Система Orphus

Назад

Метрика Богородицерождественской церкви села Александрово. 1887 год
Новость ИИМК. Ф. Р-III. Д. 3506

Архивный документ приводится не полностью, отобраны только сведения по исследуемой теме

Л. 1-1об: №416. Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмов Божиих, зданий и художественных предметов. I. История церквей, монастырей и их местоположение. 1). Описываемая церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, состоящая Звенигородскаго уезда Московской губернии в селе Александрово. 3). В сохранившейся на осмиконечном деревянном кресте надписи сказано: что сооружение храма начато помещицею означеннаго села Московскаго стольника Никиты Борисовича Пушкина женою Акилиной Григорьевной, а окончен оный храм графом Николаем Федоровичем Головиным 1727 года в царствование Императора Петра, а придел с северной стороны в трапезе устроен генералом Петром Спиродоновичем Самороковым – в честь своего перваго имени Самуила, которое по Высочайшей Монаршей милости было переименовано в Петра 1773 года. 4). Церковь каменная. 6) Описываемая церковь находится на отдельном погосте при усадьбе владельца означеннаго села штабс-капитана Фомы Антоновича Куршинского, основана на горе близ малой реки Истра.

Л. 2-2об: II. Наружние части храма. 9). Церковь квадратная, одноэтажная. 10). Алтарь церкви с 1 полукружием без граней. 11). Размер церкви в высоту от 12 до 15 саженей, длину 8 саженей, ширину 5 саженей и аршин. 12). Уклонений алтаря не видно. 13). Церковь построена вся из кирпича, цоколь выложен белым камнем. 14). Стены выкладены все сплошной кладкой по извести, кирпич широкий толстый и обожженный без клейма своей работы. Стены сохранились без изменения в первобытном виде, проходов и пустых мест в них нет, связи положены железныя.

Л. 3-3об: 15). Наружные стены и углы гладкия и без всяких украшений. 16). Карниз сделан из белого камня гладким пояском. 18). Кровля на настоящей церкви шатровая круглая, скаты на все стороны. А на трапезной обыкновенная, скаты на три стороны. Вся церковь покрыта кровельным железом, выкрашена зеленой краской. Кровля не новая, у спусков кровли подзоров нет. 19). Фонаря на сводах церкви нет. Но прямо следует предглавие глухое – гладкое без всяких украшений. 20). Глава на церкви одна – шарообразная, покрыта кровельным железом, окрашена черной краской.

Л. 4-4об: 21). Крест на главе деревянный, позолочен, цепей нет. На подножии креста и вершины никаких изображений нет. 22). Окна продолговатыя длиною 3 аршина с четвертью, шириной 1,5 аршина, в три света. В настоящей церкви подъемныя, а в трапезной створчатыя. В алтаре настоящей церкви три окна, а в приделах трапезной церкви по одному. Все окна с прямыми перемычками, решетки в них прямыя железныя. Над окнами висячих арок с гирьками нет, сандрики есть. Наличники гладкия из кирпича, окна прямыя без отливов и ставень. 23). Дверей три, расположены они с трех сторон: север, запад и юг. Двери деревянныя окрашены черной краской, гладкия без всяких живописных украшений. С наружной стороны южныя и северныя двери обиты железными листами. Наличники у дверей простыя, надписей на дверях никаких нет, петли простыя. 24). Особых входов в церковь нет. 25). Паперть устроена с трех сторон. С северной и южной стороны паперти вдавшиеся с колоннами, состоящие каждая из двух круглых белого камня столбов. А с западной стороны паперть помещена под первым ярусом колокольни, вставленных камней с резьбой и надписей нет.

Л. 5-5об: III. Внутренние части храма. 26). Внутреннее устройство настоящей холодной церкви столбообразное, снизу квадратное, а с половины к верху до сводов круглое осмигранное. В каждой грани кроме восточной устроено круглое окно с отливом вниз. Настоящая церковь холодная от теплой трапезной отделяется каменной стеной и полукруглой аркой с двумя створчатыми стеклянными дверями . Алтарь от храма отделяется каменной стеною с тремя пролетами (двери царския и двое боковые). Приделов в ней нет. Трапеза устроена в виде продолговатой палаты, в ней два придела на южной и северной сторонах. Алтари каждаго придела отделяются прямо иконостасом. Притворы от храма не отделяются. 27). В настоящей церкви свод устроен со стен круглый, осмигранный. В куполе сделано живописное изображение Бога Саваофа с сонмом Ангелов. В трапезной свод дуговой с откосными от стен столбов, в стенах углублений нет. 28). Среди церкви никаких столбов нет. 29). Лепных украшений на стенах нет. Всходов на хоры, колокольню, спуск под своды, дверей в застенки и тайники, впадин для постоянных икон или помещения ризницы, мест для сидения и голосников в стенах нет. 30). В настоящей церкви пол из белого камня, а в трапезной из кирпичных лещедок. Как в алтарях, так и в храме и притворах пол одинаковый как показано выше.

Л. 6-6об: 31). Алтарь одночастный, своды со стенами на подобие раковины. В стенах и сводах голосников нет. Помост в алтаре настоящей церкви от помоста храма возвышен на одну ступень, а в приделах трапезы помост алтарей равен с помостом храма. Изменений к них никаких не было. 32). В настоящей церкви и приделах престолы деревянные квадратные, от помоста на возвышении. Ширина и длина престола настоящей церкви 1,5 аршина, а вышина 1 аршин 5 вершков. В приделах трапезной церкви ширина, длина и вышина престола одинаковая – 5 четвертей. Металлических обложек ни на одном нет. 33). Над престолом сени нет. Но в куполе настоящей церкви над престолом сделано изображение Господа Иисуса Христа младенцем с надписью «Слово плоть бысть» и по сторонам святых ангелов, а в приделах над престолами ничего нет. 34). Горнее место открыто без сени.

Л. 7-7об: 36). Жертвенники в алтарях устроены с северной стороны на открытом месте деревянные. Вышина и ширина жертвенника в настоящей церкви пять четвертей, а в приделах трапезной церкви 1 аршин. 37). Все иконостасы сделаны из дерева гладкие. В настоящей церкви иконостас на белом поле в три яруса, карнизы позолочены, царские двери резные позолочены. По сторонам их есть два витых столбца позолоченных. Верх дверей полукружием вниз, над ними помещен образ Тайной вечери круглый с разным сиянием, золоченным по дереву. В средине второго яруса помещена икона Воскресения Христова круглая, большого размера. А на верху иконостаса Распятие Господа Ииисуса Христа на кресте, по сторонам коего находится Божия Матерь и Святой Иоанн Богослов в рост. В приделах трапезной церкви иконостасы на земном поле с колоннами в один ярус. В южном приделе иконостас устроен полукружием выдавшимся в храме. И в северном тоже полукружием, вдавшимся в алтарь. Царские двери в южном приделе гладкие, позолочены. Форма верхушек царских дверей полукруглая вниз с изображением посредине чаши. 38). Солея в настоящей церкви от одного клироса до другого устроена в прямом виде, каменная, от помоста храма возвышена на одну ступень. А в приделах трапезы солея равна с помостом храма. Солеи от храма решеткой не отделяются. 39). В настоящей церкви амвон есть, но от помоста солеи не возвышен, каменный без сени. А в приделах трапезной церкви амвонов нет. 40). Клиросы устроены в простом виде без всяких украшений.

Л. 8-8об: 45). В настоящей холодной церкви у западной стены над аркой отделяющей холодной церковь от теплой трапезной устроены деревянные хоры на железных подпорках, окрашены голубой краской на высоте двух с половиной сажень от пола без всяких украшений. Помещений на них никаких нет, ход на хоры с колокольни чрез чердак трапезы. 46). В теплом трапезном храме на северной стороне против царских врат придела Пророка Самуила находится каменная плита с буквами Д. и С., огороженная железной решеткой. А на доске, висящей на стене против оной есть надпись, в которой сказано: что в сем храме погребено тело соорудительницы онаго крикс-комисарши Дарьи Алексеевны Шатиловой, по происхождению Самороковой, родившейся в 1740 году и скончавшейся в 1815 году. А как о строителях настоящей церкви и севернаго придела было уже сказано выше, и ничего не было помянуто о приделе южном, то можно предполагать, что похороненная в храме Дарья Алексеевна была соорудительница придела южнаго.

Л. 9-9об: 49). Печи обыкновенныя новаго производства. 50). Колокольня построена квадратным столбом в три яруса вся из кирпича, имя строителя не известно. Верх сия оканчивается круговым фонарем, имеющим с четырех сторон по небольшому круглому окну. Кровля круглая покрыта кровельная железом, окрашена зеленой красной с прямым длинным шпилем из дерева, обитым железо, в коем утвержден четырехконечный деревянный крест позолоченный. Надписей и изображений никаких нет. 51). Всех колоколов пять. А так как вес оных малый – более двадцати пяти пудов нет, то можно предполагать, что они не были заказываемы, а покупали из готовых у разных заводчиков. Потому года на них не выставлены и время отлития не известно кроме одного, который отлит тщанием священника и церковнаго старосты в 1848 году. IV. Иконописание. 52). На северной, западной и южной стенах холодной церкви находится по картине живописнаго письма, изображающия Святых Евангелистов и рождение Божией Матери. А кроме сего на стенах всей церкви никаких изображений нет. Снаружи стен тоже нет.

Л. 10-10об: 53). В иконостасах всех приделов иконы греческаго письма, в ризах (не разборчиво) посеребренных. Записей на иконах никаких не имеется. Иконы помещены в простых рамах за стеклом и дальнейшее сохранение их обеспечено. 54). В числе икон, не помещаемых в иконостасе есть образ Успения Божией Матери греческаго письма в сребропозлаченной ризе 84-й пробы, вышины 6 вершков и длины 9 вершков. Под изображением в резном киоте серебреном, в котором хранятся восемь частиц мощей святых угодников. На стенах в раме имеется описание оных: 1. Преподнаго Григория иконописца печерскаго. 2. Преподабной Евфросиньи Полоцкой. 3. Преподобнаго Домиана целебника печерскаго. 4. Преподобнаго Никодима просфорника печерскаго. 5. Преподобнаго Спиродона просфорника печерскаго. 6. Преподабнаго Варлаама игумена Хутынскаго. 7. Святаго Великомученника Меркурия. 8. Преподобнаго Афонасия затворника. Икона сия есть изображение Чудотворнаго образа Успения Пресвятыя Богородицы, находящейся в лавре Киево-печерской над царскими вратами. Кем пожертвована означенная икона с частицами святых мощей не известно. 55). Все иконы в иконостасе сохраняются в своем первобытном виде.

Л. 12-14: V. Разные предметы. 65). Синодик есть рукописный. 67). Напрестольное Евангелие в приделе Пророка Самуила печатано при царе Михаиле Федоровиче с благословения Патриарха Филарета Никитича 7135 года от сотворения мира, а от Рождества Христова 1627 году. До настоящего времени сохранилось в целости. VI. Императорской Академии Художеств желательно знать: 1. Кто давал ответы на предложенные вопросы? Местный священник Иоанн Соколов. 2. Где воспитывался отвечающий? В Вифанской Духовной Семинарии до шестаго класса. 3. Каких он лет и если священник, то сколько лет священствует? 45 лет, всей службы в духовном сане 23 года, а священствует 13 лет. 4. Время составления настоящей метрики. 1887 года января 20 дня.

Посмотреть документ в формате pdf

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика