Система Orphus

Назад

Протоколы заседаний Московской Духовной Консистории. 1910 год
Новость ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 458

Архивный документ приводится не полностью, отобраны только сведения по исследуемой теме

Об отказе открытия диаконовской вакансии в церкви села Рождествено (север)

Л. 106: №3264. 1910 года августа 4 дня. Утверждается. 1910 года июля 26 дня. По указу Его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: Прошение крестьян прихожан села Рождествена Звенигородскаго уезда о том, чтобы для благополучия церковной службы при храме их была открыта штатная диаконовская вакансия или же был назначен псаломщик в диаконовский сан. Между тем просители не указывают, какое вознаграждение они со своей стороны могут оказать причту на содержание новой штатной вакансии, говоря только, что это содержание с диаконом при 1300 ревизских душ нужно считать вполне обеспеченным. Спрошенный по сему прошению причта села Рождествена в своем подробном объяснении местных условий их приходской жизни доказал, что открытие при их церкви штатной вакансии диакона

Л. 106об: с содержанием из местных средств не представляется возможным и для прихода нужным. Так причт показывает: 1) Хотя при их церкви по клировым ведомостям значится усадебной земли 1 десятина 1200 квадратных саженей и даже имеется план на оную землю, но с 1880 года по приговору мирового судьи, основанному на недобросовестных показаниях некоторых свидетелей, земля эта находится в пользовании крестьян села Рождествена и члены причта, не имея возможности возводить свои постройки на церковной полевой земле, вследствие отдаленности от села вынуждены для своих построек арендовать по высокой цене вышеупомянутую церковную усадебную землю. Это производит большие неудобства, так как ставит причт как бы в особаго рода зависимость от крестьян села Рождествена и последствие, пользуясь таким положением вещей стараются при каждом мало мальски подходящем случае взять с членов причта лишний рубль. А посему полагают, что крестьянам села Рождествена прежде следовало бы позаботиться об обеспечении причта необходимой усадебной землей и для сего отказаться от пользования неправильно отчужденной ими, хотя и по суду, церковной усадебной земли в пользу причта. 2) В прошении прихожан значится, что в приходе их

Л. 107: имеется 1300 ревизских душ. Но несомненно число душ прихода не может совпадать с числом душ ревизских, значащихся в крестьянских списках селений, входящих в состав их прихода, так как из них очень многие лишь только именуются крестьянами такой-то деревни, но не суть живут. И весьма многих из них не знают не только священно-церковнослужители, но даже и их односельчане. В клировых ведомостях означенной церкви за 1909 год значится душ мужеска пола 601. И даже в 1884 году, когда была упразднена штатная диаконовская вакансия в клировых ведомостях значилось душ мужеска пола более чем на сто, а именно 714. Вообще должно признать, что число душ, выставленное в прошении просителей не соответствует действительному числу душ прихода, а есть вымышленное, как же свидетельствует и дознанное уменьшение треб в их приходе. 3) Параллельно убыли населения прихода идет и обеднение его. Прежде вблизи их прихода было несколько кожевенных заводов. От них кормилось все население прихода и жило безбедно. В настоящее время все эти заводы закрылись и население осталось без заработка. Мастерства никакого не знают. Промыслы не развиты, извозный промысел, который немного был

Л. 107об: развит в их приходе в последнее время, мало-помалу оставляется как малоприбыльный. И масса крестьян всегда уходит в промышленные центры, порывая таким образом связь с приходом. И посему местных средств в последние годы стало недостаточно даже для содержания двух членов причта. Доходы причта за последние годы заметно уменьшились, совокупность всех доходов за трехлетие 1907-1909 годы выразилось средним числом в сумме около 700 рублей. Наконец 4) причина показала, что прошение подписано почти исключительно крестьянами села Рождествена. Между тем село Рождествено как по количеству посещающих его жителями храм, так и по степени даваемой им доходности занимает последнее место в числе прочих деревень. А из числа крестьян деревни Верхуртовой, занимающей в указанном отношении первое место, не подписался никто. Из деревни Тимофеевой, второй в указанном смысле, подписался один местный староста, который сам храм никогда не посещает и не был на исповеди уже много лет. На основании всех приведенных данных они полагают, что открытие при их церкви штатной вакансии диакона с содержанием из местных средств не представляется возможным.

Л. 108-108об: Местный благочинный со своей стороны свидетельствует, что за последнее время причтовые доходы прихода села Рождествена стали уменьшаться, выписки доходов из братской книги показывают, что едва ли возможно на сих доходах существовать трем членам причта при означенной церкви. Что же касается прошения крестьян, желающих торжественности и благолепия службы назначением им псаломщика в диаконском чине, который они считают будто бы главным этого фактором, то это их желание едва ли исполнимо в их бедном селе чрез назначение им лица владеющаго образовательным центром и могущаго совместить диаконовскую службу с клиросной. Приказали: На основании вышеизложеннаго прошения крестьян села Рождествена о назначении к ним диакона оставить без удовлетворения. И в то же время объявить им, чтобы они возстановили причту право владения усадебной землей при их церкви, как это было до 1880 года и как это требуется законом.

Назад

2012-2016 © Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом». Cтудия дизайна «VoltStudio».
Допускается свободное копирование и распространение материалов без их искажения с условием ссылки на данный ресурс.

Яндекс.Метрика