Система Orphus

Назад

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Населенный пункт: город Воскресенск (Истра)
Название: часовня над Самарянским колодцем
Приписана: к Ново-Иерусалимскому монастырю в городе Воскресенск (Истра)
Координаты часовни: 55.9223 36.8465 Карта Посмотреть на карте или космоснимке
Материал: каменная
Дата постройки: конец 1870-х годов
Архитектор: не известен
Адрес на 1917 год: Звенигородский уезд, город Воскресенск
Дата уничтожения: 1930-е годы (по другим данным после 1958 года)
 
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Карты и планы:

Из статьи В. Шмидта
«Палестина Святой Руси»

Из статьи Н. Михайловой
«Русская Палестина»
 
Чертежи:
   
Старые фото:

Из личного архива
Д. А. Дроздецкого

Из книги
«Новый Иерусалим...»

Из фондов ИАХМ
«Новый Иерусалим»
 
С сайта
pastvu.com
   
Современные фото:
С сайта
ivanstrel.ru

С сайта
wikimapia.org
 
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Автор С. Мамаев Дата 31.03.2012:
История Воскресенского Новоиерусалимского монастыря восходит к 1656 году, когда патриарх Никон купил у Романа Федоровича Боборыкина село Вокресенское и несколько окрестные деревень. Место, выбранное для обители представляло собой полуостров, огибаемый течением реки Истры. К осени 1657 года монастырь практически был возведен, построены кельи и деревянная церковь Воскресения Христова, освященная в присутствии государя, который назвал монастырь Новым Иерусалимом. В 1658 году развернулось строительство каменного Воскресенского собора, которое закончилось в 1685 году уже после смерти патриарха. В соответствии с общим замыслом, окрестностям монастыря дали Палестинские наименования: холм, на котором основан монастырь – Сион, возвышенность к востоку от него – Елеон, высоты к северо-западу от обители – Фавор и Ермон, река Истра – Иордан, источники на склоне монастырского холма – Силоамская купель и кладезь Самарянки.

 
БИБЛИОГРАФИЯ
Показать

Карточка Белов И. Путевые заметки и впечатления по Московской и Тверской губерниям. – М., 1852. С. 100:
Вообще окрестности Новаго Иерусалима весьма живописны, по довольно крутым берегам, сказанной реки, местами построены часовни, и все вообще течение Иордана, унизанное деревнями, являющей из себя чрез то, картину очень привлекательную.

Карточка Русская старина. Т. 43. – 1884, №8. С. 267:
Навроцкий А. А. «Новый Иерусалим (из путевых заметок)». Третий день я посвятил окрестностям монастыря. Вокруг ограды идет широкая тенистая аллея; с трех сторон она окружена крутыми обрывами, поросшими лесом. Особенно хорош вид с южной стороны, там, где Волоколамское шоссе поворачивает под прямым углом у подножия горы. С северной стороны, внизу, находятся два колодца с часовнями над ними, первая называется колодцом Самарянки, вторая – Силоамская купель.

Карточка Горчакова Е. С. Поездка в Новый Иерусалим, Саввин монастырь и город Дмитров. – М., 1886. С. 30:
Под горой два колодца: над одним – Силоамской купелью, устроена часовня; другой носит название Кладезя Самарянки; древний развесистый дуб, известный под именем Дуба Мамврийского.

Карточка Архимандрит Леонид (Кавелин). Историческое описание ставропигиального Воскресенского... – М., 1894. С. 59, 68:
С. 59: Ограда кругом монастыря вместо прежней деревянной построена каменная в 1690-1694 годах. Вид ея представляет неправильный шестиугольник, на ней по углам и в середине 8 башен, которым приданы имена врат Иерусалимской городской стены, а именно: ...6) средняя в северной стене – Варуховой; 7) в той же стене круглая башня именуется Ефремовою, под коей вместо тайника был колодез. С. 68: Окрестности монастыря. ...Кладезь, что под горою против северо-западной башни, купелью Силоамской; другой кладезь на северном скате – кладезем Самаряныни.

Карточка Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. – М., 2002. С. 28:
В XIX веке палестинские наименования в окрестностях Воскресенского монастыря уже не имели топографического соответствия первообразу... Источник под холмом против северо-западной башни именуется Силоамскою купелью. Другой источник, на северном скате холма, – кладезем Самарянки.

Карточка Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». – М, 2002. С. 319:
Крючкова М. А. «Словарь мастеров Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря XVIII – начала XX веков». Храбров Василий. Приходно-расходная книга за 1912 год. 30 апреля. «По счету плотника Храброва уплачено за устройство вновь изгороди позади гостиницы... за исправление лестницы к Самарянскому колодцу и другие мелочные плотничные работы по монастырю – 148 рублей 75 копеек». Д. 2189. Л. 48, 59, 67.

Карточка Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Путеводитель. – М., 2003. С. 360:
На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии — беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии, которой Господь сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 13-14). Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия. Набирая воду из кладезя Самарянки, паломники поют песнопения из Великого канона святого Андрея Критского: «Аще и кладезь еси глубокий, Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да яко самаряныня не ктому пияй жажду: жизни бо струи источаеши».

Карточка Новый Иерусалим и город Воскресенск. Альбом. – М., 2006. С. 57:
Почтовые открытки сохранили нам облик еще двух часовен, сооруженных монахами в середине XIX столетия. Часовня на северном склоне монастырского холма располагалась над Самарянским колодцем (конец 1870-х годов). Это была стройная восьмигранная каменная часовня с высоким входом и большими окнами. Ново-Иерусалимские святыни – Елеонская часовня, Самарянский колодец и Силоамская купель – разделили участь большинства русских православных святынь. В атмосфере антирелигиозной истерии в 1930-х годах они были безжалостно уничтожены.

Карточка Протоиерей О. Пэнэжко. Храмы Истринского района. Часть 1. – Владимир, 2009. С. 39:
В обширном саду, сбегающем к реке Истра, стояли часовни с колодцами – Самарянский колодезь и купель Силоамская (уничтожены в советское время).

Карточка Святыни православной России. – СПб., 2012. С. 55:
На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии — беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии. Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия.

 
CВЕДЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Показать

Сайт «Москва, Истра, Новоиерусалимская, далее везде...»:
Намедни мы наведались к источнику «Кладезь Самарянки», что у стен монастыря Новый Иерусалим и увидели, что он заботливыми руками ухожен и выложен камнями. Дорожка к нему практически непроторена, поскольку про него мало кто знает, а многие просто боятся спускаться по отвесному склону. Но именно он напоминает нам одно из Евангельских событий — беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии.

Сайт Ивана Стрельбицкого:
Противоаварийные работы по стабилизации Башни Варуха и прилегающего прясла после оползня (1995-1998 годы). После выполнения большинства основных работ по усилению склона финансирование опять надолго прекратилось и северный склон монастыря напоминал циклопическую бетонную сетку, накинутую на прежде утопающий в зелени живописный склон холма, на котором ранее был родник со святой водой. Названия большинства построек повторяли названия в Иерусалиме. Очертания храмов, стен и башен должны были напоминать вид подлинников. Даже элементы рельефа, окружающего монастырь, также приобрели библейские названия. Так холм, на котором было решено построить монастырь, стал горой Фавором, а протекающая под ним река Истра на части своего пути стала называться Иордань. В Гефсиманском саду вблизи монастыря находится скит Никона. На склоне холма была сооружена часовня с Самарянским колодцем. Из незавершенных идей осталась лишь восстановление Самарянского колодца и часовни над ним, утраченного в начале 20 века после революции. Впрочем это не мешает верующим набирать святую воду из выпусков дренажных труб, расположенных в теле нижнего банкета под плитой свайного ростверка.

 
ТЕКУЩАЯ РАБОТА
Показать

Автор С. Носиков Дата 12.09.2012:
Состоялась незапланированная встреча с игуменом Новоиерусалиского монастыря Феофилактом.
Он сообщил, что в этом году найден источник кладезь Самарянки и остатки фундамента часовни над ним. Это чуть левее Ефремовой башни, посередине склона. Сейчас туда не пройти, склон огорожен для проведения строительных работ. Источник действует, хотя и очень слабый (думают поставить накопитель воды). Еще игумен сказал, что в планах есть восстановление этой часовни, как и церквей
Трехсвятской (где сейчас вход в музей) и Всехсвятской на первом ярусе колокольни. Точные сроки не назвал, но общий срок восстановления монастыря – до конца 2016 года. Ранее мы считаю координаты этой часовни определенными, но ошиблись так как за ориентир вместе Ефремовой башни монастыря взяли Варуху. В итоге получилась отклонение около сотни метров. Ошибка координат исправлена.

Автор С. Мамаев Дата 3.12.2012:
В результате сотрудничества с проектом «Красногорье» удалось получить из частной коллекции Дмитрия Анатольевича Дроздецкого неизвестный до этого снимок утраченной часовни над кладезем Самарянки в Новом Иерусалиме.

Автор С. Носиков Дата 14.12.2012:
В музее «Новый Иерусалим» состоялась третья научно-практическая конференция. В ее программу был включен доклад «Исследования на северном склоне монастырского холма. Часовня «Кладезь Самарянки». Однако докладчик Юрий Олегович Данилов на конференцию не явился. Через его коллегу Леонида Андреевича Беляева просили передать, чтобы он с нами связался, но на связь он не вышел.

Автор С. Носиков Дата 13.06.2013:
После крестного хода к кресту на месте Елеонской часовни состоялся краткий разговор с игуменом Новоиерусалиского монастыря Феофилактом. Он сообщил, что в планах имеется и восстановление часовни над источником Кладезь Самарянки, но конкретных сроков пока не назвал.

Автор С. Носиков Дата 18.12.2013:
Сотрудница НИОР РГБ Галина Дмитриевна Срывкова в воспоминаниях о своем детстве рассказала, как они в 8 классе примерно в 1958 году выезжали на лето в лагерь Никулино около Истры. Она хорошо
помнит часовню у монастыря и плиту около нее. Рядом был родник. Припомнила и лесенку, по которой можно было подняться к монастырю. Говорила о висячем мостике через реку, по которому они ходили. Когда в следующий раз ей были показаны фотографии Богоявленской церкви скита Никона и двух часовен у стен Ново-Иерусалимского монастыря, она уверенно выбрала фотографию часовни «Кладезь Самарянки». Все сходится – рядом родник, лесенка, недалеко река. Был ли на часовне крест, сказать не смогла, а вот ступеньки внутри нее были. Часовня уже не действовала, внутри было грязно. Таким образом, ранее имевшаяся информация о дате уничтожения часовни в 1930-х годах, видимо, не точна. Как минимум в конце 1950-х годов она еще существовала.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика