Система Orphus

Назад

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Населенный пункт: деревня Борисково (Ивановское сельское поселение)
Другие именования: Обухово
Название: часовня (посвящение не известно)
Приписана: к Петропавловской церкви в селе Лужки
Координаты часовни: 55.84086 36.95881 Карта Посмотреть на карте или космоснимке
Материал: деревянная
Дата постройки: 1891 год
Архитектор: Василий Георгиевич Сретенский
Адрес на 1917 год: Звенигородский уезд, Павловская волость, деревня Борисково
Дата уничтожения: середина 1940-х годов
 
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Карты и планы:

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239
Дата 1891 год
   
Чертежи:

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239
Дата 1891 год
 
Старые фото:
   
Современные фото:

© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков
 
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Автор С. Мамаев Дата 31.03.2012:
Деревня Борисково, в прошлом – Обухово, находится в 19 км юго-восточнее Истры, на правом берегу речки Пересальки. Первое упоминание о деревне относится к 1504 году. В 1624 году Борисково находилось во владении князя Леонтия Ивановича Шаховского, а в 1646 году принадлежало Андрею Ивановичу Мещерскому. В 1678 году деревня числилась за стольником Василием Алферьевичем Хитрово, в 1710 году – за стольником Борисом Петровичем Львовым, в 1748 году – за полковником Александром Петровичем Жуковым, в 1773 году – за ротмистром Денисом Самойловичем Пожогиным-Отрошкевичем. В середине XIX века сельцо Обушково и деревня Борисково слились в одно селение, владел им тогда корнет Николай Дмитриевич Языков, а после него титулярный советник Александр Гаврилович Ермолов. В 1773 году в деревне Борисково проживали 63 человека, в 1859 году – 99 человек, в 1899 году – 98 человек.

ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ

«Утраченный Божий Дом». Выпуск №18. 2014 год

Содержание номера:
• Преподобный Сергий Радонежский
бывал на истринской земле?

Все номера издания

 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Показать

С. Носиков 2.07.2014:
«Преподобный Сергий Радонежский бывал на истринской земле?». Нынешний год знаменателен тем, что исполняется 700 лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. И вполне возможно, что этот великий святой когда-то бывал у нас, на территории современного Истринского района. Какие есть основания для такого предположения, где именно он мог побывать? Ведь в житии святого об этом ни слова нет. Однако в нескольких современных публикациях на эту тему приводятся интересные, хотя и довольно скудные сведения... Полный текст

С. Носиков 19.09.2015:
«Архитекторы некоторых утраченных церквей и часовен Истринского района». Деревянная часовня в деревне Борисково прихода села Лужки была построена в 1891 году. В архивном деле на чертеже проставлен штамп, где читается полное имя архитектора – Василий Георгиевич Сретенский. В ББЭ имеется следующая информация о нем: «В 1890 построил церковь.. Полный текст

 
БИБЛИОГРАФИЯ
Показать

Карточка Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVIII столетий. Вып. 3. – М., 1886. С. 353-354:
Николая чудотворца место церковное, погост Пересал. Николая чудотворца место церковное в деревне, что быль погост Пересал, на реке Истре Московскаго уезда Сурожскаго стана. По писцовым книгам 131 и 132 (1623-1624) года «на погосте Никольском Пересал был храм Николы чудотворца, а на церковной земле поселил Юрий Мусин-Пушкин 2 двора крестьянских, да 2 места дворовых крестьянских и их дворы свез Юрий Мусин-Пушкин во 131 (1623) году; пашни паханая середния земли 13 четьи в поле, а в дву потому ж, лесом поросло 12 четьи, сена по реке Истре 20 копен, лесу не пашеннаго 3 десятины; а межа той церковной земли от речки Пересалки на иву, а на ней грань, а от ивы на сосну, на ней грань, а от сосны на другую сосну»... Полный текст

Карточка Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. – М., 1998. С. 227-228:
Сретенский Василий Георгиевич построил церковь в селе Борисково Звенигородского уезда.

Карточка Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря – М., 2007. С. 388-390:
Схимонахиня Леонтия. В маленьком домике, называемом «Магдалинии», жили две старые-старые монахини, поступившие в обитель еще в 1852 году при игумений Анастасии. Как-то шла я на дачу, находившуюся в двух километрах от Аносино, в лесу. Со мной была матушка Евгения, восьмидесятилетняя старица, по дороге она рассказывала: «Я была крепостной еще при матушке Евгении (Озеровой), пришла ребенком, так вся моя жизнь и прошла в обители. Мать Магдалина пришла в обитель семнадцати лет. Ее обвенчали с нелюбимым человеком, она вышла из-за свадебного стола, когда гости погуляли, стемнело. Накинув на себя какую-то одежду, она пришла в обитель, да так и осталась. Живет более семидесяти лет. Мы с тобой подходим к дивному месту, где некогда встретились старцы святые – преподобный Сергий с преподобным Саввой Звенигородским [323]. Леса были дремучие, да и сейчас еще стоят вековые ели. Спустимся в овраг, здесь святой колодец, вот тут они сидели и по их молитвам забил ручей. Мы вошли в густой лес, спустились в овраг. Высокие столетние ели стояли стеной, охраняя святой колодец. Колодец был мелок, воды было немного, но такой вкусной и студеной мне не приходилось пить. Над колодцем висел образ преподобных Сергия и Саввы. Мы стали на колени, молились. Потом умылись и стояли молча, боясь нарушить тишину. Тихо журчал ручей, наполняя колодец водой. Так вот кто был свидетелем беседы Преподобных старцев! Прошли века, а ты все бежишь, все несешь свою живительную влагу. Мы вышли из оврага и пошли вверх на горку, где стояла наша дача». 323. В житии прп. Сергия сведений об этом нет. Однако вот что мы читаем в воспоминаниях известного русского православного живописца М. В. Нестерова (1862-1942): «В тот год [1901] я поставил на Передвижную картон (уголь, пройденный акварелью) с киевского своего «Рождества» (во Владимирском соборе) и маленькую картину «Преподобный Сергий» (зима, Преподобный идет не то в Пахру, не то в Звенигород)» (Нестеров М. В. Давние дни. Воспоминания, очерки, письма. Уфа. 1986. С. 235). Едва ли это был творческий вымысел. Задумывая, по его словам, «историю пр. Сергия в картинках», Михаил Васильевич в одном из писем 1896 года сообщал, что «жил по монастырям под Москвой, собирал материал к житию прп. Сергия» (Нестеров М. В. Письма. Избранное. Л. 1988. С. 71, 144). Что касается упомянутой картины «Преподобный Сергий», то ее после XXIX Передвижной выставки приобрел Великий Князь Алексей Александрович (1850-1908).

Карточка Протоиерей О. Пэнэжко. Храмы Истринского района. Часть 1. – Владимир, 2009. С. 254, 356:
В приходе церкви села Лужки, в деревне Борисково, в 1890 году архитектор Василий Георгиевич Сретенский (1860-1900), родившийся в семье священника села Круг Клинского уезда, построил деревянную часовню. Василий Георгиевич выполнял работы в Новом Иерусалиме и Аносиной пустыни. В 1842 году Аносинский монастырь был наделен лесными угодьями. Вблизи монастыря, в лесу, в овраге – святой колодец. На этом месте встретились преподобный Сергий Радонежский и преподобный Савва Сторожевский, здесь они беседовали и по их молитвам забил источник.

Карточка Яшина О. Н. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода. – Звенигород, 2009. С. 29:
В деревне Аносино Звенигородского края, где находится Борисо-Глебский женский монастырь, сохранилось предание, связанное с одним чтимым источником в лесу недалеко от монастыря. Согласно этому преданию, на месте, где бьет чудотворный источник, произошла встреча преподобного Саввы с преподобным Сергием. Это предание исключительно устное, к тому же местное, известное только в Аносино. Оно не отражено в житиях преподобного Саввы и Сергия. Сохранившиеся письменные источники позволяют сделать только один вывод: у преподобного Сергия не было необходимости идти в Звенигород и встречаться по дороге со своим учеником. Однако почитание источника не может основываться на ошибочных фактах, и, возможно, до нашего времени просто не дошли свидетельства, подтверждающие предание.

Карточка Газета «Духовная Нива» – 2010, №8. С. 4:
У деревни Борисково, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в живописном месте возведена часовня-купальня в честь Всех Святых. В ознаменование окончания строительства на месте купальни настоятелем Петро-Павловского храма села Лужки, к которому приписана купальня, священником Андреем Козыревым был совершен молебен. Молитва совершалась 18
сентября, в которой участвовали жители деревень Борисково, Лужки, Красновидово, Родники, Павловское. По окончании моленного пения священнослужитель обратился со словами благодарности к инициаторам строительства и благословил трапезу, любезно предоставленную всем присутствующим. В ходе беседы за чаем у самовара, единодушно было отмечено, что купальня обязательно будет действенным средством укрепления православной веры. И еще одно немало важное обстоятельство, что это не только потребление благ, но и место постоянного приложения сил в поддержании всей прилегающей территории в образцовом порядке.

 
АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ
Показать

ЦИАМ. Ф. 199. Оп. 2. Д. 369. Л. 301. Отчеты сельских обществ Павловской волости. 1890-1902 годы:
Доходы и расходы Московской губернии Звенигородскаго уезда Павловской волости Обуховского сельскаго общества за 1890-1892 годы. Постройка и ремонт церквей, часовен, мечетей и других молитвенных зданий: 1892 год – 100 рублей.

ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239. Л. 6-9. Постройка деревянной часовни в деревне Борисковой. 1891 год:
Л. 6: Января 9 дня 1891 года. Документ Консистории (прошение) №164. В строительное отделение Московского Губернского Правления. Консистория, препровождая при сем планы на четырех листах на постройку деревянной часовни в деревне Борисково прихода села Луянково (ошибка, имеется в виду Лужки) Звенигородского уезда, просит от Строительного Отделения уведомления, можно ли позволить предполагаемую постройку деревянной часовни. Л. 7: Для доклада Московскому губернатору. Протокол №5. Рассмотрев препровожденный Московскою Духовною Консисториею при отношении за №164 проект на постройку деревянной часовни в деревне Борисково прихода села Лужков Звенигородского уезда, Строительное Отделение нашло этот проект составленным правильно и исполнение согласно оного работ может быть допущено с тем только, чтобы работы были произведены с соблюдением надлежащих правил и под надзором техника, имеющего на это законное право. Согласно Строительнаго отделения и соблюдением в нем вышеизложенного, означенный проект утвердить и по надлежащим засвидетельствовании возвратить в Духовную Консисторию для дальнейшаго с ея стороны распоряжения. Января 18 дня 1891 года. Л. 8-9: План Московской губернии Звенигородского уезда Павловской волости деревни Борискова. Литер А часовня. Печать: архитектор Сретенский. Проект на постройку вновь деревяной часовни в деревне Борискова прихода села Лужков, Звенигородского уезда Московской губернии.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 394. Л. 206. Журнал Московской Духовной Консистории. 1907 год:
Дело №2293. Пункт 12. Петропавловской села Лужков Звенигородскаго уезда церкви священника Николая Скобеева при деревне его прихода Борискове перенести часовню на другое более удобное и приличное место и переустроить с сохранением ее прежняго архитектурнаго вида на средства местных крестьян. Отметка об исполнении: №7655, 11 июля 1907 года. Приведено лишь краткое описание, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 775. Д. 915. Л. 28. Недействующая опись дел Московской Духовной Консистории. 1905-1907 годы:
Дело №7655. О перенесении и перестройке часовни в деревне Борисковой прихода села Лужков Звенигородскаго уезда. Начато: 24 марта 1907 года. Окончено: 11 июля 1907 года. Пять листов. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 967. Л. 23об. Страхование от пожара церквей Звенигородского уезда. 1910 год:
При осмотре оказалось, что Петропавловской села Лужков церкви принадлежат нижеследующия строения: 2) Часовня при деревне Борисковой деревянная, бревенчатая на кирпичных столбах, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною; длина часовни, считая и крыльцо равняется 9 аршин, ширина 6 аршин, высота до карниза 6 аршин, на часовне есть главка; окон 2, дверей 2, обе деревянныя. Иконостас часовни 5 аршин ширины и 4,5 вышины, оценен в 30 рублей. Ближайшие постройки к часовне с юго-восточной и северной сторон крестьянские жилые дома в 9 саженях. Построена в 1891 году. Стоимость часовни с иконостасом и крыльцом 200 рублей.

ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 19. Л. 83. Клировая ведомость церквей Звенигородского уезда. 1916 год:
Клировая ведомость Петропавловской церкви в селе Лужки Звенигородского уезда. Приписанная к сей церкви часовня в деревне Борисковой построена в 1891 году с разрешения Епархиального начальства.

 

Дополнительные архивные данные:

• ЦИАМ. Ф. 184. Оп. 16. Д. 754. Земли сельца Лужки, Обухова, деревни Борисковой, села Павловского.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 464. Д. 396. Борисково. 1887-1892 годы – НЕТ ДЕЛА.

• ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 477. Д. 524. О перестройке часовни в Борисово. 1904-1907 годы – НЕТ ДЕЛА.

 
CВЕДЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Показать

Сайт «Храмы России»:
Деревянная часовня с шатровым завершением, построенная по проекту 1890 года. Сломана в середине ХХ века.

Бокарев А. Православные храмы Истринского района Московской области. – 2001:
Известно также о составлении в 1890 году архитектором Василием Георгиевичем Сретенским проекта церкви для села Борискова Звенигородского уезда – очевидно, деревни Борисково напротив Лужков на правом берегу Истры. Возможно, это был проект часовни, возможно даже выстроенной.

Карточка Сайт «Большая биографическая энциклопедия»:
Сретенский, Василий Георгиевич. В 1890 построил церковь в селе Борисково Звенигородского уезда. Работал также в Новом Иерусалиме и Аносином монастыре.

 
ТЕКУЩАЯ РАБОТА
Показать

Автор С. Мамаев Дата 9.06.2012:
Выполнил чистку чертежа каменной часовни в деревне Борисково с оригинала, найденного в Центральном историческом архиве Москвы Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239. Л. 9.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239

Автор С. Мамаев Дата 23.07.2012:
Выполнил чистку плана местности с указанием часовни в деревне Борисково с оригинала, найденного в Центральном историческом архиве Москвы Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239. Л. 8.


Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239

Из дела ЦИАМ
Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239

Автор С. Носиков Дата 27.07.2012:
Состоялся телефонный разговор с алтарником Петропавловской церкви села Лужки Владимиром Сергеевичем (по возрасту более 60 лет). Ранее имелись сведения, что он что-то знает о часовне в деревне Борисково, однако эта информация не подтвердилась. Владимир Сергеевич лишь сообщил, что старожилов ни в самом Борискове, ни в соседнем Красновидове не осталось.

Автор С. Носиков Дата 16.11.2012:
Несмотря на информацию об отсутствии старожилов в Борискове, решил съездить в эту деревню. На деле оказалось, что это не так. Сначала Марина Ионовна, живущая в деревне с 1960 года, рассказала, что слышала о часовне от своей свекрови. По ее словам, часовня находилась внизу, недалеко от родника, который расположен прямо у шоссе (это согласуется с картой из архива). Точное место указать не смогла, ровно как и опознать часовню по чертежу. Напоследок Марина Ионовна подсказала, к кому еще можно обратиться, но старожилов не оказалось дома. Обследовав места у источника (GPS координаты 55.8423 36.96202), оказалось что кругом довольно крутые склоны оврага, и мест, где могла бы стоять часовня, очень немного. Небольшие ровные места есть у самого родника, но там топко и бьют ключи.

Автор С. Носиков, C. Мамаев Дата 18.11.2012:
Через два дня снова удалось заехать в Борисково для разговора со старожилами. Но получилось так, что на улице встретился Юрий Анатольевич и другие местные жители пенсионного возраста. Все они говорили о том, что неплохо было бы иметь в деревне часовню, так как новопостроенная Всехсвятская часовня-купальня постоянно закрыта и жителей туда не пускают. Местный житель Николай сообщил, что застал остатки часовни возле родника (у дороги). Потом к разговору присоединись другие местные жители. О старой часовне слышали несколько человек, но никто ее не видел, так как родились они или переехали сюда уже позднее. Мнения по поводу места часовни разделились: одни говорили, что часовня стояла внизу в овраге у родника, а другие указывали на конец деревни, на край высокого обрыва, где был дом Стебулянина. Одна из местных женщин, участвовавших в разговоре, рассказала об интересном факте, услышанном ею от Лидии Савельевны Смирновой. Бабушка ей говорила, что когда прогнали фашистов, то в часовне до 1944 года жили местные жители, так как деревня сгорела. О развилке дорог, указанной в плане, местные жители сказали, что раньше в конце деревни дорога уходила вниз по оврагу к роднику (теперь это просто тропинка). Затем состоялся разговор с Игорем Николаевичем Яшиным, 1972 года рождения, который слышал о деревенской часовне от своей бабушки, Анастасии Матвеевны Яшиной, 1907 года рождения, прожившей 98 лет. Она показывала внуку точное место бывшей часовни (GPS координаты 55.84085 36.95886), находилось оно напротив их дома. Фундамент часовни не сохранился, на месте выросли деревья. Игорь Николаевич объяснил также, почему люди расходятся во мнении, где она стояла. Оказалось, что правы были все! Изначально часовня стояла внизу у родника, а потом уже была перенесена в деревню к их дому. К появлению часовни причастен прадед Игоря Матвей Максимович Стебулянин, у которого было 12 детей. В конце XIX века он у родника нашел икону (какую неизвестно) и попросил разрешения у священника в Лужках, чтобы поставить на том месте часовню. И, видимо, его получил (проект утвержден в 1891 году). Часовня стояла совсем рядом с родником. Игорь Николаевич вспоминал, что когда ему было 12 лет (1984 год), они ходили к источнику, и он провалился в сруб родника. У него остались старые фотографии родника (до его переделки), но часовни на них нет. Еще он говорил, что у родника несколько раз находили старинные монеты. Когда именно часовню перенесли в деревню, мужчина не знает, но в войну она уже стояла в самой деревне (учитывая антирелигиозные настроения в СССР, можно предположить, что перенос был возможен только в первые годы советской власти). По рассказам родственников, за часовней внизу было не удобно присматривать, поэтому и перенесли поближе к дому (видимо, родственники Игоря Николаевича). В часовне было много икон, их прабабушка забрала в дом, когда наступали немцы. Где сейчас эти иконы, Игорь Николаевич не знает. Далее рассказал, что когда немцы сожгли Борисково, часовня уцелела, но позже ее разобрали на доски для коровника, когда поднимали разрушенное сельское хозяйство. Одна из женщин, участвовавшая в предыдущем разговоре, говорила, что в Борискове живет с 1947 года, и часовни уже не было. Стало быть, опираясь на ее слова и воспоминания Смирновой, часовню разобрали в 1944-1947 годах.

Игорь Николаевич Яшин, родник в овраге и место бывшей часовни после переноса в деревню:


© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

© 2012, С. Носиков

Автор С. Носиков Дата 7.06.2013:
По электронной почте вышел на связь Игорь Николаевич Яшин, разговор с которым насчет часовни в Борискове состоялся в ноябре 2012 года. Как и обещал, мужчина переслал фотографию родника, у которого стояла часовня до ее переноса в деревню.

Родник рядом с местом бывшей часовни (до переноса ее в деревню):


Из личного архива
И. Н. Яшина
Дата 1891 год

Автор С. Носиков Дата 30.06.2013:
В нескольких книгах (например, у Пэнэжко и Яшиной) говорится про чудотворный источник, где произошла встреча преподобного Саввы с преподобным Сергием. Там же отмечается, что это место «в лесу недалеко от монастыря». Источник у деревни Борисково находится в паре километров от Аносинского монастыря, другого чтимого в народе источника поблизости нет. Так что, возможно, тот самый источник, где, как предполагается, произошла встреча двух знаменитых старцев (будущих святых), и есть родник у деревни Борисково. Как мы уже знаем – первоначально часовня находилась вблизи этого источника, а после была уже перенесена в деревню.

Автор С. Носиков Дата 25.01.2014:
В книге Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVIII столетий» (Выпуск 3) на страницах 353-354 говорится о погосте Пересал: «Николая чудотворца место церковное». Точное местоположение не указано, только в тексте имеются слова: «на реке Истре», «от речки Пересалки», «к пустоши Михиной». Речка Пересалька упоминается в книге «Истринская земля», и протекает она по окраине деревни Борисково. Причем сама деревня расположена в нескольких сотнях метров от реки Истра. Поэтому есть уверенность, что погост Пересал находился где-то в окрестностях Борискова. Говоря о погосте, подразумевается кладбище. Где было старое кладбище в окрестностях Борисково – пока не известно. Более того, возможно, часовня, которая была построена в Борискове в конце XIX века, может быть связана с погостом Пересал и Никольской церковью. Посвящение часовни нам пока не известно, возможно, она была в честь Николая Чудотворца. Хорошо бы найти планы Генерального межевания этих мест – может там есть какие-то наводящие отметки.

Автор С. Мамаев Дата 26.01.2014:
В сентябре 2010 года в деревне Борисково недалеко от Аносина освящена вновь построенная деревянная часовня-купальня, расположенная за участками современных коттеджей на берегу речки Пересалки. Это место в стороне как минимум на 100 метров от обоих мест, где прежде стояла старая часовня. И при возведении новой часовни строители видимо даже не знали, что когда-то в деревне была другая часовня. GPS координаты часовни-купальни: 55.8397 36.9536.

Часовня-купальня у деревни Борисково:


© 2012, С. Носиков

Автор С. Носиков Дата 24.10.2014:
Документы о часовне в деревне Борисково не очень подробны и многочисленны. Из них известно о дате постройки – 1891 год (ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 181. Д. 1239). Имеется также прошение о переносе часовни, поданное местным священником в 1907 году. Об этом прошении сказано сразу в двух делах ЦИАМ. Но, к сожалению, это были всего лишь краткие записи в журналах без подробностей (по какой причине возникло такое желание) и без отметки об исполнении. Как известно, недалеко от Борискова в овраге находится ручей Пересал и известный источник, который, по преданию, связывают с именем Сергия Радонежского. В 2013 году я ездил в деревню, где встретил местного жителя Игоря Яшина, который уверенно показал место, где стояла часовня – как раз напротив его дома. Это место не в овраге, а наверху, на краю деревни, и довольно далеко от источника – в нескольких десятках, а может и более сотни метров. На основании этого был сделан ошибочный вывод, что первоначально в 1891 году часовня была построена в овраге недалеко от известного и чтимого источника, а потом уже перенесена в деревню. В пользу этого говорил и план 1891 года, где была показана деревня и отдельно отметка часовни, из чего сделали вывод, что часовня находилась в стороне от жилых домов (видимо так и было поначалу), и по примерному расстоянию, могла находиться как раз в овраге (стоит отметить, что на плане не хватает географических ориентиров для точной привязки старого плана к местности).

Это было лишь предположение, основанное на том, что прошение о переносе часовни было выполнено. Но, как показал новый документ о страховании (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 967), часовня в Борискове видимо, не переносилась. В этом документе (Л. 23об) сказано: «Построена в 1891 году». Страховой документ датирован 1910 годом. И если бы был перенос часовни, об этом точно было бы сказано. Более того, там имеются еще такие слова: «Ближайшие постройки к часовне с юго-восточной и северной сторон крестьянские жилые дома в 9 саженях». А это как раз примерно то самое расстояние, на котором часовня находилась от дома Стебуляниных (прадеда Игоря Яшина). В итоге – часовня изначально была поставлена в деревне, а не в овраге. Первоначально около нее в конце XIX века не было жилых домов. А через 20 лет они появились (в 9 саженях). По какой-то неизвестной причине было подано прошение «перенести часовню на другое более удобное и приличное место», но по неизвестной нам причине, оно, видимо, реализовано не было.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика