прося оную в виду сильнаго замедления производства дознания не поставить мне в вину сию невольность. Приводятся причины задержки рассмотрения дела. Произведено 22 мая, а 26 мая намерен был представить в законченном виде, лишь дожидался письменнаго объяснения от местных священников Благовещенской церкви села Павловскаго, но не дождавшись с 21-го мая по сие время отсылаю по назначению, тем более имею указное побуждение об ускорении производства, и следовательно, представления. Объяснение сие от священников, не дождавшись лишь оное по письменному запросу, прошу Московскую Духовную Консисторию запросить лично, как не подчинившихся требованию следователя.

ЦИАМ. Там же. Л. 12-12об. О самовольно построенной деревянной часовне в деревне Падиково. 1909-1910 годы:
1909 года ноября 17 дня. №215. В Московскую Духовную Консисторию общества крестьян деревни Падиковой Павловской волости прошение. Покорнейше просим Московскую Духовную Консисторию разрешить нам достроить в нашем селении – деревне Падиковой Павловской волости Звенигородскаго уезда – деревянную часовню во имя Святителя и Чудотворца Николая в память рождения его Императорскаго Величества Наследника Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича. Устройством этой часовни выражая по силам своих средств верноподданническую любовь и преданность Российскому Престолу, мы вместе с тем желаем иметь это святое здание для служения в нем мирских общественных молебствий во время крестных ходов и для хранения в нем святынь, приносимых из приходскаго храма иногда даже на ночь за дальностью разстояния. В деревне Падиковой бывают случаи заразных заболеваний, поэтому устраиваемая крестьянами часовня всегда может принести им большую пользу в смысле ограждения их семейств от заразно умерших. При сем прилагаем Указ из Московской Духовной Консистории за №7202 от 8 июня сего года и план устраиваемой часовни в двух экземплярах.

ЦИАМ. Там же. Л. 13, 15. О самовольно построенной деревянной часовне в деревне Падиково. 1909-1910 годы:
Чертеж Падиковской часовни Звенигородского уезда Павловской волости. Описание. Помещение часовни деревянное, покрытое железом, мерою 5х5 аршин ширины и длины. Выстроено оно посредине селения на разстоянии от фасадных построек 7 саженей с одной стороны и с другой 11 саженей. 1909 год, 17 ноября. Его Высокоблагословению отцу благочинному 2-го округа Звенигородскаго уезда протоиерею Михаилу Васильевичу Кудрину причта Благовещенской, села Павловского, Звенигородскаго уезда, церкви донесение. Сим имеем честь донести Вашему Высокоблагословению, что к построению деревянной часовни в деревне Падиковой, принадлежащей к приходу нашей Благовещенской церкви, со стороны причта никаких препятствий не имеется.

ЦИАМ. Там же. Л. 23-25об. О самовольно построенной деревянной часовне в деревне Падиково. 1909-1910 годы:
Московская Духовная Консистория (1 экспедиция, 2 стол). №1038 от 16 апреля 1910 года. 1910 года марта 23 дня. По указу его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: донесение благочиннаго протоиерея М. Кудрина о самовольной постройке без всякаго разрешения новой деревянной часовни крестьянами деревни Падиковой, принадлежащей к приходу Благовещенской, села Павловского, церкви Звенигородскаго уезда. Дознанием, произведенным на основании сего донесения выяснилось следующее: по показанию сельскаго старосты деревни Падиковой крестьянина Пряхина постройка часовни начата ими крестьянами на средства благотворителей и на сборы с крестьян деревни Падиковой без разрешения начальства по недоразумению. Они крестьяне не знали, что существует порядок при таких постройках спрашивать Духовное начальство и ждать его письменнаго разрешения. Но когда началась постройка, их предупреждал приходской священник, что следовало бы спросить на оную разрешение, и они просили отца Георгия, чтобы он сообщил об этом начальству. Им и сообщено, но только не в виде просьбы разрешить постройку дальше, а в виде доноса о их, крестьян, самоволии. На самом же деле у них не было и в мыслях делать что либо без воли начальства и без разрешения его. А посему они вторично будут просить, чтобы исходатайствовать им сие разрешение и если, что от них потребуют выполнить по форме дела, они готовы исполнить все. Крестьянин той же деревни Коровкин, он же Смородин, показал: «Великим постом священник отец Георгий меня спрашивал, строится ли у нас часовня? Я ответил, что да. А имеем ли мы разрешение? Был новый его вопрос. Не имеем, ответил я. Он сказал: пожалуй ведь вас заставят сломать ее. Тогда я стал просить, чтобы он сообщил о сем начальству, и он обещал поговорить с миром на Пасхе. Но дело так и осталось не выясненным. Теперь же видим, что нас обвиняют в самоволии, а посему просим вас ходатайствовать, чтобы нам дано было начальством дозволение. И все требования, какия нам будут предъявлены к выполнению законнаго, мы исполнить обещаемся». По осмотру часовни, произведенному в присутствии сельскаго старосты и некоторых крестьян деревни Падиковой, оказалось: размер часовни в длину и ширину 5 аршин в высоту 3,5 аршин без купола; по положению от ближайшаго дома в 7 саженях, от дома на другой стороне слободы в 11 саженях. Есть еще пустующее плановое место, которое находится на разстоянии 4 саженей, но крестьяне обязуются оное не застраивать. Обращена передней стороной часовня на восток, а входом на запад; крыша покрыта железом, под срубом кирпичный фундамент; столбы (угловыя части фундамента) углублены на две четверти аршина, а часть под стенами на четверть аршина . Над крышей устроен купол, увенчанный крестом с восемью концами. Кругом часовни устроена оградка деревянная с балясником. Всей улицы ширина в поперечнике равняется 15 саженям. Приводится заключение духовного следователя священник Николая Скобеева. Причт Благовещенской села Павловскаго церкви, к приходу коей принадлежит деревня Падикова, доносит, что с его стороны к построению деревянной часовни в помянутой деревне никаких препятствий не имеется. Приказали: часовня в деревне Падиковой построена без разрешения Епархиальнаго начальства и без плана, разсмотреннаго и утвержденнаго Строительным Отделением при Губернском Правлении. Представленный крестьянами деревни Падиковой план на достройку часовни не мог быть препровожден в Строительное 0тделение, потому что несвоевременно представлять план на разсмотрение и утверждение тогда, когда здание построено и увенчано крестом; если же бы Епархиальное начальство и решилось препроводить план часовни в Строительное Отделение, имея в виду законно окончить дело, незаконно начатое, то в случае неутверждения представленнаго плана Строительным Отделением (что весьма вероятно) Епархиальное начальство создало бы себе только новое затруднение к улажению дела по существу добраго, но по темноте строителей незаконнаго ибо тогда часовня должна бы подлежать сломке, а построившие оную – суду. Но, по особенностям настоящаго времени в религиозном отношении, предписать сломать вновь выстроенную часовню со стороны Епархиальнаго начальства значило бы нанести православию данной местности такой религиозный вред, последствия котораго сейчас с точностью не возможно и предвидеть. Между тем в деревне Падиковой в часовне есть нужда для служения мирских общественных молебствий во время крестных ходов и для хранения в ней святынь, приносимых из приходскаго храма иногда даже на ночь, за дальностию разстояния, а равно и для помещения в сей часовне умерших от заразных болезней в целях предохранения их семейств от заражения. А посему Консистория полагает: выстроенную часовню оставить, предписав писать ее в клировых ведомостях причту Благовещенской, села Павловского церкви и поручить наблюдению причта и церковнаго старосты; пустующее плановое место, которое находится в 4 саженях от выстроенной часовни, крестьян деревни Падиковой обязать отнюдь не застраивать. Крестьян деревни Падиковой, выстроивших часовню, оставить без преследования, признав за извиняющее обстоятельство то, что строители в данном случае следовали давнему обычаю строить часовни в их деревне Падиковой без разрешения Епархиальнаго начальства, как это установлено дознанием. Но двух главных виновников самовольной постройки часовни крестьян Ивана Пряхина и Афанасия Коровкина предать церковной епитимии, обязав их в три воскресных дня в присутствии причта положить в храме пред литургиею по сто земных поклонов за то, что они начали постройку часовни без ведома и благословения своих духовных отцов, которые при соблюдении этого условия указали бы им правильный образ действия. Причту и в особенности настоятелю строжайше внушить, чтобы они имели неослабное наблюдение за приходом, дабы в пределах его на будущее время отнюдь не сооружались часовни без законнаго разрешения; а при обнаружении такого случая немедленно приостанавливали бы постройку, хотя бы для этого пришлось обратиться за содействием к местной полиции.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1738. Л. 27. Страхование от пожара церквей Звенигородского уезда. 1910 год:
Нижеуказанные строения, принадлежащия Благовещенской церкви в селе Павловском 2-го благочинническаго округа Звенигородскаго уезда Московской епархии, приняты на страх по страховой оценке, произведенной 28 июля 1910 года. 12. Часовня в деревне Падиковой деревянная, оценочная сумма 400 рублей.

ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 19. Л. 25. Клировая ведомость церквей Звенигородского уезда. 1916 год:
Клировая ведомость Благовещенской церкви в селе Павловском Звенигородского уезда. Приписанных к сей церкви часовен одиннадцать: в селе Павловском, в деревне Юрьеве, в деревне Чесноковой, в деревне Абушковой, в деревне Захаровой, в деревне Покровской, в деревне Ворониной, в деревне Падикове, в деревне Лобановой, в деревне Зеленьковой, на дороге в деревню Лобаново.

ЦГАМО. Ф. 3925. Оп. 1. Д. 1. Л. 58-58об. Протоколы общих собраний Падиковского сельсовета. 1924-1928 годы:
1924 года декабря 21 дня. Протокол №16 общего собрания граждан деревни Падиковой. Повестка дня.
1. Церковные дела. Слушали: Доклад Колиной Александры о существовании священников.
Постановили: Доклад Колиной Александры принять к сведению. Представить право Коровкиной и Кузнецову собрать рожь на существование священников. Большинством голосов против двух постановили купить масло в часовню на средства общества.

 

Дополнительные архивные данные:

• ЦИАМ. Ф. 210. Оп. 50. Д. 1143. План земли деревни Падиковой. 1915 год.

• ЦИАМ. Ф. 210. Оп. 50. Д. 1047. Раздел пустошей между Павловским, Падиковым, Ворониным.

 
ТЕКУЩАЯ РАБОТА
Показать

Автор С. Носиков, C. Мамаев Дата 14.11.2012:
Наконец-то удалось встретиться и поговорить со старожилами деревни Падиково. Сначала на улице встретился мужчина, Михаил Владимирович Чумаков, 1955 года рождения. Сам он часовню уже не застал, но слышал о ней от родственников. Знает, что была она деревянная и что во время войны в ней прятались местные жители. Затем удалось побеседовать с двоюродной тетей Михаила, Марией Степановной Малышевой (Синицыной), 1935 года рождения. Бабушка родилась и всю жизнь прожила в Падикове, часовню хорошо помнит. Она была небольшая, деревянная, бордового или коричневого цвета. Стояла на углу улицы, откуда уходит дорожка на пруд. После войны в ней размещалось правление колхоза – сидели председатель и счетовод. Когда и кем часовня была разрушена, бабушка не знает (пожара точно не было), но примерно в 1950 году она еще существовала, так как Марии Степановне в здании бывшей часовни тогда перевязывали ногу после сильного пореза. Еще получилось поговорить с другой бабушкой, Валентиной Алексеевной Мориной, 1936 года рождения. Она подтвердила указанное место расположения часовни и то, что она была деревянная и небольшая. Но как была разрушена, бабушка тоже вспомнить не смогла. Пройдя на место (GPS координаты 55.82389 36.9956), оказалось, что часовня стояла на участке дома №34. Хозяйка этого дома слышала о часовне, но указала немного другое место (рядом, через дорожку). Она живет в этом доме с 1983 года, никаких следов часовни у себя на участке никогда не находила. Из разговора с местными жителями стало известно, что часовню в деревне хотели не так давно восстановить, но занимавшийся этим местный житель Александр Щучкин лет десять назад умер. Новую часовню задумывали поставить не на прежнем месте, а на свободном участке (вблизи розового дома).

Мария Степановна Малышева, Валентина Алексеевна Морина и частный участок на месте бывшей часовни:


© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

Автор С. Носиков, С. Мамаев Дата 18.04.2013:
Подготовлена статья «Никольские часовни в деревнях Падиково и Покровское», которой в газете Истринского благочиния «Духовная нива» продолжается цикл наших публикаций о разрушенных храмах по материалам, собранным в рамках проекта «Утраченный Божий Дом».

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика