Система Orphus

Назад

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Населенный пункт: деревня Никитское (Бужаровское сельское поселение)
Название: часовня великомученика Никиты (?)
Приписана: к Христорождественской церкви в селе Рождествено (северное)
Координаты часовни: 56.08416 36.70524 Карта Посмотреть на карте или космоснимке
Материал: деревянная
Дата постройки: не известна
Архитектор: не известен
Адрес на 1917 год: Клинский уезд, Спас-Нудольская волость, деревня Никитское
Дата уничтожения: 1941 год (по другим данным в начале 1960-х годов)
 
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Карты и планы:

Дата 1774 год
   
Чертежи:
   
Старые фото:
   
Современные фото:

© 2012, С. Носиков
   
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Автор С. Мамаев Дата 23.10.2012:
Деревня Никитское находится в 27 км северо-западнее Истры, на суходоле. Деревня известна с середины XV века, когда Никитское как село упоминается в дарственной грамоте Михаила Власьева Троице-Сергиеву монастырю. По неизвестным причинам село к Троице-Сергиеву монастырю так и не поступило. В 1627 году им владел Григорий Иванович Кокорев, затем его сыновья. В то время в селе находилась деревянная церковь великомученика Никиты, а в 1680 году была построна новая церковь Преображения Господня с Никитским приделом. До революции 1917 года Никитское сменило множество владельцев, а церковь в нем была упразднена примерно в конце XVIII века. В 1773 году в деревне Никитское проживали 82 человека, в 1859 году – 89 человек, в 1899 году – 81 человек.

 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Показать

С. Носиков 10.07.2014:
«К вопросу о закрытии церкви в селе Никитское». О наличии церкви в XVIII-XIX веках в селе Никитское говорится в нескольких литературных источниках, в частности у братьев Холмогоровых, правда при этом упоминается то Никитская церковь, то Преображенская. В ЦИАМе имеется дело 1759 года о «закрытие церкви в селе Никитское Дмитровского уезда». Но судя по всему этот храм еще некоторое (возможно довольно долгое) время существовал... Полный текст

 
БИБЛИОГРАФИЯ
Показать

Карточка Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVIII столетий. Вып. 11. – М., 1911. С. 223-224:
Церковь Преображения Господня и святаго мученика Никиты в селе Никитском. В 7135 (1627) году по писцовым книгам Дмитровскаго уезда село Никитское, на пруде, находилось в Раменском стане в вотчине за Григорьем Степановым Кокоревым (по закладной Дмитрия Иванова Татищева 133 года), в селе стояла без пения деревянная клетцки церковь святаго мученика Никиты, двор вотчинников с деловыми людьми и двор прикащиков; пашни церковной худой земли 5 чети да лесом поросло 15 чети в поле, а в дву потомуж, сена 15 копен. 142 (1634) года августа 7 запечатана благословенная грамота, по челобитью Григорья Кокорева, в вотчину его в Дмитровский уезд, в село Никитское на три престола; пошлин 10 алтын взято; припись Артемья Хватова. После Григорья Степанова Кокорева владели селом в 7157 (1649) году его дети Матвей и Федор... Полный текст

Карточка Копьев Я. О селах Рождествене, что на реке Истре, Пятницком-Берендееве и Мушкине. – М., 1887. С. 17:
По списку с Писцовой книги Андрея Загряжскаго 135-137 (1627-1629) годов: Село Никитское. За Григорьем Ивановым сыном Кокоревым село Никитское; а в селе церковь великого мученика Никиты древена, клецки, стоит без пения. О церкви села Никитскаго в 91 книге Патриаршаго Казеннаго Приказа 1677 года на странице 426 сказано так: «Церковь Преображения Спасова, да святаго мученика Георгия (sic) в Берендеевском стану, в поместье Александра Милославского в селе Никитском: дани 19 алтын, заезда гривна». С 1712 года дани было положено 32 алтын 2 деньги... Полный текст

Шумаков С. Обзор «Грамот коллегии экономии». Вып. 3. – М., 1912. С. 6:
18. 3722. Без даты. (1455-1466 годы). «Се яз Михайло Власьев сын по приказу своего отца и своей матери дали есмя в дом Живоначальныя Троици Сергиеву монастырю игумену Васиану с братьею свои села дмитровские, село Никитское да село Верхуртовское, да две деревни Раменье да Починок, да половину земли Вельяковские, да Васильевскую землю Степанова, да пустошь Киевьскую, да Булутовскую, да Коврижвино, и со всем, что в ним из старины потягло, куды соха ходила и коса и топор и ужнина. А дали есмя на поминок собе и своим родителем. А на то послуси: Тимофей Михайлович Плещеев, да Еска Катунин, да Федко Бритой. А грамоту писал Михайло сам. А дали есмя ею грамоту без печати». – Мейчика №118.

 
АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ
Показать

ЦИАМ. Ф. 206. Оп. 1. Д. 2403. Л. 1. Закрытие церкви в селе Никитское Дмитровского уезда. 1759 год:
Святейшаго правительствующаго Синода члену Преосвященному Амвросию Епископу Переславскому и Дмитровскому и архимандриту ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря Епархии вашего Преосвященства Дмитровского уезду села Никитского церкви Преображения Господня священника Федора Стефанова Всепокорнейшее прошение. Вышеозначенная церковь Преображения Господня имеется во всяком благосостоянии и препятствия к священнослужению в ней никакова не имеется, токмо на той церкви от давняго ея построения крышка весьма обветшала и ону крышку желает возобновить того села помещица вдова Анна Михайловна Милославская. Того ради вашего Преосвященства милостиваго моего архипастыря прошу вышеозначенную церковь покрыть дозволить летом и переславской вашего преосвященства духовной консистории дать указ. Марта 16 дня 1759 году.

ЦИАМ. Там же. Л. 3:
По Указу Ея Императорского Величества переславская Духовная Консистория слушав прошение Дмитровского уезду села Никитского церкви Преображения Господня священника Федора Стефанова, которым он просил о позволении возобновить обетшавшей того села на церкви Преображения Господня крышки. А по справке в Переславской духовной консистории оказалось, что по приказанию Его преосвященства последовавшему прошлого 1755 году августа 9 дня велено в исправлении церковных ветхостей не утруждая Его преосвященство о том докладами давать позволительные указы Переславской духовной консистории. Того ради приказали вышеписанному священнику Федору Стефанову дать указ коим велеть оную ветхость (ест ли подлинно такая как в прошении ево значит и до повреждения престола касаться не будет) пристойным образом возобновить позволить и когда все то исправлено будет о том ему в консисторию репартовать. Подлинное определение за закрепою Дмитровского архимандрита Нифонта, подписано марта 17 дня 1759 году.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1582. Л. 148об-149. Клировые ведомости церквей Звенигородской округи. 1812 год:
Л. 148об: Московской Епархии Звенигородской округи села Рождествена что на реке Истре церковь Рождества Христова деревянная в твердости, выкрашенная разными красками, утварью церковной довольна. Л. 149: В сельце Никитском была деревянная церковь, которая приписана была к вышеозначенной Рождествинской церкви. Но когда, зачем была приписана и сколька при ней было приходу и земли, и были ли на оную землю планы и межевые книги и куда оная ныне употреблена – не известно. Приход той церкви приписан к их церкви и землею пользуется того сельца помещик.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2031. Л. 19об-21об. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1837 год:
Ведомость о церкви Рождества Христова в селе Рождествене на Истре за 1837 год. Каменная, тверда. Имеется приписная церковь Клинской округи в сельце Никитском. Но землею оной церкви пользуется того сельца помещик отставной подпорутчик Павел Нудольский, о которой земле подано прошение Его
Высокопреосвященству. Эти же сведения приведены в деле: Ф. 203. Оп. 744. Д. 2105. Л. 322-325. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1840 год.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 880. Л. 14об. Ведомость о часовнях по Звенигородскому Духовному Правлению. 1841 год:
11. Часовня при Христорождественской, в селе Рождествене на Истре, церкви. Построена издревле по упразднении Преображенской церкви в селе Никитском. Деревянная. Икон в ней нет. Ветха.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 881. Л. 1об. Сведения о количестве часовен Звенигородского уезда. 1841 год:
8. Часовня при Христорождественской, в селе Рождествене на Истре, церкви. Построена издревле по упразднении Преображенской церкви в селе Никитском. Деревянная. Икон в ней нет. Ветха.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 2512. Л. 8. Ведомость о церквях Звенигородского уезда. 1862 год:
Ведомость церквей Ламишинского благочиния. 1862 год. Приводятся только данные первой колонки таблицы: Наименование мест и число церквей. 9. Христорождественская в селе Рождествено на Истре, одно-клирная, каменная одна и три часовни деревянные.

ЦИАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 1453. Л. 66об. Ведомости о церквях Звенигородского уезда. 1864-1865 годы:
Ведомость о церквях Ламишинского благочиния. 1864 год. Приводятся только данные первой колонки таблицы: Наименование мест и число церквей. 10. Христо-Рождественская в селе Рождествене на Истре, одно-клирная, каменная одна и три часовни деревянные.

ЦИАМ. Там же. Л. 82об. Ведомости о церквях Звенигородского уезда. 1864-1865 годы:
Ведомость о церквях Огниковскаго благочиния. 1865 год. Приводятся только данные первой колонки таблицы: Наименование мест и число церквей. 11. Христо-Рождественская в селе Рождествене на Истре, одно-клирная, каменная одна и три часовни деревянные.

ОПИ ГИМ. Ф. 465. Д. 123. Л. 164. Скворцов Н. А. Звенигородский уезд. Черновик неизданной книги. 1897-1899 годы:
По писцовой книге 1627-1629 годов значится за Григорием Ивановым Кокоревым село Никитское, а в селе церковь великого мученика Никиты древяна, клетци, стоит без пения. Пашни перелогом церковные худые земли 5 четьи, да лесом поросло 15 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 15 копен. В переписной книге 1678 года село Никитское значится «за вдовою Настасьей Ивановою дочерью Кокорева, а в нем церковь Боголепнаго Преображения Господня». У церкви поп Иван Артемов, в селе двор вотчинницы, крестьянских 2 двора и бобыльских 3... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 570. Л. 65об. Ведомость о церквях Московской епархии. 1917 год:
Наименование мест и число церквей 5-го округа Звенигородского уезда: Христорождественская, в селе Рождествене на реке Истре, каменная, одноклирная, четыре часовни деревянные. Названия деревень, в которых находились часовни, не указаны, но в приход входили: Армягово, Верхуртово, Лыщево, Нечаево, Никитское, Новоселово, Родионцево и Тимофеево.

ОПИ ГИМ. Ф. 402. Д. 983. Л. 42. Выписки Кислякова П. В. из «Указателя М. И. Александровского». 1932 год:
592. Клинский уезд, Никитское, 75 верст. В 1625 году село Никитское принадлежало Д. И. Татищеву. От него по закладной с 1627 года перешло к Г. С. Кокореву. В селе стояла без пения церковь Великомученика Никиты, деревянная, клецки. В 1634 году выдана благословенная грамота на 3 престола. В 1678 году село принадлежало вдове Н. И. Кокоревой, церковь была Преображенской. Дочь Д. Г. Кокорева была замужем за А. И. Милославским, за ним и числится Никитское. В 1680 году церковь названа «Преображения Господня, да Святого Мученика Никиты»... Полный текст

 
ТЕКУЩАЯ РАБОТА
Показать

Автор С. Носиков Дата 20.10.2012:
В деревне Никитское удалось встретиться и поговорить с Юрием Всеволодовым, которым подтвердил, что часовня в деревне была, а сестра его дедушки даже трудилась в ней ключницей. Ссылаясь на воспоминания своей тети Анны Степановны Данилиной (ныне живущей в Лыщево), сказал, что часовня стояла на пригорке недалеко от пруда, где ранее проходила «Белая дорога». Затем состоялся разговор с Ириной Васильевной Сергеевой, 1927 года рождения, которая сама лично идела часовню в Никитском, но названия ее она не знает. По ее словам, часовня находилась недалеко от пруда по левой стороне, там где росли высокие липы. А рядом был барский дом и сад, а позже – начальная школа. Сейчас и этого здания уже нет. Ирина Васильевна сообщила, что часовня была деревянная и круглая. Еще помнит, что до войны женщины брали иконы из часовни и ходили с ними вокруг деревни. На вопрос о дате уничтожения уверенно сказала, что часовню сожгли во время войны наши отсутпающие войска. В тот день семья Ирины Васильевны сидела дома, вместе пили чай. В это время зашел красноармеец и сказал, чтобы мы быстрее выходили, так как дом уже горит. В деревне Лыщево удалось побеседовать с Анной Степановной Данилиной, 1921 года, рождения, которая родилась в Никитском, а позже вышла замуж и переехала к мужу в Лыщево. Как выглядела и кому посвящалась часовня, бабушка вспомнить не смогла, но рассказала, что священник приезжал из Рождествено, а летом в сухую погоду детей сажали на дорогу и над ними проносили иконы из часовни (видимо, это был крестный ход по случаю засухи). Анна Степановна подтвердила сведения о том, что деревня была в 1941 году сожжена красноармейцами, что у часовни росли большие липы и что в часовня находилась на перекрестке деревенской улицы с «Белой дорогой», которая вела из Тиликтино в Рождествено и Пятницу и называлась так, потому что летом она была пыльной (сейчас этой дороги нет). После того, как бабушка Данилина внесла уточнения в местоположение часовни, заехал в Никитское еще раз, чтобы заново осмотреть место и снять новые координаты. На месте удалось встретить Александра Георгиевича Дроздова, 1953 года рождения, который сообщиел очень интересную и удивительную информацию. Оказалось, что мужчина видел полуразрушенную часовню в Никитском своими глазами. По его словам, она была квадратной и деревянной, окончательно ее разобрали в начале 1960-х, а на ее месте построили амбар. Все это расходится с данными бабушек о том, что часовня сгорела в 1941 году. Не стыкуются сведения и по расположению часовни – Александр Георгиевич уверенно указал, что часовня стояла у перекрестка на той же стороне улицы, что и пруд, а из из слов бабушек я понял, что они указывали на противоположную сторону.

Ирина Васильевна Сергеева, Анна Степановна Данилина, Александр Георгиевич Дроздов и место бывшей часовни:


© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика